Патриотизм снова на вооружении

Новости движенияО движении

Беседа с Александром Тутовым – руководителем Архангельского регионального отделения движения «Народный Собор»

Лет десять назад слово «патриот» в среде т.н. «прогрессивной общественности» считалось политическим ярлыком. Синонимом «шовиниста» и даже «фашиста». Патриотическое воспитание молодежи воспринималось как пережиток советского прошлого.

Сегодня понятия «патриотизм», «патриот» прочно вошли в лексику государственных чиновников и официальных СМИ. В Администрации Президента создано управление гражданских проектов, одна их главных задач которого – курирование патриотического воспитания. В Архангельской области уже несколько лет действует Центр патриотического воспитания, на местах организуются его филиалы. О том, почему необходимо воспитывать у молодежи дух патриотизма, каких опасностей при этом следует избежать, беседуют архангельский журналист Анатолий Беднов и руководитель регионального отделения движения «Народный Собор» писатель Александр Тутов.

Анатолий Беднов: – Сегодня власть поворачивается лицом к патриотической тематике.

Александр Тутов: – Важно, чтобы воспитание патриотизма не подменялось другими делами.

А.Б.: – И не превращалось в пустую формальность, в набор мероприятий «для галочки», не бюрократизировалось.

А.Т.: – Иначе все это будет выхолощено и останется декларацией добрых намерений. А потому нужна идеология патриотизма.

А.Б.: – Пока не выработано. Есть только определенный набор патриотических лозунгов и штампов.

А.Т.: – Притом, что чиновники путают, что такое русский народ и российский, понятия «национализм» и «нацизм». На самом деле, если национализм нормальный, не радикальный, то он играет положительную роль.

А.Б.: – Любовь к своему народу и уважение к другим.

А.Т.: – Тем более что националистами в хорошем смысле этого слова были Антон Чехов, Дмитрий Менделеев…

А.Б.: – Александр Третий, Александр Суворов, Петр Столыпин.

А.Т.: – Суворов говорил: «Я русский. Какой восторг!»

А.Б.: – Александру Третьему принадлежат слова «Россия по-русски и для русских». А сегодня такие слова расцениваются как проявление русского фашизма, экстремизма, ксенофобии.

А.Т.: – А ведь «русским» считался всякий православный человек.

А.Б.: – И не только. Слово «русский» нередко было синонимом «российского». Тогда слово «россиянин» редко употреблялось.

Сегодня подавлять патриотическое движение не в интересах самой власти. Оно же уйдет в подполье!

Я хочу сказать вот о чем. В девяностые годы, когда государственная власть не занималась патриотическим воспитанием, а комсомол, превратившийся из «коммунистического» союза в коммерческий, и затем почивший в бозе, тоже отказался от этой задачи, вся патриотика легла на плечи общественных объединений. Были поисковики, которые вернули имена тысячам неизвестных солдат. А в это время в их клубах устраивались обыски в поисках оружия, которые они якобы выкапывают и прячут.

Между тем эти люди работали по пояс в болотной грязи, рискуя наткнуться на неразорвавшийся снаряд или мину…

По всей стране действовали клубы реконструкторов, ролевиков, занимавшиеся историческим фехтованием – на них «демократические» СМИ навешивали ярлык «фашистов».

И все это делалось на свой страх и риск, без господдержки.

А.Т.: – Да, в то время были проблемы при проведении турниров по русским историческим единоборствам. Слово «русским» напрягло ряд граждан. Появилась серия публикаций обо мне под названием «Обыкновенный турниризм».

А.Б. – По той же схеме, как тогда писали об организаторах исторических единоборств, сейчас пишутся статьи о поморских организациях, только вместо «фашизма» обвиняют в «сепаратизме» и «предательстве национальных интересов».

А.Т.: – Написанием таких статей тогда занимался Леонид Файвушкин, ныне проживающий в другой стране.

Но были и тогда люди во власти, поддерживавшие патриотические движение. Как, например, нынешний мэр Архангельска Виктор Павленко, тогда возглавлявший областной отдел по делам молодежи. Он очень серьезно помогал в проведении фестивалей исторической реконструкции «Нордкон», что проводились под Котласом.

Осталось мало специалистов, тех же поисковиков, продолжающих вести серьезную работу. Они продолжают свою деятельность по мере возможности. Но такой организованной работы, как была раньше, уже нет. Хотя среди современной молодежи есть те, кто занимается патриотической работой, проводит те же русские пробежки, занимается единоборствами. Но, к сожалению, у значительной части молодежи основные увлечения – у кого ночной клуб, у кого – подворотня. Тем более надо поддерживать всю инициативную молодежь.

А.Б.: – Молодежь не знает национальных героев – таких, как Александр Матросов. Николай Гастелло, Виктор Талалихин, зато прекрасно знает Рэмбо, Джеймса Бонда, Супермена, Бэтмена и других персонажей западной «массовой культуры».

А.Т.: – При этом стремится вести, якобы, богемный образ жизни.

А.Б.: – Где богема, там наркотики, алкоголь, случайные связи.

А.Т.: – И абсолютное отсутствие интереса к подлинной культуре.

Хотя это далеко не вся молодежь. В наших патриотических организациях есть ребята, которые работают в Интернете. Сегодня Интернет – рассадник и всего плохого, и хорошего тоже, и великое благо, и великое зло. И они помогают полиции отлавливать педофилов в Интернете, бороться с порнографией. При «Народном Соборе» есть организация, которая называется «Охотники за головами», которые ловят педофилов и сдают их в правоохранительные органы. Например, выявлять иностранных граждан, которые открывают личные странички в социальных сетях, заманивают в эти виртуальные бордели наших девиц. Они думают, что это развлекаловка, но она печально заканчивается.

Такие страницы надо закрывать. А тех. кто в них участвует, ставить на учет и привлекать к административной ответственности.

А.Б.: – Проводить профилактические беседы, как это практиковалось в СССР. Ведь если человека вовремя предупредить о последствиях, он не совершит рокового шага.

А.Т.: – Тем более что там участвуют в основном девушки от шестнадцати до двадцати лет. Понятно, что это происходит от недостатка воспитания, интеллекта. Но ведь это наш генофонд! И молодые патриоты должны бороться с этим. Чтобы иностранные гости не считали, что девушки в России легкодоступны.

А.Б.: – Сейчас существует грантовая поддержка общественных объединений, в том числе патриотической направленности.

А.Т.: – Но меня беспокоит то, что Ломоносовскому фонду, который выделяет средства на поддержку общественных инициатив, похоже, не интересна эта тема.

А.Б.: – Хотя Ломоносов был ученым-патриотом, много писал о воспитании у молодого поколения чувства любви к Родине.

А.Т.: – Сегодня много молодежи вступает в казачьи организации.

Некоторые говорят: зачем на Севере казачество? Но нам нужны традиции, нужна идеология. Казак – это воин, у которого есть православная традиция и вера. Ведь без веры человек станет кем угодно, тем же бандитом. А верующий человек старается соблюдать Божьи заповеди. У казаков есть своя воинская философия точно так же, как и у восточных народов с их школами единоборств. И народ тянется к казакам. Люди сегодня разобщены, даже в армии, где дедовщина зачастую носить этнический характер. И этому надо давать отпор. А для этого – объединяться.

Поэтому мы решили не ограничивать желающих вступить в казачество. Пусть у них нет казачьей формы, но по духу они казаки.

Ведь ситуация очень тяжелая. Случись катастрофа, как в Крымске, кто в первую очередь пойдет спасать людей? В Крымске это были казаки из соседних станиц, а МЧС и прочие службы оказались не готовы. Поэтому должны быть общественные формирования, способные защищать население, бороться с мародерами.

А.Б.: – Или в случае каких-то социально-этнических конфликтов: кто сможет вовремя остановить конфликт, не дать ему разрастись до таких масштабов, как в Кондопоге?

А.Т.: – Меня удивляет, что у нас предпочитают разбираться с поморами, не замечая, как ведут себя некоторые этнические группировки. Я не имею в виду тех, кто живет в России лет сорок, работает инженером, водителем троллейбуса, врачом…

А.Б.: – Эти люди воспитывались в русском культурном поле. А те, кто сейчас приезжают, часто не знают традиций и обычаев страны пребывания, и не хотят их знать, языком едва владеют.

А.Т.: – В этом вся проблема.

А.Б.: – Во Франции немало арабов, негров, которые живут в этой стране на протяжении ряда поколений и поддерживают «Национальный фронт» в его борьбе с незаконной миграцией.

А.Т.: – И у нас немало выходцев из бывших республик СССР, которым не нравится, как ведут себя в России их земляки. Да и во многих русских немало кровей намешано… Излишний, оголтелый национальный радикализм – это тоже плохо. Должна быть золотая середина. Надо помнить: во всех нациях есть и сволочи, и хорошие люди. Не кидаться бить мигрантов, людей другого цвета кожи, а знать и любить свою Родину, не давать в обиду ее и коренное население. Для этого и нужно патриотическое воспитание. Но поддерживать надо не пускание шариков в воздух, не ношение ленточек, а воспитывать пассионариев. Для этого необходимы военно-патриотические клубы, поисковые, спортивные секции по различным единоборствам. Это и изучение нашей великой истории.

Многие ли знают, что самый крутой ас-танкист, сжегший больше всего танков во время войны – наш соотечественник?

А.Б.: – Сейчас Россия празднует 200-летие Отечественной войны 1812 года. А многие ли помнят ее героев? Например, Леонтия Коренного – русского богатыря-гренадера, которым восхищался сам Наполеон и ставил этого героя в пример своим солдатам. В сравнении с подвигами, которые он совершил, вымышленные похождения любого киношного Рэмбо – ничто.

А.Т.: – Или Азовское сидение, когда несколько тысяч казаков обороняли крепость от 150 тысяч турок и победили.

А.Б.: – Или оборона Михайлова в Русско-польскую войну 1618 года, когда тысяча рязанских казаков, стрельцов и простых горожан десять дней удерживали под стенами города 12-тысячное войско гетмана Сагайдачного и этим спасли Москву.

А.Т.: – И Сагайдачный после этого исправился и стал проситься на службу к русскому царю. Побед и подвигов масса! А если вспомнить все конфликты девяностых годов (абхазский, осетино-ингушский, приднестровский) – все они выиграны благодаря казакам. Русские добровольцы в Сербии были одними из лучших, не зря мусульмане и хорваты отказывались атаковать сербские позиции, если знали, что там есть хотя бы несколько русских. А западные СМИ писали о десятках тысяч русских, хотя там за всю войну побывало не более тысячи добровольцев.

А.Б.: – У страха глаза велики.

А.Т.: – Или знаменитое сражение Русско-японской войны, когда один казачий эскадрон разбил полк японской гвардии, который драпал сорок километров. А казаки-то эти были потомками сибирских казаков и буряток, русские по духу. Нам есть, чем гордиться. Русская земля не иссякла богатырями. Их надо поддерживать, воспитывать. Как говорится, хочешь мира – готовься к войне. Если ты будешь силен, на тебя никто не полезет.

Патриотическое воспитание воздастся стократно. Может быть, благодаря ему и жить станем лучше…

Источник: РНЛ