Пора уже разобраться с этим «жестоким обращением»!

Новости движенияО движении

Людмила Рябиченко выступила в Совете Федерации РФ на Парламентских слушаниях на тему: «Вопросы совершенствования законодательства в сфере защиты прав детей»

На Парламентских слушаниях в Совете Федераций от 30 сентября 2014 г. на тему: «Вопросы совершенствования законодательства в сфере защиты прав детей» чиновники и общественность впервые заговорили одинаково и об одном и том же…

30 сентября 2014 г. в Москве в Совете Федераций состоялись парламентскиеслушания на тему: «Вопросы совершенствования законодательства в сфере защиты прав детей», организованные Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

В его работе приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, общественных организаций, научного сообщества, а также уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Со вступительным словом к присутствующим обратилась заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Л.Н. Бокова; с докладом выступили член Комитета Совета Федерации по социальному законодательству В.А. Петренко и доцент кафедры общих проблем прокурорского надзора Академии Генерального прокуратуры РФ Н.В. Коваль.

Большинство выступлений участников слушаний касалось ключевой темы – уголовной ответственности по ст.156 УК РФ, в которой используется понятие «жестокое обращение». Слушания показали, что чиновники и общественность впервые заговорили одинаково и об одном и том же: в течение почти двадцати последних лет, несмотря на неоднократные призывы общественности и специалистов-практиков, содержание понятия «жестокое обращение» с несовершеннолетними законодателем не раскрывается.

Выступающие говорили о том, что сложившаяся из-за отсутствия правовых рамок практика трактовать правоприменителем это понятие по собственному усмотрению, создала ситуацию настоящего беспредела в отношении семьи. Сложившееся положение контрпродуктивно и требует принятия безотлагательных мер по его исправлению.

Предложения выступающих касались и иных вопросов. Так, сенатор В.А. Петренко призвала осуществлять социальное сопровождение семьи, но не вторгаться в неё, помогать семье встать на ноги и удержаться от разрушения, для чего воссоздать систему принудительного лечения и трудотерапии родителей. При этом она также предложила ввести «семейные карты» учёта семей, подготовку (обучение) родителей; дополнить понятие «бытового насилия» насилием «психологическим»; расширить перечень субъектов родительской ответственности; ввести по примеру Белоруссии порядок оплаты родителями содержания в детском доме отобранного у них ребёнка, создать «профессиональное родительство».

Советник Уполномоченного по правам человека Л.И. Тропина, в частности, подчеркнула, что отсутствие понятийного аппарата в сфере правоприменения критерия «жестокое обращение» стало причиной возмущения родительской общественности и заставило многих чиновников задуматься, где встречается истинное жестокое обращение, а где – что-то другое, но в то же время это стало причиной того, что многие судьи не идут на серьёзные шаги там, где вмешательство действительно необходимо; призвала к координации действий в сфере защиты детства, соблюдению тех законов, которые уже есть и осмотрительности при внесении новых; рассказала, что в настоящее время принято много новых законов, но между ними существует колоссальная дисфункция и проблемы при правоприменении; призвала законодателей при создании новых законов ориентироваться, в том числе на информацию, от региональных КДНиЗП и чётко регламентировать действия служб, работающих с семьёй.

Председатель Ивановской областной Думы В.В. Смирнов посетовал, что прокуроры не хотят поднимать вопросы лишения родительских прав; усомнился в осуществимости предложения В.А. Петренко относительно трудотерапии и лечения родителей; призвал развивать «присутствие в семье уполномоченных органов».

Уполномоченный по правам ребёнка в Новгородской области Е.В. Филинкова обратила внимание на то, что в Европе поддержание чистоты является всеобщей нормой, а в России дежурство учеников по школе, уход за цветами уже считается принуждением и эксплуатацией детского труда; что лишение родительских прав вследствие алкоголизма родителей приводит в деградации родителей, они окончательно спиваются. Она также предложила ввести особый порядок лишения родительских прав для детей в возрасте до одного года – не более одного месяца.

В выступлениях других участников поднимались также вопросы жилищного обеспечения детей-сирот, создания модели специализированного жилого фонда; выплаты алиментов; внесения изменений в Семейный кодекс; введения закона о социальном обслуживании; создания системы медиации;

В работе парламентских слушаний также приняла участие председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Л.А. Рябиченко.

В своём выступлении она, в частности, коснулась ряда таких важных вопросов, как назревшая необходимость раскрытия понятия «жестокое обращение»; подчеркнула опасность введения понятия «психологическое насилие» и сопряжённого с этим вопросом внесённого в Госдуму законопроекта о психологической помощи; призвала не допустить расширения «присутствия в семье уполномоченных органов» и перечня субъектов родительской ответственности; особо остановилась на опасности передачи права на отобрание ребёнка от опеки суду вне изменения общего контекста и превращения его в суд ювенальный; резко высказалась против сокращения срока лишения родительских прав для детей в возрасте до одного года; предложила внести в резолюцию слушаний предложение о введении обязательной просемейной экспертизы всех вносимых в Госдуму законопроектов.

Несмотря на единодушие участников слушаний в целом ряде вопросов, нужно признать, что помимо абсолютно очевидного вывода о необходимости упорядочивания в семейном законодательстве понятийного аппарата, отчётливо определяется продолжение курса на огосударствление детей, ужесточение контроля над семьёй, введение ювенальных технологий.

В начале заседания В.А. Петренко обратилась к аудитории с вопросом, знает ли кто-то из участников слушаний, сколько законодательных актов в сфере семьи принято в последнее время, но никто из собравшихся не смог на него ответить.

По общему мнению выступавших, количество законодательных инициатив в сфере семьи неоправданно велико, направленность вносимых изменений безсистемна и хаотична, сам процесс внесения законопроектов в сфере семьи превратился для политиков в политический пиар.

Между тем, даже внесение чётких правовых определений для понятий «жестокое обращение», «ненадлежащее воспитание», «насилие в отношении несовершеннолетнего», могут оздоровить ситуацию и реально защитить семью в России.

Пора объединить силы – общественности, практиков, законодателей – для того, чтобы вернуть в семейную политику здравый смысл и справедливость.

И начать этот процесс с понятия «жестокое обращение с ребёнком», превратив его из карательного инструмента семьи в средство реальной защиты ребёнка в том случае, когда ему грозит настоящая, а не придуманная беда.

Людмила Рябиченко,
председатель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество»,
член Президиума ЦС движения «Народный собор»

Источник