Политизация русской этничности приведет к распаду России

Новости движенияО движении

В Москве состоялось заседание «Русского Собрания» на тему «Русский народ и российская нация. К обсуждению идеи закона о российской нации» …

7 декабря в Москве в Союзе писателей России состоялось очередное заседание международной общественной организации «Русское Собрание» на тему «Русский народ и российская нация. К обсуждению идеи закона о российской нации».

Мероприятие открылось соборным пением молитвы «Царю Небесный».

Со вступительным словом выступил председатель «Русского Собрания», главный редактор «Русской народной лини» Анатолий Дмитриевич Степанов. В начале своего выступления он напомнил, что 6 декабря 2016 года исполнилось 3 года «Русскому Собранию». За это время организация проделала большой путь. На сегодняшний день РС имеет семь отделений, в том числе международное – в Сербии.

Поводом к нынешнему собранию стало прошедшее 31 октября 2016 года заседание Совета при Президенте России по межнациональным отношениям в Астрахани, на котором был поднят вопрос о необходимости разработки «закона о российской нации». Эту идею озвучил член Совета в прошлом специалист по истории КПСС, а ныне заведующий кафедрой национальных, федеративных и международных отношений РАНХиГС Вячеслав Михайлов. Со схожей идеей выступил на заседании и директор Института этнологии и антропологии РАН, академик Валерий Тишков. «Русское Собрание» не могло пройти мимо этой проблемы.

Пока позиция Президента России Владимира Путина по данному вопросу не выражена определённо. Возможно, это проявление одной из сильных сторон нашего национального лидера, который по обыкновению избегает формулировок своей позиции.

Некоторые не принимают само понятие «российская нация». Вопрос требует обсуждения. Православно-патриотической общественности следует отреагировать на эту инициативу.

Далее докладчик коротко описал историю обсуждения национального вопроса в русской консервативной мысли. Национальная тематика актуализировалась в России после Отечественной войны 1812 года, когда наблюдался подъем национального духа нашего народа.

В 1831 году министр просвещения С.С.Уваров впервые сформулировал свою знаменитую триаду – «Православие. Самодержавие. Народность». Последнее понятие триады, «народность», не было чётко определено и в дальнейшем получило различные интерпретации. Ясно лишь, что в ту пору оно имело имперское, а не этническое значение.

В 50-60 годах XIX в русском обществе начали набирать популярность идеи панславизма. В связи с этим в 1867 году состоялась любопытная дискуссия между двумя консервативными органами по национальной проблематике. Иван Аксаков утверждал, что русские – это славяне; в свою очередь, его оппонент Владимир Скарятин прямо говорил: Россия для русских, а не для славян.

В 1888 году Константин Леонтьев – ярый противник национализма и панславизма опубликовал свою знаменитую работу «Национальная политика как орудие всемирного разрушения», в которой отмечал дуализм (противоречивость) национализма, который неизбежно приводит к глобализации или, по терминологии этого мыслителя, всесмешению.

В конце XIX века наблюдается подъем сепаратизма окраин, национальный вопрос встает во всей своей остроте. В это же время собственно и появляется русский национализм.

В 1900 г. создается «Русское Собрание», куда входят как монархисты-черносотенцы, так и либерально настроенные патриоты. В трудах монархических деятелей того времени предлагается несколько видоизмененная Уваровская триада – «Православие. Самодержавие. Русская народность».

В 1908 году учреждается Всероссийский национальный союз. Это детище Петра Аркадьевича Столыпина привело к расцвету русского национализма и расколу монархического движения.

В 1915 году образуется Прогрессивный блок, куда входят т.н. «прогрессивные националисты», в том числе печально известный Василий Шульгин, впоследствии участвовавший в принятии отречения Императора Николая II. Таким образом, националисты совместно с либералами оказались замешены в свержении монархии в России.

Докладчик обратил внимание на любопытное совпадение. В конце 40 – начале 50 годов XX века известный философ русского зарубежья Иван Ильин пишет статьи, составившие сборник «Наши задачи», который он рассматривал как программу для РОВС и в котором он дает положительное, но очень «художественное» определение (оправдание) русского национализма. А в Советском Союзе в это же время гремит т.н. «Ленинградское дело», т.е. происходит расправа над русскими националистами в коммунистической оболочке.

В 1961 году на XXII Съезде КПСС Н.Хрущев объявил о появлении новой общности – советского народа. Сегодняшние разговоры о российском народе отсылают к этой общности.

В конце 70 годов XX веке власть производит зачистку представителей русского национального движения в СМИ. В 1981 году Юрий Андропов говорит об угрозе «русистов». Властью обезвреживается попытка национализации коммунизма. В результате этой кампании власть утрачивает поддержку русской общественности, русской интеллигенции.

В заключении А.Степанов заявил, что Россия всегда была и только может существовать как Империя, а самое короткое определение Империи – это «единство во многообразии», многообразии вер и народов. И чтобы это единство не разрушилось, нужна общая идея, общие цели, гражданская общность. Как ее достичь? Об этом мы и должны сегодня говорить.

В качестве основного докладчика выступил социолог, кандидат политических наук Сергей Дмитриевич Баранов, известный эксперт в этой области, соавтор книги «Русская нация. Современный портрет» (М., 2009). По его мнению, русская нация состоит из трех политико-идеологических сегментов: 1) малый народ, или «пятая колонна»; 2) бюрократия, гражданское общество и бизнес; 3) народное большинство, почва, зачастую безмолвная и безгласная.

Говоря об идее закона о российской нации, Баранов отметил, что большинство отзывов отрицательные. Национальные меньшинства боятся ущемления своих прав. Идея также не встретила понимания и в русофильских кругах. По мнению докладчика, уже видно, что властью дан задний ход. Но если закон все-таки будет принят, то российская нация будет представлена в нем как этническая конструкция.

До 1991 года наука не знала понятия «российская нация». Современная этнология основана на идеях постмодернизма и конструктивизма. Согласно этому учению, нации формируются националистами. В виду этого можно сформировать и российскую нацию. В России уже началось конструирование российской нации. Но возникает вопрос, а что же в таком случае будет с русской нацией, русским народом? Принятие закона о российской нации крайне нежелательно. Власть, считает докладчик, добивается этнической однородности народа России, и это несмотря на то, что 90% населения страны – русские. Власть при создании российской нации использует американский опыт «плавильного котла», замещает коренное население мигрантами, смешивает русский народ с другими народами.

Баранов отмел «страшилку», что Россия может развалиться. Он выразил уверенность, что наша страна, на 90% состоящая из русских, не распадется.

Докладчик считает, что Вячеслав Михайлов, выступая со своей нашумевшей идеей, смешивает этническое и гражданское значения понятия. Конечно же, необходимо укреплять единство народа, но именно гражданское, а не этническое. Идея Михайлова по душе государственно-бюрократическому сообществу, ибо она может упростить управление народом.

Вторая часть доклада С.Баранова посвящена большой русской нации, которая представляет собой этно-социологическую реальность, триединый русский народ, значительная часть которого проживает за пределами России, – на Украине, в Белоруссии и т.д. На сегодняшний день, с сожалением отметил докладчик, окно возможностей по объединению нашего народа (великороссов, малороссов и белорусов) закрылось. 50% украинцев по своему языку и самосознанию, убежден выступающий, не относятся к русской нации. То же можно сказать о Молдавии. В Белоруссии также ситуация непростая; 20% жителей не разговаривают по-русски и не считают себя русскими. Если ситуация в республике будет развиваться в этом же направлении, то ее ждет украинский сценарий. На ¾ большая русская нация состоит из великороссов; 12% ее представителей проживают на Украине, 5% – в Белоруссии; на 3% она состоит из финно-угорских народов России; 6-7% – неславянский (ассимилированный) элемент. Территории, где мы не может справиться с конкурирующими проектами нациестроительства, например Украина и Молдавия, убежден докладчик, нужно делить.

Третью часть доклада Сергей Дмитриевич посвятил вопросам национальной политики внутри России. Он призвал в данном вопросе руководствоваться здоровым национальным прагматизмом, а не «имперскими иллюзиями». Надо учитывать, что в результате развала советской империи русский народ стал самым большим разделенным народом в мире. Власть проводит политику по созданию глобального, смешивающего единства. Пора отойти от такой политики. Необходимо признать, что 90% населения состоит из русских, которые являются залогом стабильности. Другие народы, проживающие в России, являются партнерами русского народа. Некоторые национальные меньшинства имеют субъектность в пределах своих национальных автономий. Нация должна иметь свою национальную территорию. Ныне русский народ проживает на территории нескольких государств, в некоторых из который прослеживается влияние других стран, например Китай преследует свои интересы в Казахстане.

Докладчик считает необходимым ввести понятие «этнокультурное большинство». В заключение своего доклада он предложил обратиться к В.Путину с просьбой зафиксировать в законодательных актах, прежде всего в Конституции РФ, государствообразующую роль русского народа.

Выступление вызвало множество вопросов. Участников заседания интересовало, каким образом реализовать государствообразующую роль русского народа, как положить конец деструктивной деятельности академика Тишкова, на чем основана уверенность докладчика, что Россия не распадется, каковы перспективы консолидации русской нации в рамках Русского Мира, нужен ли закон о русской нации, есть ли необходимость в создании новых государственных органов по межнациональным отношениям, каким образом будут делиться государства, на территории которых проживает русский народ?

После ответа на вопросы состоялся обмен мнениями. В ходе оживлённой дискуссии выступили несколько участников заседания.

Заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России (САНР), председатель Комитета САНР по этнокультурному развитию русского народа Игорь Эрикович Круговых заявил, что Михайлов не имел в виду под российской нацией этническое сообщество. Круговых считает, что русским народом утрачивается цивилизационная и национальная идентичность. Необходимо внести поправки в Конституцию и закрепить в ней государствообразующую роль русского народа. В качестве положительного примера решения в данной сфере Игорь Эрикович привел Стратегию национальной политики города Москвы на период до 2025 года, в разработке которой он принимал участие. Необходимо учитывать интересы национального большинства, национальных меньшинств и коренных народов России. Альтернативы нет. Круговых считает необходимым подумать над реализацией прав национального большинства. Также, по его мнению, нужен закон о русском языке, в котором были бы прописаны все его функции.

Руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Ивановна Артёменко раскритиковала предыдущее выступление. По ее мнению, закрепление в законодательстве государствообразующей роли русского народа приведет к тому, что в национальных республиках, в частности в Татарстане, на правовом уровне будет зафиксирована государствообразующая роль татарского народа и т.д. и т.п. Последние 20 лет в некоторых субъектах РФ формировалось массовое этническое самосознание. Это изменение культурно-языковой среды необходимо учитывать. Эксперт считает недопустимым имеющееся несоответствие базовых документов некоторых субъектов РФ федеральному законодательству. Также первоочередной задачей является разработка понятийного аппарата.

Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания» Михаил Юрьевич Щеглов одним из «подводных камней» считает позиционирование русского народа в качестве национального меньшинства. Он уверен, что в России невозможно построить нацию на основе идей конструктивизма. Вообще разговоры об искусственном создании наций несерьезны. И хотя парад суверенитетов схлопнулся, однако достаточно свистка врага рода человечества, чтобы Россия, повторив участь СССР, рухнула. Формирование национальной идентичности есть цемент, скрепляющий общероссийскую идентичность. Необходимы механизмы укрепления содержательного наполнения русского народа, хотя было бы неправильным педалировать русско-этническую компоненту.

Председатель Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», координатор Движения «Народный Собор», академик Международной Славянской академии наук, образовании, искусств и культуры Сергей Васильевич Скатов заметил, что население Нижегородской области на 96% состоит из русских. Тем не менее, представительство русских в СМИ, культуре и системе образования в области ничтожно мало. Он считает необходимым разработать понятийный аппарат, сформулировать дефиниции и принять некий меморандум (заявление). Это могло бы стать результатом «мозговой атаки» узкого круга лиц.

Доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН профессор Всеволод Юрьевич Троицкий рассказал о значении понятий «народ», «народность», «нация». Народ, по его убеждению, создать невозможно. Ученый выступил против культурного геноцида русского народа на русской территории, что же касается разрушения системы образования в России, то вопрос о разрушителях, считает эксперт, необходимо поднимать в судебном порядке.

Руководитель общественного движения противодействия экстремизму Ирина Васина напомнила, что русский народ и русская культура тесным образом связаны с Православием. Сейчас предпринимаются попытки оторвать русский народ от его православных корней, превратить русских людей в свиней. Но русский народ стал возвышать свой голос. Впервые он заявил о себе как о полноправном участнике общественной дискуссии. Ранее же наш народ воспринимался как безгласное быдло. Борьба с клеветническим фильмом «Матильда» и кощунственной рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда» стала переломным моментом. Васина призвала всех православных патриотов присоединиться к этой кампании.

Со своей стороны, сопредседатель Движения «За веру Православную» Павел Андреевич Безукладичный призвал православно-патриотическую общественность не допустить строительства завода по производству презервативов в Боголюбово. Необходимо проводить пикеты и круглые столы, в данное время продолжается сбор подписей. Враг силен, но он будет повержен, уверен общественник.

Лауреат первой Патриаршей премии в области литературы, сопредседатель Союза писателей России, член Центрального совета «Русского Собрания» Владимир Николаевич Крупин напомнил о значении Православия для русского народа. По его словам, в 90-х имел место религиозный порыв, в наше же время наблюдается ослабление религиозного чувства. Интеллигенция, видевшая в Православии лишь некий культурный феномен, отшатнулась от Русской Православной Церкви, испугавшись постов и молитв. Только потрясения, полагает писатель, усилят религиозное чувство в народе. Крупин призвал бороться с безобразиями, ибо когда в стране катастрофа, можно идти и на обострение. Писатель высоко оценивает роль «Русской народной линии», которая общими усилиями редакции и авторов заняла ведущее место в информационном пространстве.

Настоятель храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) заявил, что он однозначно негативно относится к идее закона о российской нации, которая стоит в одном ряду с ювенальной юстицией, гендерной идеологией, чипизацией. Лукавство Тишкова и Михайлова заключается в том, что их проекты осуществляются с прицелом на этническую составляющую, что неизбежно приведет к подрыву, размыванию русского ядра России. Надо быть на страже русского ядра, без крепости которого Россия может развалиться. «Да не будет этого!» – воскликнул отец Кирилл.

Ведущий научный сотрудник центра междисциплинарных исследований, мониторинга, экспертизы и анализа межнациональных и межконфессиональных отношений Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва, доктор философских наук, кандидат политологических наук Татьяна Викторовна Беспалова выступила против концепта русской нации. Важен концепт русского народа, который складывался исторически. Закон о российской нации не нужен. Возможно, надо внести поправки в действующие нормативно-правовые акты, например, закрепить государствообразующую роль русского народа. Никогда национальный вопрос не стоял так остро, как ныне. Выступающая задалась вопросом: а нужна ли политизация русской этничности? Необходим культурный подъем самосознания. Русским надо быть, а не казаться. При этом понятие «русский» эксперт употребила в духовном значении. Законодательное закрепление государствообразующей роли русского народа может привести к обратному эффекту: русская риторика будет усваиваться, а соответствующие действия не будут предприниматься. А это дискредитирует саму идею.

С 2000 года в России формируется гражданская идентичность, но до сих пор нет единства, общности россиян. Необходимо совместить три типа идентичности: цивилизационную, гражданскую и этнокультурную. Государственной идеологией России должна стать идея Русского Мира и Русской Цивилизации. Эксперт считает необходимым вернуть в паспорт графу «национальность».

Председатель «Русского Собрания», главный редактор «Русской народной лини» Анатолий Дмитриевич Степанов в заключительном слове отметил, что политизация этничности главенствующего народа всегда вела к распаду империи. И эту закономерность очень хорошо понимал такой знаток национального вопроса как советский лидер И.В. Сталин. Из отечественной истории видно, что всплеск русского национализма произошел как раз незадолго до революции. Нужно искать способы решения статуса русского народа в Российском государстве. Наверное, закон о российской нации не нужен. По крайней мере, следует обратиться к Президенту Владимиру Путину с просьбой подвергнуть этот вопрос широкой дискуссии. Иначе эта проблема будет решена в кулуарах антропологами и этнологами печально известной «школы Тишкова, что угрожает бедами как русскому народу, так и национальным меньшинствам России.

В мероприятии также приняли участие: председатель Московского отделения «Русского Собрания», член Союза писателей России священник Александр Шумский, председатель Тверского отделения «Русского Собрания», глава Калязинского района Тверской области Константин Геннадьевич Ильин, публицист, секретарь «Русского Собрания» Андрей Витальевич Сошенко, члены центрального совета Московского отделения «Русского Собрания» Александр Вячеславович Руденко, Павел Геннадиевич Петин и Леонид Евгеньевич Болотин, члены «Русского Собрания» Юрий Михайлович Дуняшенко из Шуи, Константин Валентинович Коледенко, писатель Андрей Юрьевич Хвалин, председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев, сопредседатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор» Олег Юрьевич Кассин, заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения «Русского Собрания» Александр Валентинович Тимофеев, сопредседатель международного Ильинского комитета, кандидат исторических наук Александр Михайлович Шарипов, члены Союза писателей России поэт Сергей Иванович Коротков и публицистка, поэтесса Елена Николаевна Сапрыкина, заместитель генерального директора Международного Фонда славянской письменности и культуры Леонид Юрьевич Редкий, финский политолог и общественный деятель Йохан Бекман, доктор политических наук Анастасия Владимировна Митрофанова, руководитель движения «Царский крест» Александр Леонидович Порожняков, публицист, кандидат биологических наук Дмитрий Александрович Лебедев, публицисты Иван Сергеевич Леонов, общественный деятель Владимир Александрович Гладков и другие.

В ближайшее время на сайте «Русской народной линии» будет размещена видеозапись заседания.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula