Фильм «Матильда» представляет угрозу для России

Новости движенияО движении

Общественность поддерживает экспертное заключение по фильму «Матильда» и требует не допустить его показа

Российская культура всё более становится полем ожесточённых сражений: общество больше не хочет принимать порнографических, вульгарных и кощунственных поделок, называемых их авторами «современным искусством». Налогоплательщики требуют от деятелей культуры отчёта в том, на что и как тратится та часть их средств, которая направляется на развитие и поддержание отечественной культуры.

Намерение общества получить от сферы культуры то, что отвечает ценностям и убеждениям традиционного большинства, а не навязывается современными «творцами» в соответствии с собственными разнообразными и причудливыми пристрастиями, становится камнем преткновения в диалоге общества и деятелей культуры.

В ответ на любой запрос общества о качестве культурного продукта «художники» принимаются кричать о «возвращении цензуры», о личном праве на «собственное прочтение» истории, о праве на публичное разрушение ценностей и традиций, на вольное обращение с сакральными образами и смыслами. При этом право на оценку таких действий они отдают профессиональным критикам, отводя всем прочим «массам» лишь роль бессловесных потребителей.

Снятый режиссёром А.Учителем фильм «Матильда» вызвал раскол в обществе не только положенной в основу сюжета историей о взаимоотношениях молодого наследника престола и юной балерины, но в первую очередь тем, что ради кассы проката авторы, нисколько не смущаясь, использовали образы императора Николая II (Романова) и его супруги Александры Фёдоровны, канонизированные Русской Православной Церковью как святые – царственные страстотерпцы.

Сакральность этого царственного семейства не остановила «творцов», и они позволили себе «интерпретировать» и «изображать по-своему» их жизнь, которая в результате высокого жертвенного подвига стала житием.

Культура любой нации исторически произошла из культа, то есть выросла из священных обрядов и сакральных смыслов, и, желая сохранить себя, каждая нация стремится охранять эту сферу священного как ключ жизни. Для любой нации растабуирование в своей жизни запретных тем и понятий и глумление над сакральными смыслами означает короткий путь к самоуничтожению; понимание этой опасности заставляет нацию принять меры для ликвидации разрушительных тенденций.

В этой ситуации роль экспертов, способных грамотно оценить культурный продукт, становится основным ресурсом в войне за безопасность нации.

Группа экспертов в составе: д.психол.н., профессор, член-корреспондент РАО Слободчиков В.И.; д.юр.н., профессор, председатель Правления РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права» Понкин И.В.; д.филол.н., профессор, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН Троицкий В.Ю.; к.культурол.н., д.техн.н., профессор «Московского государственного лингвистического университета», доцент Евдокимов А.Ю. по запросу депутата Государственной Думы Поклонской Н.В. сделала заключение на скандально известный фильм «Матильда».

Стаж профессиональной деятельности членов экспертной группы, которую отличает высокая репутация в профессиональной среде – от 27 до 58 лет, стаж экспертной деятельности – от 12 до 28 лет.

Скрупулёзно исследовав представленный материал – два рекламных ролика и 120 страниц сценария фильма «Матильда», которые содержат всю базовую информацию, достаточную для составления представления о его содержании, эксперты пришли к ряду важных выводов.

В частности, факт канонизации Николая II (Романова) и его супруги Александры Фёдоровны — прославления в лике православных святых (царственных страстотерпцев) обусловливает особое религиозное почитание этих лиц верующими, что влечёт за собой обязанность государства уважать данное установление Русской Православной Церкви (№ 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Правовая защита религиозных чувств верующих от оскорбления предусмотрена Конституцией Российской Федерации (ч.5 ст.13 и ч.2 ст. 29), Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ, ст. 148 и 282 Уголовного кодекса РФ.

По мнению экспертов, в фильме «Матильда» было осуществлено смешение «сакрального и вульгарно-аморального, вульгарно-сексуального».

Авторами фильма был создан «уничижительно-очерняющий образ Николая II, как неадекватного и нравственно растленного человека, не обладающего внутренними нравственными ограничениями, ставящего сиюминутные личные интересы сексуального удовлетворения в крайне сомнительных и социально-порицаемых с нравственной точки зрения обстоятельствах (при традиционном для России и русского народа понимании общественной нравственности) выше интересов Российского государства и репутации правящего Дома Романовых».

Образ Александры Фёдоровны представлен там же как «образ психически неуравновешенной и неадекватной личности, нравственно порочной женщины, экзальтированной и погрязшей в совершенно вульгарных и социально порицаемых с точки зрения православного верующего) оккультно-религиозных предрассудках и практиках, в том числе связанных с относимыми к религиозному сатанизму (кровавыми ритуалами – практиками т.н. «чёрной магии»), то есть совершающей действия, абсолютно несовместимые с христианством и враждебные христианству».

Дискредитация образов канонизированных императора и императрицы опосредованно формирует «представление о верующих Русской Православной Церкви, религиозно почитающих Николая II, как о неадекватных лицах, почитающих «негодный объект почитания», обладающих фиктивной религиозностью и низкими интеллектуальными качествами, неспособных понять абсурдность ситуации».

Этот посыл не может не вызывать тревоги и недовольства в обществе и уже стал причиной дестабилизации общества и источником протестных настроений.

Также в фильме присутствует ряд сцен и приёмов, намеренно формирующих искажённые представления об исторических личностях и событиях и закрепляющих их в сознании зрителя как единственно верные факты и оценки.

Всё это осуществляет «девальвацию традиционных нравственных ценностей в искусстве и, в целом, в культуре; размывание и разрушение оппозиции «высокое – низменное», то есть разрушение самого феномена культуры».

Русская Православная Церковь уже выразила своё мнение по данному вопросу. В частности, глава синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Илларион, одним из первых увидевший фильм «Матильда» целиком, назвал его «кощунственным» и «апофеозом пошлости» и подчеркнул: «Речь идет, как мне кажется, о нашем национальном достоянии, о нашей истории. Мы не должны плевать в свою историю. Мы не должны людей такого уровня и такого масштаба, как последний русский император, подвергать вот такому публичному унижению».

Председатель Патриаршего Совета по культуре епископ Тихон (Шевкунов) сказал, что «с исторической точки зрения это надругательство над нашей историей, над нашей культурой», и указал на то, что фильм содержит искажение исторических фактов и формирует оскорбительное представление о Царской Семье.

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда подчеркнул, что очень важным для художника должно быть понимание того, что своим произведением он может задеть чьи-то чувства, а также не увидел ничего удивительного в столь острой реакции общества на провокационный фильм и сказал, что создатели фильма «Матильда» должны прислушаться к мнению православной общественности.

В конце 2015 г. Президентом РФ В.В. Путиным была подписана «Стратегия национальной безопасности», в которой сохранение и развитие культуры и традиционных российских духовно-нравственных ценностей названо национальными интересами на долгосрочную перспективу, их разрушение было обозначено как основная угроза государственной безопасности, а стратегическими целями обеспечения национальной безопасности указано их сохранение и приумножение.

Содержательная сторона фильма «Матильда», по мнению экспертов и общественности, направлена на подрыв культуры и уничтожение духовно-нравственных ценностей, что представляет угрозу национальной безопасности.

Мы присоединяемся к выводам экспертной комиссии по оценке фильма «Матильда» и выражаем признательность её членам за серьёзную и ответственную работу.

Также мы поддерживаем мнение Русской Православной Церкви о недопустимости показа подобных фильмов в год столетия революции и предстоящего столетия убиения Царской Семьи, которые наше общество пытается осмыслить.

Мы требуем не допустить намеченного на 25 октября 2017 года начала проката фильма «Матильда» на экранах страны, а также отказать производителям фильма в выдаче прокатного удостоверения.

Обращение поддержали (в алфавитном порядке):

1.

Атаев
Артур Викторович

политолог, к.полит.н.

2.

Безпалько
Богдан Анатольевич

зам. директора Центра украинистики, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ

3.

Воробьевский
Юрий Юрьевич

писатель, публицист, исследователь

4.

Ганичев
Валерий Николаевич

Председатель союза писателей России, д.ист.н.

5.

Гельвановский
Михаил Иванович

член-корреспондент РАН, академик РАЕН, зам. директора Центрального экономико-математического института РАН, д.э.н., профессор,

6.

Зайцева
Людмила Васильевна

Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР

7.

Камшилов
Валерий Васильевич

начальник Главного штаба Союза казачьих войск России и Зарубежья

8.

Кассин
Олег Юрьевич

сопредседатель общественного движения «Народный собор»

9.

Котенок
Георгий Петрович

руководитель портала «Сегодня.ру», военный корреспондент

10.

Крупин
Владимир Николаевич

сопредседатель правления Союза писателей России, первый лауреат Патриаршей премии, академик, член Президиума Академии российской словесности, член Президиума Славянской Академии, член Президиума Всемирного Русского Народного собора

11.

Лебедев
Валентин Владимирович

председатель Союза православных граждан, главный редактор журнала «Православная беседа»

12.

Ляпичева
Елена Викторовна

режиссёр, ген.директор продюсерского центра «Духовность и армия»

13.

Москвитин
Филипп Александрович

художник, член Союза художников России, советник РАЕН, член центр Совета общественного движения «Россия православная»

14.

Мультатули
Пётр Валентинович

ведущий программы ТК «Царьград», член Союза писателей России, к.ист.н.

15.

Немыченков
Владимир Иванович

религиовед, ответственный секретарь Научного совета по религиозно-социальным исследованиям ООН РАН

16.

Недоступ
Александр Викторович

председатель исполкома Общества православных врачей, д.м.н, профессор

17.

Николаев
Виктор Николаевич

член Союза писателей России, лауреат Большой литературной премии России, лауреат Патриаршей премии, майор запаса, кавалер ордена Красной Звезды

18.

Осипов
Владимир Николаевич

председатель фонда «За христианское возрождение»

19.

Пахомов
Дмитрий Вячеславович

директор Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность», сопредседатель Международной Ассоциации «Христианство и Ислам»

20.

Печерский
Андрей Николаевич

главный редактор газеты «Русь державная»

21.

Платонов
Олег Анатольевич

председатель Президиума Всеславянского союза, директор Института русской цивилизации, главный редактор газеты «Русский вестник»

22.

Редкий
Леонид Юрьевич

зам. генерального директора Международного фонда славянской письменности и культуры

23.

Решетников
Леонид Петрович

председатель совета Общества русского исторического просвещения «Двуглавый орёл», генерал-лейтенант, к.ист.н.

24.

Рябиченко
Людмила Аркадьевна

председатель общественного движения «Семья, любовь, Отечество», публицист, аналитик

25.

Саулкин
Виктор Александрович

обозреватель радио «Радонеж»

26.

Семёнов
Валентин Евгеньевич

д.психол.н., профессор, заслуженный деятель науки России, научный руководитель НП “Центр политических и психологических исследований”

27.

Смолин
Михаил Борисович

зам.главного редактора ТК «Царьград», член Союза писателей, к.ист.н.

28.

Солуянов
Александр Петрович

Герой Советского Союза, председатель Совета Фонда «Перекличка поколений»

29.

Степанов
Анатолий Дмитриевич

историк, главный редактор интернет-портала «Русская народная линия», председатель МОО «Русское Собрание»

30.

Фролов
Кирилл Александрович

глава Ассоциации православных экспертов

31.

Фурсей
Георгий Николаевич

вице-президент РАЕН, президент Международной лиги защиты культуры, засл. деятель науки РФ, лауреат Государственной премии СССР, д.физ-мат.н., профессор

32.

Чесноков
Сергей Валентинович

президент Международного фестиваля социальных технологий «За жизнь», к.ист.н.

33.

Шамбаров
Валерий Евгеньевич

председатель оргкомитета молодежных военно-патриотических сборов и игр РОО «Единые народные общинные товарищества», член Союза писателей России, к.техн.н.