Татарский сепаратизм, Самодержавное Царство против политического монархизма

Новости движенияО движении

В Москве прошло заседание международной общественной организации «Русское Собрание»

21 июня в Москве прошло очередное заседание международной общественной организации «Русское Собрание» (РС), сообщает корреспондент «Русской народной линии», принимавший участие в мероприятии.
Заседание открылось совместным пением молитвы «Царю Небесный».
Вступительное слово произнес руководитель «Русского Собрания», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов.
С обстоятельным докладом, посвященным истечению действия договора о разграничении полномочий Республики Татарстан с федеральным центром и необходимости укрепления единства страны, выступил председатель Казанского отделения РС, лидер Общества русской культуры Татарстана Михаил Юрьевич Щеглов.
По мнению докладчика, до революции Россия была губернским, имперским государством, где сохранялись все живущие в нём народы. Далее Щеглов предложил три базовых тезиса для рассмотрения национальных проблем в России: 1. Любой нерусский национализм в России и на территории СНГ есть русофобия и обязательно направлен против России; 2. До революции в России не было национально-государственных образований, и это обеспечивало стабильность государства; 3. Россия не является национальным государством русского народа, сам же русский народ представляет собой надэтническую, политическую нацию, включающую не только русских, но и татар, чеченцев и др.
В конце 80-х — начале 90-х годов наблюдалось возрождение нерусских национальных языков, культур, этносов, что выражалось в определенной кадровой политике. Этот процесс затронул все проживающие на территории России народы, кроме русского. Самый яркий пример такого возрождения – Татарстан. Все национальные образования России стремились к максимальной независимости вплоть до отделения от РФ.
В конце 80-х — начале 90-х годов происходил подъем татарского национального движения. Этот процесс поддерживался местной властью. 21 марта 1992 года был проведен референдум о суверенитете Татарстана.
Результатом референдума стало провозглашение государственного суверенитета республики. Более 60% жителей республики, в том числе 50% нетатарского населения, проголосовали за суверенитет. Этим в полной мере воспользовался первый президент Татарстан Минтимер Шаймиев, который сумел выторговать у центра множество привилегий. В республике был принят и действует закон «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», который придал татарскому языку статус государственного языка. В ноябре 1992 года принята конституция Татарстана, которая противоречит Конституции РФ по многим положениям. В татарстанском основном законе помимо того, что татарский и русский языки признаются государственными языками республики, за татарским народом закреплена государствообразующая роль. Татарстан признан субъектом международного права. При активном участии Шаймиева в 1994 году был заключён Договор между Татарстаном и Российской Федерацией о разграничении полномочий. В результате многие виды налогов, в том числе налог от нефтяной отрасли, не перечисляются в федеральный бюджет. Причем, на сегодняшний день долг Татарстана перед федеральным центром равен всему бюджету республики. Впрочем, все эти процессы в республике – своего рода отклик на призыв Бориса Ельцина «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».
Однако несмотря на все меры по продвижению татарского языка, в обществе этот язык носит локальный характер. 95-97 % жителей Татарстана говорят на русском языке, а 60% вообще не владеют татарским языком. Щеглов убежден, что если бы преподавание татарского языка было добровольным, то от него отказалось бы 70% населения Татарстана. Тем не менее, в образовательной системе Татарстана русский и татарский языки представлены в равном объеме. Если в остальной части РФ на преподавание русского языка в школе отводится 1200 часов, то в Татарстане – лишь 700. Парадоксально, но юридически русский язык не имеет статуса родного языка для русских жителей Татарстана, таким статусом обладает только татарский язык. Несмотря на это татарская политическая элита в республике плохо владеет татарским языком, предпочитая ему английский.
В 1997 году Договор между Татарстаном и Российской Федерацией о разграничении полномочий был пролонгирован. В конце июня 2017 года заканчивается срок его действия и ожидается очередная пролонгация, о чем пишут влиятельные провластные татарские СМИ. Опять оживились татарские националисты, грозящие выходом Татарстана из состава РФ, это верный признак того, что местные власти опять намерены давить на центр, чтобы состоялась пролонгация договора – этого недоброй памяти наследия политики «парада суверенитетов». Поскольку татарский национализм, как хорошо известно, управляется руководством республики.
Как отметил Щеглов, опираясь на Договор о разграничении полномочий, на некоторые неконституционные положения татарстанского основного закона, в республике пышным цветом расцвел сепаратизм. Сегодня в фаворе находятся лишь те деятели, которые поддерживают обособление республики от России. Наблюдается дискриминация нетатарского населения при приёме на государственную службу. В татарстанских школах детям рассказывают о том, что никакого татаро-монгольского ига не было, а Куликовская битва была «местными разборками князей». В Татарстане всего 400 православных храмов, но при этом 1500 мечетей, в основном построенных за последние четверть века. При попустительстве республиканской власти в Татарстане набирает силу радикальный ислам. В республике ощущается сильное влияние Брюсселя, Вашингтона и Стамбула.
Доклад вызвал оживленную дискуссию и множество вопросов к выступающему.
Руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Ивановна Артёменко сообщила, что с 2017 году в Татарстане вводится обязательная сдача татарского языка в 9 классе. По её мнению, федеральный центр не предпринимает никаких мер для приведения конституции Татарстана в соответствие с Конституцией РФ, потому что в федеральных органах государственной власти имеется мощное протатарское лобби. В Татарстане принята концепция национального образования, нацеленная на формирование этнического самосознания. В республике созданы национальные школы и национальные детские сады. Но несмотря на обязательное изучение татарского языка, только 18% жителей республики говорят на этом языке. Договор между Татарстаном и Российской Федерацией о разграничении полномочий усиливает сепаратистские положения конституции республики. Артёменко предложила общественности обратиться в Конституционный Суд РФ с просьбой привести конституцию Татарстана в соответствие с Конституцией РФ.
По словам председателя Калужского регионального отделения «Русского Собрания» и секретаря РС Андрея Витальевича Сошенко, проблема федерализма в нашей стране весьма актуальна, и Татарстан является лидером будущей опасности разрушения российского государства. Ситуация тлеет, но она может взорваться. И процесс начнётся с Татарстана.
Лауреат первой Патриаршей премии в области литературы, сопредседатель Союза писателей России, член Центрального совета «Русского Собрания» Владимир Николаевич Крупин считает необходимым поставить перед церковной и светской властью вопрос об ускорении процесса возрождения Казанской духовной академии. Этот вопрос вызвал бурную дискуссию. Как отметил А.Степанов, более насущной задачей сегодня, по-видимому, является восстановление собора Казанской иконы Божией Матери.
Настоятель храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) рассматривает противодействие пролонгации Договора между Татарстаном и Российской Федерацией о разграничении полномочий как лобовое столкновение, которое в настоящее время вряд ли целесообразно. Договор можно продлить, но усилив в нём позиции федерального центра.
Специалист по конституционному праву, кандидат юридических наук Василий Георгиевич Елизаров считает проблему относительно заключения нового договора о разграничении полномочий между органами госвласти Российской Федерации и Республики Татарстан очень политизированной и требующей грамотных хорошо продуманных решений. При этом опасения относительно содержания действующего договора – преувеличены, ибо на сегодняшний момент этот договор содержит лишь два-три положения, которыми предусматривается возможность правого регулирования, отличающегося от норм федерального законодательства. Это – положение указанного договора, согласно которому для кандидатов на должность главы Республики Татарстан требуется владение государственными языками Республики Татарстан. И ещё норма о том, что граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Татарстан, имеют право получать паспорт гражданина Российской Федерации с вкладышем на государственном языке Республики Татарстан (татарском). На практике – в этом вкладыше может быть указана национальность гражданина, но об этом ничего в договоре не сказано. Для некоторых татарских общественных деятелей важно не столько содержание этого договора, сколько сам факт наличия этого договора, что придаёт этой Республике некое особое положение, у других-то республик вообще нет таких заключенных договоров.
По итогам дискуссии участники заседания «Русского Собрания» приняли решение направить обращение Президенту России Владимиру Путину с просьбой не продлевать Договор между Татарстаном и Российской Федерацией о разграничении полномочий, как документ, мешающий укреплению единства государственности. Принято также решение направить «увещевательное» обращение к «президенту номер два», лидеру Татарстана Рустаму Минниханову с предложением прекратить попытки обособить республику от России. Предложено также направить письмо министру образования и науки РФ Ольге Васильевой с просьбой принять меры по унификации образовательной системы Татарстана с общероссийской образовательной системой.
Для разработки проектов документов создана редакционная комиссия, в которую вошли Михаил Щеглов, Ольга Артёменко, Андрей Сошенко и Василий Елизаров.
Вторая часть заседания была посвящена теме «Об отношении православных патриотов к идее Самодержавия. О монархизме истинном и монархизме ложном».
Руководитель «Русского Собрания», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов напомнил, что по итогам Царской конференции в Сологубовке был поставлен вопрос об отношении патриотов к самой идее монархии. В настоящее время эта идея ассоциируется главным образом с Российским имперским домом, возглавляемым княгиней Марией Владимировной. Внутри страны многие силы продвигают монархические идеи. В последние дни активизировалась ЛДПР, которая стремительно превращается во флагман монархизма легитимистского толка.
С основным докладом на эту тему выступит член Центрального совета Московского регионального отделения «Русского Собрания» историк и публицист Леонид Евгеньевич Болотин. По его мнению, Конституция РФ вполне монархическая. Де-факто в России существует форма монархии. Но православные исповедует не монархию как единоличное, единовластное правление, а Православное Самодержавное Царство, которое является иконой Царства Небесного. Царь является Главой земной Церкви, в этом проявляется духовное измерение Царства.
Докладчик призвал различать монархию как принцип единовластного правления и духовное самодержавное Царство. Надо отделиться от политического монархизма, этого пути заблуждения, пути к воцарению антихриста-антипомазанника.
Болотин предполагает, что в некоторых странах, в частности во Франции, Болгарии и Румынии будет запущен процесс по десакрализации демократии и республиканства, в результате чего в этих государствах начнётся агитация за монархию. В итоге монархический строй получит широкое распространение, а США будут поделены между европейскими монархиями. К тому моменту России надо быть готовой к восстановлению не политического монархизма, а Православного Самодержавного Царства. «Ныне в России уже есть царь, это – Владимир Владимирович Путин», – с пафосом заявил докладчик. Де-факто Путин уже является Императором. Он привёл аналогию с Римской империей, где императором провозглашался победитель в войне. Наш же национальный лидер одержал несколько побед — чеченскую, в войне с Грузией в августе 2008 года, крымскую. Есть перспектива провозглашения В.Путина Императором уже на юридическом уровне и связана она с мировыми событиями.
Председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев поддержал призыв ратовать не за политический монархизм, а за самодержавие. Он считает, что Россия остается Империей, а не федерацией.
Необходимо восстановить монархию и вернуть титул «Царь», считает игумен Кирилл (Сахаров).
Председатель Московского регионального отделения «Русского Собрания» священник Александр Шумский считает, что политический монархизм очень опасен, это – прямая дорога к революции. Легитимисты и политические монархисты, говоря о необходимости формализации принципа монархизма, фактически призывают к революционным событиям. На данный момент единственным кандидатом на Российский Престол является В.В.Путин, который понимает русскую историю, чует России и развивается как национальный лидер.
Анатолий Степанов с сожалением отметил, что в сознании православных радикалов укоренена формула «Царь грядет», причём «грядет скоро». Это своего рода большевистская политика подталкивания истории, прямо как у революционного поэта Владимира Маяковского – «клячу историю загоним». Эта идея спекулирует на монархическом сознании русского народа. Хорошо известно, что Сталин воспринимался как «красный царь», Брежнев как «добрый царь», даже Ельцина называли «Царём Борисом», пусть и вечно пьяный, но царь. В сознании русского народа есть все признаки монархизма. Но надо понимать, что возвращение к монархии должно носить сущностный характер, а не просто изменения формы правления. Степанов призвал к здравому отношению к идее монархии.
Известный православный публицист иерей Сергий Карамышев считает, что политический монархизм дискредитирует саму идею Православного Самодержавного Царства. Первоочередная задача – укрепление власти главы Российского государства, восстановление полноценной державности.
Политолог, сотрудник «Русской народной линии» Константин Геннадьевич Новиков призвал сторонников Православного Самодержавного Царства разработать концепцию как ответ тем, кто подталкивает монархистов на провокацию.
Член центрального совета Московского отделения «Русского Собрания» Александр Вячеславович Руденко считает, что субъектом процесса должен быть не отдельный человек, а община. Поэтому надо формировать субъектность, народность в виде общин.
Блогер Дмитрий Викторович Гусс полностью солидаризировался с противниками политического монархизма.
Анатолий Степанов напомнил о вечно новой формуле – Православие, Самодержавие, Народность. Эта триада неразрывна, хотя порядок её составляющих может меняться. У Николая Яковлевича Данилевского она звучала как Народность, Самодержавие, Православие; у Михаила Никифоровича Каткова как Самодержавие, Православие, Народность; у Константина Николаевича Леонтьева, Константина Петровича Победоносцева и Льва Александровича Тихомирова как Православие, Самодержавие, Народность. Вопрос о монархии, убежден председатель РС, вошел в политическую повестку дня.
По итогам обсуждения участники заседания попросили Леонида Болотина подготовить проект документа о различии идеи Православного Самодержавного Царства и концепции политического монархизма. И о неприемлемости для православных патриотов последнего.
Третья часть заседания была посвящена обсуждению результатов деятельности и дальнейших планов «Русского Собрания».
Председатель Нижегородского регионального отделения РС журналист Сергей Васильевич Скатов представил две книги – одна посвящена гениальному музыканту Анатолию Полетаеву, которому исполнилось в прошлом году 80 лет, вторая – результатам проведенного им журналистского расследования «Не садом единым…». Он сообщил, что возглавляемое им отделение РС вошло в сотрудничество с общественной организацией ветеранов комсомола «Комсомольская площадь». В рамках этого сотрудничества обсуждается совместное проведение фестиваля патриотической песни.
Председатель Калужского регионального отделения РС Андрей Витальевич Сошенко посетовал на то, что несколько обращений, направленных в государственные инстанции от имени РС, не получили должного ответа. Сошенко озвучил призыв доктора филологических наук, главного научного сотрудника Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН профессора Всеволода Юрьевича Троицкого, который не смог принять участия в заседании, продолжать борьбу с клеветническим фильмом «Матильда». Эта борьба, по мнению ученого, имеет архиважное значение. Отсутствующая председатель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество», член Президиума ЦС движения «Народный собор» Людмила Аркадьевна Рябиченко просит не упускать из виду проект «цифровая экономика».
Сопредседатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор» Олег Юрьевич Кассин считает важным, что «Русское Собрание» направляет в соответствующие инстанции обращения. Эти документы фиксируются и таким образом входят в историю. Он призвал РС поддержать обращение «Народного Собора» о восстановлении часовен возле Спасской и Никольской башен Московского Кремля.
В заседании «Русского Собрания» также приняли участие: член Центрального совета «Русского Собрания», глава Калязинского района Тверской области Константин Геннадьевич Ильин, член Правления Союза писателей России Сергей Иванович Котькало, член центрального совета Московского отделения «Русского Собрания» Павел Геннадиевич Петин, клирик Екатеринбургской епархии, священник Александр Никулин, заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения «Русского Собрания» Александр Валентинович Тимофеев, социолог, координатор проекта «Центр прикладных социальных исследований» Андрей Юрьевич Салмин, известный специалист в области информационных технологий, заведующая кафедрой информатики Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук Ольга Викторовна Китова, завотделом газеты «Культура» Андрей Евгеньевич Самохин, лидер «Самодержавной партии», публицист Дмитрий Николаевич Меркулов, члены-учредители РС Константин Валентинович Коледенко, Валерий Владимирович Архипов, Юрий Григорьевич Самусенко и другие.

Источник