«Кино перестает быть искусством, превращаясь в доходный промысел»

КультураСобытия

Народный артист Николай Бурляев подвел итоги V Санкт-Петербургского международного культурного форума

В северной столице завершился V Санкт-Петербургский международный культурный форум. Итоги форума прокомментировал в интервью «Русской народной линии» его участник, народный артист России, член президиума Общественного совета Министерства культуры РФ, Патриаршего совета по культуре, правления Союза кинематографистов России, президент международного форума «Золотой витязь» Николай Петрович Бурляев:
Выступая на встрече Культурного форума, посвященной подведению итогов Года российского кино, я отметил, что чувствую себя чужим среди своих. Я не разделяю того восторга чиновников, прокатчиков, режиссеров, которые вписались в наш рыночный кинопроцесс и кинопрокат, который стал отделением американского кинопроката и устремился к созданию так называемых блокбастеров. Блокбастер — это сленг летчиков Второй мировой войны. Английские летчики так прозвали бомбу особо разрушающей силы, которая разносит целые кварталы. Блок — квартал, бастер — разрушить. Кинематографисты предали те высокие идеи коноискусства, которые были заложены нашими предтечами и устремились в тот процесс, который великий русский мыслитель Иван Ильин обзывал доходным промыслом и эффектной пустотой. Кино перестает быть искусством, превращаясь в доходный промысел.
Мы раздаем премии «Золотой Орел» и «Ника» тем фильмам, которые этого недостойны. Как будто бы режиссеры и драматурги разучились делать кино: драматурги – писать сценарии, а режиссеры – снимать фильмы. Уровень кино резко упал. И если все оставлять как есть на уровне американизированного кинопроката и доходного промысла, то мы продолжим наблюдать дальнейшую деградацию народа. Надо в корне менять подходы к кино и возвращать отношение к кино как к искусству, а не как к доходному промыслу.
Для подлинных творцов и художников всегда были духовно-нравственные рамки. Шум по поводу заявления Президента поднимают те, кого трудно назвать высокими творцами. Эти деятели привыкли именно к доходному промыслу и к позиции: что хочу, то и ворочу. «Вы, государство, давайте нам деньги!» – кричат они. Например, на театр Аркадия Райкина дается больше, чем на весь российский документальный кинематограф – 250 млн. «Вы нам дайте деньги и оставьте нас в покое, дайте нам делать то, что мы хотим», – требуют они. Этого права никто не отнимает. Но только теперь есть основы государственной культурной политики. И хотят ли этого деятели нашей либеральной культуры или не хотят, им придется творить в соответствии с основами государственной культурной политики – позитивной политики, опирающейся на морально-этические нормы и духовно-нравственные категории русской культуры и традиции.

Источник