Экологические итоги года

СобытияЭкология

Экологические итоги прошедшего года подводит член-корреспондент РАН, биолог Алексей Яблоков.

Ирина Лагунина: Уже по традиции, в первый вторник января экологические итоги прошедшего года в эфире РС подводит член-корреспондент РАН, биолог, руководитель фракции “Зеленая Россия” партии “Яблоко” Алексей Яблоков. С ним беседовала моя коллега Любовь Чижова.

Алексей Яблоков: Чрезвычайных событий было несколько. Первое – это Фукусима, авария или катастрофа на японской атомной электростанции Фукусима с последующими событиями. Во-первых, напомню, что это была катастрофа невероятного масштаба, сравнимого с чернобыльской. Споры идут: это четверть чернобыльской, половина, а может быть и больше. По выбросу радиоактивных веществ в океан это несравнимо ни с чем вообще. Просто один пример: за две тысячи километров от Фукусимы около нашей Камчатки на глубине 5 тысяч метров через три недели было обнаружены концентрации цезия, для нас это страшная проблема. Последствия было то, что Германия отказалась от атомной энергетики, Бельгия, Швейцария, Италия и так далее. Поставлен большой вопрос на атомном ренессансе, о котором нам все время твердили.

Второе: продолжающаяся, надвигающаяся угроза изменения климата. Теперь уже ни у кого не вызывает сомнения, что климат меняется и что это антропогенная составляющая огромная в изменении климата. Теперь уже как-то незаметно, раньше спорили, 2 градуса, не 2 градуса изменения, сейчас уже никто не говорит, что 2 градуса, сейчас говорят, что на 2 градусах удержать не удастся изменения повышения температуры к 50 году – это будет 4 градуса, по крайней мере. То есть это катастрофа. И перед лицом этой надвигающейся катастрофы полное фиаско международного сообщества, которое проявилось в Дурбане недавно на климатической конференции ООН, когда не могут принять согласованного решения, не готовы. Для меня это примерно то, как будто в судно поступает вода, трюмы залиты водой, а команда сидит в каютах, играет в шахматы или в домино. Это какой-то кошмар.

События, связанные с энергетикой, не только с атомной энергетикой, а вообще с энергетикой. Это победное шествие сланцевого газа, Америка треть своего газа получает от сланца, там, где никто никогда не думал, это не за год случилось, в этом году это проявилось резко. И сланцевый газ, похоже, изменит ситуацию везде, он и в Европе начинает. Сланцевый газ никто всерьез не считал, а теперь это будут первые десятки процентов всей добычи газа. В прошедшем году появилась масштабная термогенерация солнечной энергии. Мы все время говорили о солнечной, то есть солнечные панели, которые преобразуют свет, а теперь прямое просто нагревание, зеркала, очень простая технология и очень эффективная, просто зеркала, которые концентрируют солнечный свет, нагревают воду, пар и так далее. Сейчас начал в прошлом году, стал осуществляться проект зеркальных солнечных термальных электростанций в Сахаре, которые в принципе потенциально могут дать до 30% энергии для Европы.

В ушедшем году очень важное было событие: у берегов Великобритании наконец-то поставили промышленные приливные станции. Турбины под водой, вода приливает на полтора-два метра и уходит, и прилив, отлив, эти станции работают и дают ток. Они потенциально способны дать ток, достаточный для того, чтобы обеспечить электроэнергией все прибрежные страны мира вообще. Такие приливные станции работают в Австралии, начали работать в Европе, Великобритании. Это замечательно.

Любовь Чижова: Алексей Владимирович, что значимого с экологической точки зрения происходило в 2011 году в России, на какие события вы бы обратили особое внимание?

Алексей Яблоков: Вы знаете, тут у меня краски черные, потому что продолжался в ушедшем году циничный и аморальный захват берегов и лесов представителями правящей группировки. Это везде происходит – это и черноморское побережье, это и Кавказ, Алтай. Это что-то страшное, как будто они оборзели. Как это укладывается в сознание, я не могу понять, как грамотные, смотрящие вперед люди, неужели они думают, что у них это останется, эти резиденции на Алтае, патриаршьи резиденции, которые перекрывают черноморское побережье, не оставят никогда. Любой пришедший новый президент к власти обязательно уберет. Я надеюсь, что это будет сделано.

Любовь Чижова: По-моему, явно вырос протест граждан?

Алексей Яблоков: Конечно, протест будет расти. Я это говорю в прогнозах на наступивший год, протест экологический будет расти. Я это говорю, потому что в ушедшем году, вы правы абсолютно, протест везде вырос. Скажем, в Туапсе против терминала выходило на митинг четверть взрослого населения, такого масштаба в Ейске, в Новороссийске против нефтяного терминала. А что делается в Красноярске, когда массовое движение чуть ли не сто тысяч подписей. Это потрясающе возобновление гражданской, экологически направленной активности людей. А вот последние недели уходящего года, когда губернатор Тулеев должен был назначить специальную общественную экспертизу и сказать, что без общественной экспертизы не разрешит пуск серо-марганцевого завода, который в Новокузнецке. Это тоже отражение того, что протесты стали нарастать. Я хочу сказать об угрозах байкальского целлюлозно-бумажного комбината, продолжалась противозаконная эксплуатация этого комбината. Началась практическая добыча углеводородов в российской Арктике. Это страшно опасная вещь. Это сделано без должного обоснования, без должного экологического обеспечения и так далее. Началась незаконная прокладка трубопровода через плато Укок, священное плато, которое заповедное и так далее. Началась прокладка трубопровода без экологической экспертизы. Началось незаконное бурение на западном шельфе Камчатки. Чем оно закончилось – вы знаете. В последние дни года эта незаконная платформа нелегальная браконьерская перевернулась и унесла жизни десятков людей. Продолжают крупное гидростроительство Сибири. Это все от жадности, схватить побольше природных ресурсов, как можно быстрее использовать, набить карманы.

Любовь Чижова: Чем будут озабочены российские экологи в наступившем 2012 году, на какие проблемы они будут обращать пристальное внимание?

Алексей Яблоков: Во-первых, в наступившем году предстоит колоссальное событие международного масштаба, в котором косвенное и прямое участие будет российских экологов – это будет конференция ООН на высшем уровне по устойчивому развитию, так называемая Рио плюс двадцать. В Рио-де-Жанейро соберутся все лидеры мировых стран для того, чтобы обсуждать проблему устойчивого развития. На мой взгляд, мир выходит не с хорошими показателями к этой конференции. Надо говорить не об устойчивом развитии. Устойчивое развитие при изменении климата, при всех проблемах, которые не решаются, а усугубляются, надо говорить о переходе к кризисному управлению. Я попытался как-то, недостаточно, видимо, сил было, чтобы от России прозвучал голос, что, друзья, давайте говорить о кризисном управлении. Нужно какое-то более координированное использование биосферы, чем это происходит до сих пор.

Какие у нас будут проблемы? Конечно, будут проблемы со строительством ферросплавных комбинатов в Красноярске и Новокузнецке. Угроза Байкала опять надвигается, отодвинутая два года назад, опять там Дерипаска и его заводы требуют, чтобы спускать воду из Байкала, один сантиметр уровня байкальской воды – это один миллион долларов в кармане у Дерипаски. Вот они требуют спуска Байкала, чтобы получать электроэнергию. 12 год, наступивший год будет шанс остановить деэкологизацию России, избрать другого президента с экологической программой. Конечно, вырастет масштаб экологических протестов против транспортировки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, именно российские будут протесты, и в Санкт-Петербурге будут протесты против намыва территорий в Финском заливе, против строительства заводов в Красноярске и Новокузнецке, против затопления Эвенкии под флагом строительства малых электростанций. “Малые” высотой десятки метров плотины и заливать сотни километров. Какие же это малые?

Стали очевидными нелепость и опасность строительства электростанций в восточной Балтике. Сейчас планируется 11 блоков новых – это сумасшествие какое-то. Наверняка это сумасшествие в этом году остановлено, потому что и Польша перейдет на сланцевый газ, Литва, я думаю, и Беларусь в этом направлении будет делать. Я думаю, что будет в этом году остановлено строительство дороги через Химкинский лес. Уже идут проработки негласные, нам это известно, рассматривается второй этаж, расширение Ленинградки за счет второго этажа, как это сделано в Японии во многих городах, в Америке и так далее. Будет прекращено убийственное для Москвы строительство центральной кольцевой автодороги. Оно будет прекращено по многим причинам. В частности, хотя бы потому, что это расширение Москвы ставит крест на центральной кольцевой автодороге. Нельзя кольцевую автодорогу проводить по территории Москвы. Хотя само по себе расширение Москвы будет приостановлено в том виде, как оно предполагается. Потому что это идет анти против всех традиций. Явно меркантильные планы по продаже земель. Это не спасение Москвы от экологических бед.

Любовь Чижова: Что ждет мир в 2012 году?

Алексей Яблоков: Экологические катастрофы обязательно будут, потому что мир такой и в таком направлении движется, эта жадность человеческая везде, у нас она очень проявляется. В других странах она так же, как у нас, может быть не так открыто, и дерзко, и цинично. Тоже жадность заставляет промышленность, бизнес принимать меры, больше и больше зарабатывать денег, удаляться от устойчивого развития, которое они декларируют. Катастрофы обязательно будут. Я не хочу быть Кассандрой, но катастрофы на атомных станциях обязательно будут. Потому что, смотрите, что атомщики придумали: они на протяжение последних трех лет задумали продлить срок службы атомных станций, которые отработали свой срок. На них обязательно будут катастрофы. У нас таких 9 станций. Бурение нефти на шельфах после колоссальной катастрофы в Мексике, видели катастрофу в ушедшем году в Бразилии, мы постоянно видим более мелкого масштаба катастрофы на шельфах других стран – это будет обязательно продолжено.

Я зоолог, люблю китов и китами занимаюсь. С китами происходит что-то интересное. Это серые киты калифорнийские прибрежные, они пахари морские, поднимают ил со дна, выгребают рачков и мелких рыб. Они распространены только в Северной Пацифике, размножаются в Калифорнии или в Мексиканском заливе, потом мигрируют к нам. В ушедшем году один серый кит был увиден в Северном море, а два серых кита на земле Франца Иосифа, в Северной Атлантике. Как они туда попали – это за тысячи километров от их обычного места. Что-то такое происходит в мире, и это маленькое событие отражает происходящие процессы.

Источник: stringer.ru