Мобильник – мина замедленного действия

ЗдоровьеСобытия

Через 20 лет число раковых больных на планете может вырасти в десятки раз.

Виной всему – мобильные телефоны, заявляют европейские учёные. По их словам, к 2030 году признаки онкологии начнут проявляться у нынешних пользователей, и тогда мир по-настоящему поймёт, насколько опасно было это изобретение.

Всемирная организация здравоохранения недавно в очередной раз напомнила, что мобильники могут вызывать рак, и призвала ограничить их использование. Предупреждение последовало после обнародования результатов исследования Interphone’s, полученных учёными из 13 стран Старого Света. Как отмечают авторы, сотовый телефон – это мина замедленного действия, а осознание всей опасности ситуации для многих «мобильных наркоманов» может наступить слишком поздно, ведь до проявления первых признаков смертельного заболевания может пройти 15–20 лет.

«Исследование показывает, что риск возникновения рака мозга велик даже у тех, кто разговаривает по мобильному телефону 15 минут в день. А ведь многие люди говорят намного дольше», – говорит один из авторов изыскания Грэм Ламберн. По словам эксперта, через 20 лет количество людей с опухолями головного мозга может увеличиться в 20 раз. Его коллега Элизабет Кардис уточнила, что у тех, кто использует трубку ежедневно в течение 15 минут на протяжении 7 лет, риск возникновения рака возрастает на 72%. «Эти цифры столь высоки, что вряд ли являются результатом случайного совпадения и доказывают вред использования этих аппаратов», – утверждает исследовательница.

Более того, добавляют учёные, на самом деле вероятность возникновения злокачественных опухолей от мобильного общения может быть на 10% выше, чем показало изыскание. При этом глиомы (самые распространённые первичные опухоли мозга) являются фатальными и даже при лечении убивают своих жертв в течение 3–5 лет после постановки диагноза.

Комментарий

Олег ГРИГОРЬЕВ, кандидат биологических наук, директор Центра электромагнитной безопасности, заведующий лабораторией радиобиологии и гигиены неионизирующих излучений ФМБЦ им. Бурназяна:

– Как мне кажется, заявления европейских коллег излишне категоричны в части точных прогнозов. Агентство по раку ВОЗ присвоило электромагнитному полю мобильных телефонфов класс канцерогенной опасности 2В – возможный канцероген. Такая классификация означает, что есть достаточное количество исследований, чтобы говорить о связи ЭМП мобильника и рака, но нет понимания механизма возникновения болезни, а значит, невозможно точно спрогнозировать, в каких условиях и как быстро она может развиться у конкретного человека. То есть можно говорить о вероятностном прогнозе, но называть конкретные цифры – это уже оценочные суждения экспертов, но никак не точные научные данные. Я совершенно согласен с тем, что мобильник – мина замедленного действия, и осознание этого происходит очень медленно, общество пошло на поводу у бизнеса, не имея доказательств безопасности и игнорируя давно известные факты. Старина Маркс был прав: 300% прибыли – очень сильная вещь. В наибольшей опасности дети и те, кому сейчас под 20, поскольку их стаж пользования мобильниками будет максимальным. Эти поколения будут наиболее пострадавшими: воздействие началось на стадии развития мозга и роста в целом. Важный вопрос: почему именно онкология? Отнюдь не потому, что она наиболее вероятна, а потому, что это социально значимая и наиболее контролируемая группа заболеваний. На Западе есть глобальные онкорегистры, каждый случай зафиксирован, и исследователи имеют к ним доступ, поэтому их работа достаточно проста. Однако в последнее время всё больше доказательств получает гипотеза, что раньше всего страдает центральная нервная система: происходит её ранняя деградация, в определённом смысле ускоренное старение, а у детей она развивается не так, как могла бы. Эти группы диагнозов сложнее классифицировать и, главное, ставить, поэтому трудно обобщить и установить связь. Но теория и эксперименты, в том числе на животных, выводит именно эту гипотезу в число наиболее вероятных. А потом уже идут онкологические заболевания. Однако самый странный момент заключается в том, что есть всеобщая заинтересованность в сложившейся ситуации: промышленность крутит огромные деньги в этой отрасли, учёные – одни изучают влияние, другие разрабатывают методы лечения онкологии и аппаратуру, врачи лечат и пишут диссертации по методам лечения… словом, все при деле.

Источник: Версия