Расцвет национализма

За рубежомСобытия

Как рост популярности правых изменит расстановку политических сил в Европе

Во многих европейских странах растет популярность крайне правых и националистических партий, хотя они охватывают широкий политический спектр. Кризис мигрантов ударил по политическому истеблишменту, но волна недовольства также подпитывается опасениями по поводу глобализации и утраты национальной идентичности. Как рост популярности правых изменит расстановку политических сил в Европе?

Австрия

В последние годы крайне правая Партия свободы (FPOe) встряхнула центристскую консенсусную политику, доминировавшую над Австрией в течение многих десятилетий после Второй мировой войны.

Кандидат FPOe, Норберт Хофер, выиграл первый тур президентских выборов в Австрии 24 апреля 2016 года. Теперь ему предстоит бороться с независимым конкурентом в голосовании в мае, так как впервые после войны кандидаты ни одной из двух основных партий не прошли во второй тур.

Роль президента, в значительной степени, церемониальна. Но успех Хофера стал отражением разочарования, которое испытали избиратели из-за бездействия политического истеблишмента по проблеме миграции. В прошлом году сотни тысяч мигрантов проследовали через Австрию в надежде поселиться в Германии. Порядка 90 тыс. человек (около 1% населения) подали заявки на предоставление убежища в самой Австрии.

Когда покойный Йорг Хайдер возглавил партию, он достиг лучшего результата в 2000 году и вошел в правительство, в результате чего возникла огромная напряженность в отношениях с партнерами по ЕС.

FPOe показала хорошие результаты на местных выборах в прошлом году, в том числе Верхней Австрии, где она набрала 30% голосов.

Европейский парламент места (MEPS): 4

Дания

Иммиграционная политика в Дании одна из самых жестких в Европе, что отражает мощь Датской Народной партии (ДНП), которая заняла второе место на всеобщих выборах в прошлом году.

Набранный 21% голосов стал рекордом для нее, и сейчас правящая коалиция зависит от поддержки ДНП в парламенте.

Евроскептики ДНП также победили на выборах в Европарламент в Дании в 2014 году с большим отрывом, набрав 27% голосов.

ДНП выступает против мультикультурализма, как это делают националисты в остальной части Скандинавии, где левоцентристская социал-демократия после многих десятилетий больше не доминирует.

Дания стала объектом мусульманского гнева в 2005 году, когда датская газета Jyllands-Posten опубликовала карикатуры, изображающие пророка Мухаммеда.

Одним из спорных решений датского правительства является разрешение на конфискацию у мигрантов имущества на сумму более 10.000 крон ($1514), чтобы покрыть расходы на питание и жилье. Кроме того, правительство сократило пособие для мигрантов и разместило объявления в ливанских газетах с предупреждениями о неблагоприятных условиях для них в Дании.

Евродепутаты: 3

Финляндия

Националистическая партия «Истинные финны» заняла второе место на всеобщих выборах в прошлом году. Лидер партии Тимо Сойни является министром иностранных дел Финляндии в коалиционном правительстве.

Партия выступает за строгий миграционный контроль и настаивает на том, что именно финны, а не мигранты, имеют приоритет на социальные выплаты и бесплатную медицинскую помощь. Партия, состоящая из выходцев из сельской местности, отстаивает политику социального обеспечения, из-за чего рассматривается, как популистская.

Евродепутаты: 2

Франция

Многие политические обозреватели считают “Национальный фронт” Марин Ле Пен самым серьезным националистическим вызовом либерально-демократическим традициям Европы.

Ле Пен, как ожидается, будет баллотироваться на пост президента Франции в следующем году. Чтобы противостоять ей, скорее всего, социалисты и консервативные республиканцы вновь объединятся, как и во время прошлогодних местных выборов.

НФ набрал 6,8 миллиона голосов на прошлогодних выборах – лучший результат за всю историю партии. Но проиграл в двух ключевых регионах после того, как социалисты снялись с выборов и призвали своих сторонников поддержать консерваторов Николя Саркози.

Отец Мари Ле Пен Жан, являющийся основателем НФ, который был оштрафован за отрицание Холокоста, шокировал Францию в 2002 году, когда прошел во второй тур президентских выборов. Впрочем, в августе прошлого года он был исключен из партии.

НФ имеет два места в Национальном Собрании Франции (парламенте) и в 2014 году выиграл выборы в Европарламент, набрав 25% голосов.

Марин Ле Пен принадлежит к лагерю евроскептиков, выступает за отказ от евро и обвиняет Брюссель в миграционном кризисе, одной из причин которого считает Шенгенскую зону.

В 2010 году она заявила, что вид молящихся на улицах мусульман напоминает времена нацистской оккупации.

Исламистские нападения на Париж в январе и ноябре, которые унесли жизни около 150 человек, вновь подняли проблему открытых границ Европы, благодаря чему джихадисты свободно перемещаются между странами ЕС.

Евродепутаты: 21

Германия

Немецкую политику потрясло появление в 2013 году партии «Альтернатива для Германии». Основателями данной политической силы стали экономисты, выступающие против ЕС и еврозоны. Под руководством Фрауке Петри она получила большую поддержку из-за своей антимиграционной политики.

Успех партии была истолкован как знак недовольства политикой открытых дверей канцлера Ангелы Меркель.

В прошлом году Германия приняла рекордные 1,1 миллиона ищущих убежища переселенцев. Многие из них – мусульмане из Сирии, Ирака и Афганистана.

«Альтернатива для Германии» получила места в половине местных немецких парламентов, хотя пока не представлена в бундестаге.

Петри призвала к “решительным шагам”, чтобы предотвратить распространение исламистской идеологии в Германии, в том числе запрет на строительство новых минаретов. Она говорит, что ислам “не относится к Германии”, хотя мусульмане, которые “исповедуют свою религию мирно”, могут быть хорошими гражданами.

Она вызвала фурор, когда предложила предоставить пограничникам право стрелять по нелегальным мигрантам, если это необходимо. Ее заместитель Беатрикс фон Шторх поддержал это предложение.

Ярая антиисламская риторика пришла из ПЕГИДы – массового движения, которое зародилось в восточной части города Дрезден, а затем распространилось на другие немецкие города. ПЕГИДА регулярно привлекает тысячи сторонников на антимиграционные марши. К ней примкнули и неонацистские группы, которые осуждают “исламизацию Запада”.

Евродепутаты: 2

Греция

Популярность ультраправой «Золотой зари» – считающейся неонацистской партией – возросла во время экономического кризиса в Греции. Ее члены обвиняются в тяжких преступлениях, в том числе убийствах. Лидеры партии предстали перед судом в 2015 году по подозрению в причастности к убийству рэпера-антифашиста Павлоса Фиссаса.

Тем не менее «Золотая заря» получила 7% голосов на выборах в сентябре 2015 года, и теперь имеет 18 депутатов в парламенте, что делает ее третьей по величине силой в греческой политике.

Она особо популярна среди людей, наиболее пострадавших от кризиса. Меры жесткой экономии, которых потребовали от Греции кредиторы, заставили множество греков отказаться от поддержки политического истеблишмента. Выступающая против ЕС партия хочет депортировать мигрантов и распределить пищу среди бедных районов, но только для владельцев греческих паспортов.

Евродепутаты: 3

Венгрия

Крайне правая партия «За лучшую Венгрию», более известная как «Йоббик», является третьей по влиянию партией в стране. Она набрала 20,7% голосов на парламентских выборах в 2014 году.

Партия отрицает обвинения в расизме, но организовала патрулирование цыганских районов в форме «венгерской гвардии».

Венгерские флаги доминируют на митингах «Йоббик» наряду с красно-белыми флагами Арпады, которая рассматривается как эхо пронацистского режима времен Второй мировой войны.

Партия поддерживает консервативное правительство премьер-министра Виктора Орбана, возведшего стену вдоль границы с Сербией в прошлом году, чтобы удержать мигрантов.

Орбан и премьер-министр Словакии Роберт Фицо выступают против предложенной ЕС системы квот для распределения мигрантов. Оба лидера говорят, что Европа должна защитить свое христианское наследие.

Евродепутаты: 3

Италия

Местные выборы в прошлом году оказались победными для евроскептиков – анти-иммиграционной «Северной лиги», распространившей свою власть за пределы Венеции.

Созданная в 1991 году, она призвала к созданию отдельного северного округа, в который должны были войти ряд итальянских регионов. Но сегодня акцент делается не на отделение, а на повышение автономии северных регионов “и снижение налогов, идущих в казну центрального правительства”.

Приток мигрантов из Северной Африки создал серьезную нагрузку на итальянскую инфраструктуру и возродил «Северною лигу». Некоторые из политиков партии позволили себе ксенофобские высказывания по поводу мигрантов.

Партия набрала 4% на последних всеобщих выборах в 2013 году.

Евродепутаты: 5

Нидерланды

Герт Вилдерс, с его гривой светлых волос, является одним из самых узнаваемых националистических политиков Европы. Его «Партия свободы» пробилась на вершину национальных соцопросов.

Он хочет остановить миграцию мусульман, утверждая: ислам не совместим с голландскими ценностями, и чтобы Коран был запрещен в Нидерландах.

В настоящее время он проходит обвиняемым по делу о возбуждении межнациональной ненависти в отношении марокканцев.

В 2010 году на всеобщих выборах его партия получила 24 места, что сделало ее третьей по величине партией в парламенте.

Евродепутаты: 4

Словакия

Ультранационалистическая народная партия «Наша Словакия» Мариан Котлебы прошла в парламент в первый раз в этом году, получив 14 мест.

Ранее Котлеб появлялся на публике в военной форме, сшитой по образцу той, что носила нацисткая милиция, действовавшая в стране с 1939 по 1945 гг. Теперь, впрочем, он отдает предпочтение вельветовым джинсам.

Миграция стала основой предвыборной кампании, несмотря на то, что Словакия приняла не очень много мигрантов. Партия социал-демократов Роберта Фицо одержала победу, чему поспособствовала антимусульманская риторика.

Евродепутаты: 4

Швеция

Националистические “Демократы Швеции” (SD) поставили под сомнение традиционное доминирование социал-демократов – партии, ассоциирующейся с щедрой социальной политикой и терпимостью к меньшинствам.

SD выступает за ужесточение миграционного контроля и против мультикультурализма.

В 2014 году данная политическая сила стала третьей по величине партией, получив 13% на всеобщих выборах. Но они избегают сотрудничества с другими партиями в парламенте. Более 160 000 лиц, ищущих убежища, прибыли в Швецию в 2015 году – самый высокий показатель на душу населения в ЕС.

Евродепутаты: 2

Швейцария

В октябре 2015 года антимиграционная “Швейцарская народная партия” (ШНП) выиграла парламентские выборы с рекордным результатом – 29,4% голосов. Он обеспечил ей 65 из 200 мест в нижней палате.

Швейцария не входит в ЕС, но находится в Шенгенской зоне. Кроме того, в стране проживает большое число мигрантов, значительно превышающее показатели соседних стран.

Поддержка ШНП возросла после того, как разразился кризис мигрантов. В течение многих лет партия настаивает на жестком миграционном контроле, используя неоднозначные плакаты с черными овцами, что дает повод противникам упрекнуть партию в расизме.

Источник