Смерть по контракту

За рубежомСобытия

Основатель военной компании Blackwater сделал шокирующее предложение властям Афганистана

Основатель Blackwater, одной из самых известных частных военных компаний (ЧВК) в мире, после ребрендинга переименованной в Academi, Эрик Принс предложил афганским властям услуги «частных военно-воздушных сил», способных вести разведку и оказывать поддержку авиации официального Кабула.

Формальным поводом для предложения Принса стало то, что Вашингтон якобы планирует сократить свой контингент в Афганистане, и это приведет к увеличению потенциального фронта работ для «частных подрядчиков». Однако, по информации Military Times, американские военные и эксперты-международники восприняли идею основателя Blackwater без энтузиазма. Командующий силами США и НАТО в Афганистане Джон Николсон даже отказался встречаться с Принсом по данному вопросу. А экс-посол США в Афганистане (ныне – президент Американской академии дипломатии) Рональд Нейман заявил журналистам, что официальный Кабул не желает опираться в военных вопросах на «частников», так как это дорого и сомнительно с правовой точки зрения. Зато руководство Пентагона не сказало ни да, ни нет.

Представители американского министерства обороны прокомментировали инициативу Принса обтекаемо, подчеркнув, что их ведомство «прислушивается к различным точкам зрения при разработке военных планов».

На первый взгляд может показаться, что речь идет всего лишь о частной инициативе, касающейся отдельной страны, и не имеющей пока к тому же далеко идущих перспектив. Но такой взгляд на вещи – наивен.

Дело в том, что хотя ЧВК в прессе и называют «частными армиями», до недавних пор такое определение можно было считать лишь метафорическим. В XXI веке военные специалисты могут быть трижды круты и четырежды мотивированы, но без тяжелой бронетехники, артиллерии, авиации и ПВО, настоящей армии из них не получится. Без связки с официальными вооруженными силами они могут решать лишь частные задачи в странах третьего мира. И вся история ЧВК с 60-х годов ХХ века и до наших дней – это подтверждает.

Однако все может очень быстро измениться. В начале 2017 года издание Intelligence Online уже писало о том, что пилоты, работающие на Эрика Принса, на самолетах AT-802 решают боевые задачи в Ливии в интересах генерала Халифа Хафтара (скорее всего, по протекции ОАЭ), однако официальных заявлений по данному вопросу никем не делалось. И боевое применение «частной авиации» в Ливии поэтому не стало международно-правовым прецедентом. Если же Афганистан начнет хотя бы официально рассматривать предложение Принса, это станет огромным шагом на пути моральной легитимизации полноценных частных армий в целом, и частных ВВС – в частности. Исходя из этого, прохладная реакция представителей вооруженных сил США на предложение Принса – понятна и предсказуема. Деятельность западных ЧВК и на сегодняшний день –достаточно неоднозначна. С одной стороны, их использование существенно снижает потери армии и позволяет военным самоустраниться от решения некоторых «деликатных» задач. С другой – «частники» постоянно действуют достаточно неаккуратно, из-за чего американским военным самим приходится решать созданные ими проблемы (как бывало в Ираке). Но это все – мелочи по сравнению с тем, что ЧВК могут лишить военных монополии на применение тяжелого вооружения…

Вопрос частной военной авиации – этический и политико-правовой. Бомбардировки и ракетные удары могут привести к массовым жертвам среди мирного населения.

В том случае, если это дело рук официальных государственных ВВС, то у пострадавшей стороны имеется хотя бы шанс попытаться предъявить кому-то претензии по поводу случившегося. У каждого пилота – есть официальный начальник, встроенный в вертикаль военного управления. А также – законы и инструкции, которыми он руководствуется. Власть конкретной страны, отдающая приказы вооруженным силам, действует, в свою очередь, от имени народа, являющегося носителем суверенитета на определенной территории.

В случае же с ЧВК речь идет о частных лицах, разобраться с системой подчиненности которых может быть очень непросто. Опыт последних лет показывает, что бойцы американских ЧВК, совершавшие убийства и другие особо тяжкие преступления на территории Ирака, как правило, беспрепятственно покидали страну и «терялись», оставаясь совершенно безнаказанными. Но пистолет или винтовка – это одно дело, а ракеты – совершенно иное. Национальные вооруженные силы уже давно стали не самым удобным инструментом для финансово-промышленных элит. Еще король Бельгии Леопольд II, учинивший с целью наживы чудовищный геноцид в «Свободном государстве Конго», опирался не на своих военных, а на наемников.

У современных армейцев существует своя система нравственных ценностей, и, если они поймут, что действуют не в интересах своего народа или государства, это может привести к серьезным эксцессам, чреватым в эру Интернета долгоиграющими последствиями. Поэтому западным финансово-промышленным элитам, стоящим за крупнейшими транснациональными корпорациями, желательно иметь собственные силовые инструменты – чтобы не зависеть от государств, в которых может очень резко измениться обстановка. Постепенное приучение международного сообщества к тому, что «частные ВВС – это норма» станет серьезным шагом на пути их распространения. Вслед за частной военной авиацией могут возникнуть частные войска противовоздушной обороны, частные военно-морские силы (и так уже создаваемые в «облегченном» варианте под предлогом борьбы с пиратством), частные танковые подразделения… Как говорится, лиха беда начало. Такими темпами, лет через 15 – 20, возможно, зайдет речь даже о «частном» ядерном оружии. Министры, президенты и генералы, работающие на транснациональные элиты, должны осознавать, что рано или поздно они могут стать «отработанным материалом». Джордж Сорос не зря объявил войну традиционным государствам и этносам, стирая границы и идентификации. А если государство и народность утрачивают свою ценность, то всякого морального значения лишаются и вооруженные силы.

Хозяевам транснациональных структур нужны не «защитники Родины», а профессионалы, продающие свои услуги на договорных началах.

За несколько десятилетий существования частные военные компании уже нашли свою нишу на мировом рынке охранных, логистических, детективных, военно-педагогических услуг. ЧВК – данность, и оспаривать данный факт – бессмысленно. Но превращение частных военных компаний в монстров, вооруженных бомбардировщиками и танками, может изменить баланс силы в мире и нарушить хрупкое равновесие, сдерживающее международное сообщество от очередной мировой войны.

Источник