Почему Польша на 20 лет отдалась в газовое рабство США

За рубежомСобытия

Польша подписала с США соглашение на покупку американского сжиженного природного газа (СПГ) сроком на 20 лет

Почему для Варшавы это означает начало периода тотальной зависимости, и так ли это выгодно Вашингтону?

В среду, 17 октября, Польша внезапно расписалась в полной утрате своего наработанного годами энергетического суверенитета. О том, что для Европы нет ничего более невыгодного, чем закупка в пику России американского СПГ, уже много раз говорили политики и экономисты, главы государств и руководители энергетических компаний. Этот факт был, есть и будет настолько очевиден, что спорить с ним – все равно что расписываться в собственной глупости.

Однако история знает примеры, когда заведомо невыгодные с экономической точки зрения решения принимались под политическим давлением какого-либо государства. Такие действия можно смело считать грабежом под благовидным предлогом торговли: ведь продавец заставляет купить что-либо покупателя, которому, во-первых, этот товар не нужен, а во-вторых, он и стоит слишком дорого.

Печаль современной геополитической действительности состоит в том, что подобные схемы работают. И происходит это потому, что продавец куда могущественнее покупателя, а значит, может надавить на него и добиться желаемого. Однако это уже будут шантаж и провокация, а вовсе не честная и открытая взаимовыгодная торговля. Что же случилось с Польшей, и каким образом Вашингтону все же удалось навязать Варшаве невыгодный контракт сроком на целых 20 лет?

Трамп хотел европейский рынок, а получил только польский

17 октября стало известно, что польская компания PGNiG и американская Venture Global LNG заключили соглашение о поставках 2 млн тонн американского СПГ. Как сообщил глава польской компании Петр Вожняк, этот объем СПГ соответствует 25 танкерам в год. После регазификации Варшава получит 2,7 млрд кубометров газа.

Сразу отметим ключевой момент: в Варшаве не раскрывают цену, которую придется платить за СПГ из США. Господин Вожняк, однако, уточнил, что американское танкерное голубое топливо будет обходиться Польше якобы на 30% дешевле, чем сейчас польская сторона платит за российский трубопроводный газ. При этом стоит вспомнить недавнее заявление президента США Дональда Трампа, который пообещал буквально наводнить Польшу сжиженным газом «по привлекательной цене».

Известно также, что поставки СПГ в Польшу пойдут по схеме Free on Board (FOB), которая предусматривает, что покупатель становится владельцем сырья уже на этапе отправки, и сам затем указывает порт назначения.

Если мы теперь все более уверенно говорим об отказе Польши от своего наработанного в сотрудничестве с Россией и основанного на российском газе энергетического суверенитета, то в Варшаве договор с США приветствовали и назвали как раз «усилением суверенитета». Об этом, в частности, заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, комментируя сделку с Вашингтоном.

В этом совершенно четко слышен набирающий необоснованную популярность в Европе тренд – Россия, дескать, руками Газпрома давит на европейцев и пользуется их зависимостью от российских поставок, тогда как только в американских поставках, которые дороже, якобы кроется этот самый суверенитет.

Между прочим, прописную истину о дорогом для Европы СПГ из США недавно вновь пришлось повторять и президенту России Владимиру Путину, который в рамках Московской энергетической недели в начале октября вновь обратил внимание партнеров на то, что экономической целесообразности в СПГ из США для Европы совершенно нет. Американский газ даже по самым оптимистичным прогнозам будет обходиться Европе на 30% дороже, чем российский.

Кому это выгодно?

Эксперты в сфере ТЭК уверены, что экономически это выгодно только США. Политологи неоднократно говорили, что поставки американского СПГ в Европу удобны Вашингтону и с политической точки зрения. Можно даже утверждать, что теперь господин Трамп решил воспользоваться еще недавней риторикой европейцев о том, что Европа должна становиться независимой от российских поставок. Однако экономический смысл в этой теории все равно переворачивает все с ног на голову.

О конкурентоспособности американского СПГ на европейском рынке мы можем судить по статистике его поставок на европейские терминалы. Объемы, несмотря на рост производства, ничтожны. А Польша, которая больше всех кричала про американский СПГ, за два года работы своего терминала купила аж один газовоз,

– заявил «РИА Новости» заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Чтобы лучше понять проблематику вопроса, следует перейти к цифрам. Россия была и остается основным поставщиком газа в Польшу. В последние полгода Варшава даже нарастила импорт российского голубого топлива на 0,4 млрд кубометров. Само же соглашение на поставку газа из России между PGNiG и Газпромом было заключено в 1996 году и предполагает поставки до 10 млрд кубометров газа в год минимальным объемом в контракте в 8,4 млрд кубов. Это соглашение действует до 2022 года.

С 2015 по 2017 год Польша нарастила потребление газа с 15 до 19,1 млрд кубометров. А его добыча в стране может покрыть только 4 млрд кубометров. 70% газа в Польше – это поставки Газпрома.

Именно поэтому Варшава громко говорит о необходимости снижать закупки у России, а затем украдкой их лишь увеличивает. Польшу можно понять: необходимо пополнять резервы, так как запуск российского «Северного потока-2» – это уже вопрос времени, а транзит по трубе «Ямал – Европа», который идет через Польшу, может снизиться.

Теперь польскому премьеру придется держать ответ перед страной за невыгодный контракт на американский СПГ. В то же время глава PGNiG Вожняк уже пояснил: с Россией соглашение кончается в 2022 году, а значит, стране необходимо искать альтернативные варианты. Это умозаключение следует понимать таким образом, что Варшава не намеревается продлевать выгодный контракт с Россией, а хочет платить втридорога за американский СПГ, впав теперь уже не только в политическую, но и в экономическую зависимость от США. Что ж, в этом Варшаве можно только посочувствовать, если этим планам вообще будет суждено сбыться.

А что в США?

Теперь переместимся за океан и посмотрим, так ли хорошо дела обстоят в Штатах и могут ли они хоть каким-то образом заместить на европейском рынке российские поставки. Американские компании, в отличие от российских, взяли на вооружение метод поставки газа в сжиженном виде танкерами, а не трубопроводным способом.

Минэнерго США уже сообщало, что добыча газа в стране увеличивается и к 2020 году объем экспортных поставок СПГ может даже удвоиться, составив 30,2 млрд кубов в год. Главным условием такого роста министерство называет увеличение числа заводов по СПГ с одного (!) сейчас до шести. За I квартал 2018 года правительство США выдало 21 разрешение на строительство СПГ-заводов. К 2025 году Минэнерго США надеется увеличить экспортные поставки до 180 млрд кубометров в год или даже до 210 млрд.

Здесь будет крайне уместным сравнение с Россией. Сейчас наша страна экспортирует в год около 222 млрд кубометров газа. По этому показателю Россия уверенно обгоняет любых конкурентов. Катар, например, поставляет 118,9 млрд кубов, Норвегия – 114 млрд кубов.

На деле же в США работает тот самый один завод в Мексиканском заливе – Sabine Pass. В конце 2018 года США планируют ввести в строй завод Cover Point в Мериленде, который, впрочем, будет очень маломощным и едва ли сможет давать даже четверть от объема, который уже есть на Sabine Pass.

Наконец, Минэнерго США, вопреки установкам Трампа, пересмотрело прогноз по вводу новых заводов. Если раньше ожидалось, что они смогут сжижать 80 млн тонн в год, то теперь заявлено лишь о 67 млн тонн.

Получается, что и экспортные аппетиты придется срезать, причем серьезно – примерно на 18% в пересчете на изменение в мощностях переработки. При этих условиях большинство проектов СПГ-заводов могут попросту остаться на бумаге, а заявления Трампа о намерении заместить Россию в Европе – все теми же напрасными попытками сотрясти воздух.

И последнее. Поставлять газ по трубопроводу, как это делает Россия, куда как выгоднее. Он просто идет к потребителю в готовом виде. СПГ же требует переработки, погрузки в танкер, транспортировки, разгрузки. Танкеру нужно топливо, не считая остальных издержек.

В трубопроводном способе поставки и кроется основная выгода для Европы, которой российский газ элементарно обходится дешевле. США же попросту не смогут в обозримой перспективе ни обеспечить конкурентоспособную цену, ни даже выполнить свои же собственные планы по «заваливанию» Европы своим СПГ.

Поэтому новое соглашение с США для Польши – сомнительное приобретение в экономическом плане и откровенно плохое – в политическом. Трамп же может локально порадоваться тому, что вынудил далеко не самого сильного европейского партнера играть по своим правилам. От которых, между прочим, ранее официально отказалась Германия, сделавшая ставку на российский природный газ и развитие «Северного потока-2».

Источник