Санкции начались с Ивана Грозного

АналитикаСобытия

Чего на самом деле опасается Запад со стороны России и какие санкции переживала наша страна за свою историю?

Новый закон, принятый конгрессом США, ограничивает возможность Трампа снять санкции с РФ.

Чего на самом деле опасается Запад со стороны России и какие санкции переживала наша страна за свою историю? Об этом «Миру Новостей» рассказал доктор наук, первый вице-президент Международной академии менеджмента и Вольного экономического общества России, академик РАЕН, профессор Виктор КРАСИЛЬНИКОВ.

ПИРАТ ЦАРЯ ИВАНА

– О дате введения первых экономических санкций по отношению к России со стороны Западной Европы известно точно, – говорит Виктор Наумович. – Это 1558 год. Тогда первый русский царь Иван Грозный начал Ливонскую войну, стремясь пробиться к Балтийскому морю.

Тогда же началась и первая информационная война. На специально выпущенных листках в пяти крупных городах Европы стали тиражироваться ужасные рассказы об Иване Грозном и о России, о жестоких нравах и рабском положении населения.

Одним из отцов экономических санкций против нашей державы можно считать герцога Альбу – испанского наместника в Нидерландах, прославившегося своей предельной жестокостью в расправах с населением. Только за первый год своего наместничества он лично подписал 1800 смертных приговоров.

Так вот в 1570 году герцог Альба на франкфуртском съезде европейских государей, входивших в Священную Римскую империю (было их более 500), предложил запретить экспорт в Московию меди и бронзы, из которых тогда делали пушки. Кстати, русская артиллерия тогда считалась лучшей в мире.

Россия начинала большое строительство по всей стране. Возводились первые каменные крепости, к примеру Ивангород на реке Нарве. Развивались промышленность, ремесла, кузнечное дело, торговля и т.д. Но своих мастеров не хватало, поэтому приглашали иностранцев. Россия, в свою очередь, экспортировала в Европу пшеницу, лес, лен, знаменитые русские меха. (Запад тогда не решился наложить санкции на русские меха – слишком уж они были популярны среди европейской знати.)

Иван Грозный решил, что нужно принять ответные меры. Тогда и появился некий датский мореход, а попросту говоря, пират, которому русский царь выдал так называемую каперскую грамоту на потопление кораблей враждебных стран, промышлявших вблизи русских берегов.

Это была распространенная европейская практика: тогдашние правители выдавали каперские грамоты, которые позволяли английским пиратам топить испанские корабли, а испанским пиратам – английские. Датчанин на службе русского царя устроил такой фантастический разбой в Балтийском море, что просто перекрыл Балтику. Иван Грозный был очень доволен действиями своего морского разбойника.

«РАЗВОД» С НАПОЛЕОНОМ

– Потом популярным инструментом санкций стали морские блокады…

– Они получили широкое распространение в XIX веке. Так, экономической предпосылкой к обострению политических отношений между Россией и Францией был вопрос о континентальной блокаде, установленной Наполеоном по Тильзитскому мирному договору (1807 г.) в отношении Англии. Основными торговыми партнерами Великобритании в тот период были ее обширные колонии по всему миру, обе Америки и Россия.

Потерпев жестокое поражение под Аустерлицем, Россия была вынуждена подписать унизительный Тильзитский мир. Одним из условий его было присоединение к континентальной блокаде Великобритании.

Российская империя вела тогда оживленную торговлю с Англией: ввозила металлы, оружие и снаряжение, колониальные товары, пряжу, хлопок и пр., а экспортировала продукты сельского хозяйства, лес, лен и знаменитые меха. Поэтому блокада Англии для России была крайне невыгодна. Это усилило расстройство финансов страны, которые и без того были в не очень благополучном состоянии.

За время континентальной блокады курс ассигнационного рубля по отношению к серебряному упал с 67 копеек в 1806 г. до 25 копеек в 1811 г. Поэтому постепенно Россия стала ослаблять свое участие в блокаде Великобритании, что вызвало гнев Наполеона.

– К чему это привело, всем известно…

– Да, к походу армии Наполеона в Россию и Отечественной войне 1812 года. После окончательной победы над Наполеоном в ходе Венского конгресса (1815 г.) Англия предложила навесить на Францию огромные контрибуции, но император Александр I, безусловно, доминировавший на конгрессе, благородно отверг эту репрессалию (так в международном праве называют правомерные принудительные меры. – Ред.).

ГЛОБАЛЬНЫЙ «СЕЛЬСОВЕТ»

– Ну нынешние мировые лидеры благородством не отличаются. А санкции к России вообще говорят о какой-то растерянности сильных мира сего перед новыми реалиями.

– Словосочетания «повышенная турбулентность» и «глобальная неопределенность», которыми прежде оперировали лишь специалисты в области прогнозирования, в последние годы прочно вошли в лексикон экономистов, политиков и бизнесменов.

«Мы живем в нелинейное время, на пороге вообще какой-то новой модели жизни, и даже самые-самые проницательные люди находятся в большой растерянности», – говорит директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. Он сравнивает современный мир с «большой деревней», которая требует «сельсовета» в виде наднациональных регуляторов мировой экономики. А его, «сельсовета», нет. Перестают действовать все устоявшиеся политические и экономические закономерности.

По мнению академика РАН Александра Дынкина, «можно говорить о том, что христианская цивилизация, которая доминировала на протяжении последних 500 лет, сегодня уже не универсальна, из исторической тени вышли другие цивилизации – Китай, Индия, исламский мир. Там совсем иная культура, иная история, иные принципы социального сцепления между людьми: кланы, все еще сильные родоплеменные связи, территориальные землячества имеют в их глазах большую ценность, чем стандарты европейского социума».

В силу своего географического положения наша страна представляет собой свое­образную ось жизненной взаимосвязи цивилизаций Востока и Запада, так как объединяет основные транспортные, торговые, информационные, политические и другие виды взаимодействия двух укладов общественной жизни.

РУССКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

– Соцопросы показывают, что значительная часть россиян высказывает сомнения в самом факте цивилизационной принадлежности России к Европе. А Европа, мягко говоря, не видит внутри себя Россию…

– В российском обществе сложилось устойчивое мнение, что европейцы относятся к своему партнеру на востоке исключительно утилитарно. Мол, их мало интересуют интеллектуальные достижения и культурный потенциал России. Только ресурсы. Свыше 70% россиян полагают, что Европа заинтересована исключительно в российских природных богатствах.

Представления элитных групп и общественного мнения стран Запада в отношении России сильно эволюционировали – от ее восприятия как страны второго эшелона до признания в качестве возрождающейся великой державы.

В этом возрождении многие западные аналитики видят угрозу Западу. Причем не экономическую и даже не военную! А, как полагает британский социолог Дэвид Лэйн, в качестве противовеса экспансии западных идей. Опасения западных стран связаны с тем, что Россия подобно Советскому Союзу, служившему источником альтернативной культуры, политических институтов и системы ценностей, может предложить миру свою модель развития. Причем у этой модели и на Западе вполне могут найтись сторонники. Вот в чем их опасения.

СТАРЫЙ МИР СЛОМЛЕН

– Но речь пора вести не столько о разных системах ценностей, сколько о сохранении самой жизни на Земле…

– Современный мир как никогда нуждается в защите от глобальных катастроф. Настоящему и будущему земной цивилизации угрожают многие факторы: истощение ресурсов биосферы, высокий уровень нищеты и бедности населения планеты, наличие оружия массового поражения, возможность столкновения цивилизаций, международный терроризм, наркоторговля, появление новых болезней. Вы думаете, это всех волнует?

Современное общество делится на две совершенно разные группировки. Одна довольна существующей структурой, бесконтрольно пользуется ее благами и ресурсами. Вторая (и это большинство населения планеты) недовольна сложившимся порядком. И чтобы изменить его, должна приложить неимоверные усилия. Предположить, что эти две группировки смогут создать какой-то общий мировой порядок, очень трудно. Люди думают совершенно о разных вещах и к разным целям стремятся. В том же Евросоюзе одни готовы терпеть и работать ради будущего, другие предпочитают покой при нулевой инфляции, исключающий возможность интенсивного экономического развития.

Одно можно сказать определенно: старый мировой порядок сломлен. Каков будет путь к новому мироустройству – вот в чем вопрос.

Александр Губанов.

Рисунок Джоакино Серанжели

«Наполеон и Александр I в Тильзите»

Источник