Думай, как бот

АналитикаСобытия

К чему нас приведет клиповое мышление – деградации или сверхспособностям?

Как утверждают футурологи, пройдет лет десять-пятнадцать – и мы станем обладателями гибридного мышления. То есть наше собственное, данное от природы, сознание гармонично дополнит возможности десятков, сотен тысяч мощнейших компьютеров мира. Нанороботы будут циркулировать вместе с кровью в коре головного мозга, и мы сможем мгновенно, одним “мановением” мысли, запросить любую необходимую информацию. Как говорит известный изобретатель и футуролог Рэй Курцвейл, микроскопические роботы соединят неокортекс, кору нашего мозга, с искусственным неокортексом в “облаке”. Мозг сегодняшнего двоечника даст ему сверхвозможности. И, судя по тому, какими темпами развивается цивилизация, в прогнозы ученого легко верится. На наших глазах всего за два десятка лет новые технологии произвели в мышлении настоящую революцию.

Все началось с клипов

Клиповое мышление для старшего поколения – синоним оболваненной молодежи, не читающей серьезной литературы, особо ни о чем не задумывающейся. Клип – “фрагмент, обрывок”. По сути то, что можно полноценно оценить только в контексте. Началось все с фрагментарной видеонарезки, иллюстрирующей музыкальные произведения, когда за три минуты требуется показать целую историю или даже жизнь. Тут невольно приходится оперировать образами, символами, чтобы продукт легко усваивался. Такой способ познания стал востребован с момента, когда на нас обрушился шквал информации. По статистике, каждые два года ее объем в Сети увеличивается в два раза, да и это время стремительно сокращается. Чтобы избежать перегрузок, мозг вынужден “хитрить”: он выбирает из всего объема только важные, на его взгляд, фрагменты, часть которых потом за ненадобностью выбрасывает. Если бы человек детально анализировал все, его мозг просто взорвался бы. Нам достаточно взглянуть на картинку с минимумом текста, и все становится понятно. Аналитики любого электронного СМИ скажут: если посетитель задержал внимание на тексте свыше двух минут, это рекорд, значит, он прочитал нечто “невообразимо серьезное”.

Google не скажет, как жить дальше

Как только ученые заметили феномен клипового мышления, они не перестают спорить, хорошо это или плохо.

Чтобы трезво смотреть на вещи, человек должен уметь рефлексировать, выстраивать сложные логические связи. А как это сделать, если он привык мыслить в формате “вопрос-ответ”?

– Клиповое мышление – давно уже данность, – отмечает антрополог профессор Уральского федерального университета Екатерина Черепанова. – Наш организм приспосабливается к любому изменению внешней среды, в том числе и к огромному потоку информации, поэтому мозг просто вынужден так реагировать, у него нет выбора. Удивительно, но по сути человек начинает мыслить так, как созданная им же техника, он копирует аналоговые системы: выбирает информацию по ключевым словам, тегам, символам. А если не находит, это ставит его в тупик, он считает задачу невыполненной. С одной стороны, в таком типе мышления ничего катастрофического нет, но у людей остается все меньше времени на осмысление, анализ. В бурном информационном потоке навык рефлексии, далеко не самый нужный, постепенно утрачивается. В результате в сложный момент человеку трудно принять решение. Никакой Google не скажет ему, как жить дальше.

Жертвы технологий

У клипового мышления есть положительные и отрицательные стороны. Оно формирует отличную реакцию, позволяющую моментально реагировать на события, делать несколько дел сразу: писать реферат, например, слушать музыку, переписываться в мессенджерах и в то же время пить кофе с пирожками. Человек молниеносно переключает внимание с одного объекта на другой. Клиповое мышление побуждает нас искать и поглощать все новую и новую информацию, необходимую для развития интеллекта. Но среди самых главных его минусов ученые называют снижение способности анализировать, сопоставлять информацию, факты. Зачем – когда на все вопросы ответят поисковые системы? При возникновении простейшей задачи человек начинает “гуглить” и все чаще берет на веру то, что ему выдает компьютер.

– Постепенно утрачивается способность критически мыслить, – отмечает Екатерина Черепанова. – А это тот навык, без которого очень сложно в повседневной жизни. Люди могут стать жертвами, например, микрофинансовых организаций, деструктивных религиозных культов – вообще любых структур, способных затуманить сознание, потому что такими личностями легко манипулировать. Чтобы трезво смотреть на вещи, дать твердый ответ: “нет, все не так”, человек должен уметь рефлексировать, выстраивать сложные логические связи. А как это сделать, если он привык мыслить в формате “вопрос-ответ”?

Критическое мышление, умение сопоставлять информацию нужно развивать, чтобы компенсировать негативные последствия клипового мышления, убеждены ученые.

– Лучший способ этого добиться – побольше читать классиков, писать сочинения, пересказывать и обсуждать прочитанное, – говорит Екатерина Черепанова. – И начинать с начальной школы. Сегодня экзамены проходят в режиме теста, когда правильный вариант ответа надо выбрать, а не найти путем анализа. Убеждена: пусть даже школьник ошибется, у него будет развиваться навык размышления, анализа ситуации. Это куда важнее правильных вариантов ответа, которые через год-два улетучатся из памяти.

Обмен открытками или чувствами?

Удивительно, но сегодня мы даже по телефону говорим раза в два-три меньше, чем каких-то пять лет назад. С приходом мессенджеров все ведут короткую переписку и чаще просто обмениваются картинками. Первыми эту тенденцию подметили операторы связи: они уже давно формируют тарифы исходя из платы за Интернет, к которой на “всякий случай” прилагаются и звонки. Каждому из нас на праздники приходит вал именно картинок и видео от друзей и знакомых, найденных на необъятных просторах Сети. И, вроде бы, эти “приветы” говорят о том, что о тебе помнят, но в них не так уж много места для искренних чувств. Хотя, с другой стороны, представить, что сегодня кто-то возьмется писать отдельные трогательные послания нескольким десяткам респондентов, невозможно в принципе, его сочли бы не совсем нормальным. И технологии как раз выручают нас, позволяя контактировать друг с другом в любой точке планеты и в любое время суток. Бог с ним, пусть и в виде открыток…

– Человек меняется на глазах, – отмечает Екатерина Черепанова. – Изобретенные нами же технологии меняют мышление, способы общения. Все меньше, например, востребован невербальный способ общения, когда мы выражаем чувства жестами, мимикой. В переписке в смартфоне этот навык уже не нужен. Говорят ли изменения, произошедшие с нами, о том, что мы хуже или лучше тех, кто жил, скажем, в XIX веке? Конечно, нет – мы просто другие. А прошлое люди всегда склонны романтизировать. Как, очевидно, потом будут с ностальгией вспоминать и наше время. Через несколько лет, не исключено, мы сами зададимся вопросом: зачем столько писали в мессенджерах, если любую информацию можно передать силой мысли, с помощью нанороботов. А сегодня удивляемся: как же мы пользовались пейджером, завалявшимся в шкафу?! И было это всего 15 лет назад…

Реагирует только на удар

Один из первых дал определение клипового мышления в книге “Третья волна” американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер. Термин “клиповая культура” он понимает как “принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума”. Российский философ Федор Гиренок называет клиповым “мышление, реагирующее только на удар”.

Канадский философ Маршалл Маклюэн говорит: “…Общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в “электронное общество” или “глобальную деревню” и задает посредством электронных средств коммуникации многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестает быть базой культуры”.

Философ и журналист Константин Фрумкин выделяет пять предпосылок формирования клипового мышления:

– возрастание информационного потока, связанного с развитием технологического процесса (появление газет, телеграфа, телевидения, Интернета);

– потребность в новой актуальной информации и скорости ее получения;

– увеличение разнообразия поступающей информации;

– увеличение количества дел, которыми человек может заниматься одновременно;

– рост демократии на разных уровнях социальной системы.

Плюсы и минусы клипового мышления

Плюсы

• Формирует быстроту реакции.

• Учит решать несколько задач сразу.

• Защищает от информационной перегрузки.

• Порождает жажду информации, развивая интеллект.

Минусы

• Снижает способность анализировать.

• Снижает концентрацию внимания.

• Людьми легче манипулировать.

• Притупляет способность сопереживать.

Источник