Готова ли ПВО Сирии отразить удар НАТО?

АналитикаСобытия

Учитывая то, что ситуация вокруг Сирии продолжается накаляться и все чаще звучат призывы к внешнему вмешательству в дела этой страны, создается реальная угроза начала против нее военной операции.

И в этом случае, как показывает практика вооруженных конфликтов последних 25 лет, она начнется с нанесения авиационных и ракетных ударов.

Сможет ли противостоять возможному удару сирийская ПВО? В отличие от ПВО Ливии ее состояние совсем другое. По концентрации сил и средств ПВО эта страна превосходит все остальные страны арабского мира и не уступает большинству наиболее развитых в военном отношении держав.

На ее вооружении, по официальным данным, находится свыше 900 ЗРК и более четырех тысяч зенитных орудий калибра 23-100 миллиметра. Нельзя сбрасывать со счетов и 400 истребителей, организационно подчиняющихся ВВС. Однако при более детальном рассмотрении все не так идеально.

Обратим внимание на технические характеристики ПВО Сирии: почти 80 процентов зенитно-ракетных войск ПВО оснащены устаревшими образцами (С-75, С-125, “Куб”, “Оса”).

Однако около 200 остающихся ЗРК представляют для авиации альянса серьезную опасность. Во-первых, на вооружении сирийской ПВО находятся 48 зенитно-ракетных комплексов “Бук М1 и М2”, эффективность которых довелось испробовать на себе российским ВВС при выполнении боевых задач в Грузии в августе 2008 года (основные потери в самолетах над грузинской территорией были вызваны именно их применением). Важно отметить, что в 2007 году между Россией и Сирией был заключен контракт на поставку ЗРК БукМ2, что позволило заметно расширить возможности сирийской ПВО.

Во-вторых, в распоряжении сирийцев находится 48 ЗРК дальнего радиуса действия С-200 “Ангара” (и ориентировочно “Вега” и “Дубна”). Сами НАТОвские эксперты признаются в том, что у них до сих пор нет надежных средств для подавления этого помехозащищенного комплекса, эффективность которого была доказана во время операции США против Ливии “Пожар в прерии” 1986 года и в той же Сирии 1982 года.

Кроме того, в распоряжении сирийской ПВО имеется 48 ЗРК ранних модификаций С-300 (по данным Джейн и ряда других источников) еще советского производства, ориентировочно поставленных Сирии белорусской стороной и 50 ЗРК “Панцирь С1”.

Впрочем, картину портит состояние истребительной авиации. Из 400 сирийских истребителей лишь менее четверти можно считать способными реально выполнять задачи по отражению налетов противника. В распоряжении сирийцев имеется лишь около 60 МиГ-29 последних модификаций, не считая более ранних и около 30 перехватчиков МиГ-25. И хотя по силе истребительная авиация Сирии на порядок выше югославской (по состоянию на 1999 год), этого недостаточно, чтобы противостоять ВВС и боевой авиации ВМФ НАТО, учитывая соотношение характеристик “количество-качество”.

На протяжении своего правления Башар Асад неоднократно пытался модернизировать свою ПВО за счет приобретения перехватчиков МиГ-31Э. Однако Израиль и США оказали на Россию сильное давление, и сделка “повисла в воздухе”.

А что же теперь, в каком состоянии находится эта сделка? Этот вопрос корреспондент “Правды.Ру” лично задал сирийскому президенту Башару Асаду, и вот что он ответил: “У нас есть некоторые вопросы относительно состояния российской авиационной техники. С другой стороны, мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что силы вероятного противника значительно превосходят наши собственные. Учитывая тот факт, что находящаяся на аэродромах авиация уязвима даже для дождя, в этих условиях в данный момент мы решили сделать основную ставку при укреплении своей ПВО на менее уязвимую для возможных ударов агрессора наземную составляющую”.

Речь в данном случае идет о зенитно-ракетных войсках (ЗРВ). Но делая ставку лишь на них, Асад уподобляется бойцу, дерущемуся одной рукой, и фактически отдает свое небо в распоряжение вероятного противника.

И наконец, важно отметить, что крайне слабым местом сирийской ПВО остаются радиотехнические войска (РТВ). Значительная РЛС, используемых сирийцами, безнадежно устарела. Так что ее “глаза” и “уши” не могут обеспечить текущие насущные потребности ПВО страны.

Что касается возможного сценария нападения на Сирию, то, естественно, он будет происходить по отработанной еще в 1991–1999 годах схеме с применением сотен крылатых ракет и управляемых авиабомб (УАБ), которые должны поразить штабы, склады, центры управления связи, электростанции, аэродромы, РЛС и т. д.

И у сирийцев не так много возможностей, чтобы отразить НАТОвские удары, которые будут сыпаться на них со всех сторон. Те же “Панцири”, на которые так надеются сирийцы, являются комплексами малой дальности (до 18-20 километров). А имеющиеся в арсеналах стран НАТО и Израиля УАБ можно применять по целям с расстояния до 70 километров. Так что, по крайней мере, на первом этапе агрессии ставка будет делаться на поражение сирийских объектов, даже не входя в сирийское воздушное пространство. Это позволит участникам агрессии избежать лишних потерь.

В этих условиях сирийцам приходится надеяться на ограниченное количество старых “трехсоток”, “буков” и “двухсоток”. Последние, несмотря на свои выдающиеся технические характеристики, сильно уязвимы в плане мобильности. В отличие от той же “трехсотки”, способной за полчаса поменять позицию после стрельбы, стационарная “двухсотка” подобными возможностями не обладает и становится крайне уязвима для крылатых ракет противника. Старые же “трехсотки”, имеющиеся у сирийцев, не в состоянии заменить “двухсотки” хотя бы в силу меньшего радиуса действия и ряда других проблем.

Правда, на стороне сирийцев есть одно немаловажное обстоятельство, которого не было у ливийцев — особый рельеф местности. Значительную часть страны занимают горы и холмы. При таких условиях вывести из строя ПВО более затруднительно, чем в случае с Ливией.

Тем не менее, несмотря на то что большая часть имеющихся у Сирии истребителей-перехватчиков и ЗРК устарели, возможное нанесение воздушных ударов по этой стране для авиации НАТО будет сопряжено с куда большими потерями и затратами, чем в Ливии. По крайней мере, обойдется она куда дороже, и для ее проведения потребуется сосредоточить группировку, сопоставимую по силам с той, что действовала против Югославии.

Удастся ли выстоять сирийцам в случае начала против них войны? В любом случае можно сказать, что битва будет крайне тяжелая. На стороне НАТО количественное превосходство и опыт проведения подобных операций против других стран. Хотя тот факт, что сирийцы активнее многих других занимались модернизацией своей ПВО и подготовкой ее личного состава, оставляет надежды на то, что она сможет нанести авиации противника такой урон, который заставит его отказаться от дальнейшего осуществления агрессии.

Весь вопрос только в том, на какие потери готовы пойти противники Башара Асада для его свержения. Как известно, цель оправдывает средства. И слишком уж заманчивой выглядит сирийская цель для Запада, рассчитывающего ликвидировать иранского союзника.

Источник: pravda.ru