«Ленфильму» не вернут «золотую коллекцию»

КультураСобытия

Госфильмофонд отказался передавать права на «Полосатый рейс» и «Человека-амфибию», исходя из государственных интересов

Госфильмофонд РФ официально отказался передавать права на «золотую коллекцию» в собственность киностудии ОАО «Ленфильм». Это следует из письма директора Госфильмофонда Николая Бородачева министру культуры РФ Владимиру Мединскому (есть в распоряжении «Известий»).

По словам Бородачева, открытое акционерное общество, коим является киностудия «Ленфильм», «не несет никакой ответственности перед народом или государством за материальное и нематериальное использование своих активов», а потому передача уникальной коллекции в частные руки «противоречит государственным интересам».

Ранее дирекция студии обращалась в правительство РФ с просьбой рассмотреть вопрос о возвращении прав на «золотую коллекцию» в собственность «Ленфильма». Правительство переадресовало запрос в Министерство культуры, которое, в свою очередь направило его в Госфильмофонд.

За возвращение лент, снятых на студии до 1992 года, в собственность «Ленфильма» выступали народный артист СССР Олег Басилашвили, кинорежиссеры Александр Сокуров и Алексей Герман, продюсер Сергей Сельянов, сценарист Светлана Кармалита и другие мастера. Наиболее известные картины «золотой коллекции» — это «Полосатый рейс», «Свадьба в Малиновке», «Человек-амфибия», «Двадцать дней без войны», «Золушка» и другие.

В беседе с «Известиями» зам. директора Госфильмофонда Василий Шильников заявил, что компания ОАО «Ленфильм» не является правопреемником одноименной советской студии, а потому ее претензии на коллекцию «безосновательны».

— Коммерческая компания ОАО «Ленфильм» — это лишь часть киностудии, которая была выделена из нее в 2003 году для приватизации. Сама же киностудия была переименована в Фильмофонд студии «Ленфильм» и позже вошла в состав Госфильмофонда РФ, — заявил Василий Шильников, добавив, что «настоящим «Ленфильмом» является сам Госфильмофонд».

По мнению гендиректора «Ленфильма» Эдуарда Пичугина, в том что Госфильмофонд получает 70% выручки с продажи прав на ленты киностудии, есть «вопиющая несправедливость».

— Голливуд держится на крупнейших студиях-мейджорах, которым более 100 лет. Они могут финансировать крупные 200-миллионные блокбастеры именно потому, что у них есть доход в виде обеспечения от прав. В случае с правами на коллекцию «Ленфильма» речь идет о сотнях миллионов рублей ежегодной выручки. Без этих денег студию невозможно возродить, — сказал Эдуард Пичугин.

— С какой стати государственное учреждение должно передавать деньги коммерческой структуре по той причине, что в ее названии есть слово «Ленфильм»? — интересуется Николай Бородачев в беседе с «Известиями».

Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный», юрист Константин Трапаидзе считает, что компания ОАО «Ленфильм» не может претендовать на коллекцию.

— Не имеет значения то, что студия сегодня целиком принадлежит государству — завтра акции может выкупить частное лицо, и закон о невладении фондами будет нарушен, — полагает юрист.

По мнению Константина Трапаизде, единственная возможность для «Ленфильма» получить право распоряжаться выручкой от продажи прав на фильмы «золотой коллекции» — сменить форму собственности и снова стать бюджетным учреждением.

Юрисконсульт Союза театральных деятелей Анастасия Рубина считает иначе. По словам эксперта, акции ОАО «Ленфильм» могут быть выкуплены только с согласия единственного акционера — государства.

— Кроме того Госфильмофонд может заключать договоры и финансировать всех, кого посчитает нужным. Например, бюджетная организация может ежегодно субсидировать производство картин на киностудии «Ленфильм», компенсируя отсутствие выручки с «золотой коллекции», — считает Анастасия Рубина.

Вместе с тем эксперт подчеркнула, что правовая история «золотой коллекции» является «неоднозначной».

В 2003 году на основании указа президента № 389 от 4 апреля 2001 года («О реорганизации федеральных государственных киностудий») санкт-петербургская государственная киностудия «Ленфильм» была подготовлена к реорганизации в открытое акционерное общество.

Поскольку частная компания по закону не имеет права владеть фондами, они были отделены от студии в специально созданное ФГУП «Фильмофонд киностудии «Ленфильм». Позднее предприятие было упразднено, и коллекция перешла к ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция», а позже стала собственностью Госфильмофонда РФ.

Источник