Российское кино: торжество «оттенков серого»

КультураСобытия

Коммерческий подход к кинематографу, похоже, окончательно победил и искусство, и мораль, сетует наш эксперт

Несомненно хорошие известия для российских кинопрокатчиков сообщил в минувшую среду министр культуры РФ Владимир Мединский.

Что может ласкать слух бизнесмена приятнее, нежели новость о снятии ограничений на возможность заработать лишний рубль – совсем не лишний в эти неспокойные дни? А кино – это не только важнейшее из искусств, но еще и бизнес. Источник недурных прибылей.

И носившаяся в воздухе и одобренная в верхах идея введения обязательной квоты на российские фильмы в кинопрокате эти прибыли в условиях кризиса, разумеется, урезала бы. Не секрет ведь : российское кино, увы, не сильно прельщает российского же зрителя. А бизнес-то почем виноват?

«Кинотеатры попали в непростую экономическую ситуацию, связанную с курсом доллара, связанную с тем, что у некоторых аренда была зафиксирована в валюте, и в этой ситуации настаивать на квотировании, которое, безусловно, хоть и опосредованно, даже временно, но ударит по кинотеатрам, во время кризиса, мне кажется, это совершенно не та идея, о которой можно говорить», – заявил министр Мединский в ходе пресс-конференции в агентстве ТАСС.

Что имеем в сухом остатке от столь благого намерения? Просчитать несложно, чистая арифметика: кинопрокатному рынку «развязаны руки», а производителям кино даны нужные ориентиры: не хотите снимать сразу «на полку» – перенимайте приемчики попроще. Оставьте свои соревнования с Тарковским и Бергманом фестивальной публике, а для той, что несет в кинозалы «бабло» снимайте ситкомы и страхуйтесь от плохих сборов обилием «продакт-плейсмента» (скрытой рекламы) в своих «нетленках».

А государство – оно, конечно, поможет режиссерам. Раздаст приоритетные темы для новых фильмов, под которые подкинет не слишком большие деньги (кризис же), ну и поможет конкурировать с зарубежными «бомбами» – не квотами, это уж слишком жирно, а играми с календарем. Как заверил киношников Владимир Мединский, министерство будет следить за тем, что даты премьер российских фильмов (опять же, не всех, а хорошо распиаренных) не совпадали с релизами зарубежных лент.

И на том спасибо. Паллиативные меры – это пусть и не реанимация, но хотя бы обеспечивают не настолько позорную смерть.

Заявление министра культуры об отмене прокатных квот для отечественное кино в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный актер и режиссер, президент Международного кинофорума «Золотой Витязь», народный артист России Николай Бурляев:

– Эти слова Владимира Ростиславовича есть свидетельство ожидаемой и закономерной капитуляции нашего министерства культуры перед рыночным кинематографом. Ибо идея квот и поддержки отечественного кинематографа сама по себе положительная, но поддерживать-то сегодня что?

Наш нынешний кинематограф пребывает в поистине чудовищном состоянии. Я же говорил нашему министру неоднократно: ориентация на рыночный кинематограф – губительна! Культура и рынок – это в принципе несовместимые понятия. Но понимания этой простой истины просто нет. У нашего «культурного» руководства задача одна – вышедшее в прокат кино должно иметь успех в первый уикенд, оно должно окупать потраченные на его производство деньги.

Я очень люблю в таких случаях приводить пример с великим фильмом «Андрей Рублев» Тарковского. Эта картина не была «успешной в первый уикенд». Она вообще пролежала семь лет «на полке», а когда уже благодаря Каннам прорвалась на советский экран, побила все кассовые рекорды. И я не так давно своими глазами видел очереди на «Андрея Рублева» в Париже, Каракасе и Лос-Анжелесе.

Неверная многолетняя ориентация нашего министерства на «коммерчески успешное» кино привела в итоге к тому, что из нашего уже и показывать стало по сути нечего. Наши режиссеры и власти ориентированы на съемки блокбастеров и ведь все равно проигрывают в этом американцам, но их это ничуть не отрезвляет.

Когда я говорил все это же нашему министру Мединскому, он мне ответил: а кто бы сейчас пошел на фильмы Тарковского, где из показывать? Ну конечно, теперь это уже совсем непросто, в условиях, когда государство позволило торгашам понастроить частные кинотеатры на западные деньги и тем самым создать ситуацию когда каждый наш рубль укрепляет мощь Голливуда.

Так решение ведь лежит на поверхности: нужно строить государственные кинотеатры, нужно вкладывать серьезные деньги в производство качественного отечественного кино, не ожидая от него отдачи в первый же уикенд. Нужно вводить госзаказ на темы, которые нужны сегодня нашему кино, нужны всем нам.

К слову, по этой части уже что-то делается и это, конечно, лично меня не может не обнадеживать

Источник