Спасительное слово

КультураСобытия

17 марта в Патриарших палатах Храма Христа Спасителя состоялось заседание президиума Общества русской словесности

Участники обсудили итоги более чем полугодовой работы и определились с планами.

Собрание вел председатель общества, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «За истекшее время мы на разных площадках обсуждали достаточно чувствительный для нас всех вопрос о том, что мы — старшее и среднее поколение — не смогли должным образом передать нашей молодежи то великое наследие, те сокровища отечественной литературы и искусства, которые мы получили от наших предков. Все это составляет культурный код — основу российской идентичности».

Для этих целей под патронатом Общества создается «Пушкинский союз». Задача организации — привить интерес к отечественной литературе, искусству, истории нынешним двадцатилетним. Чтобы у присутствующих не оставалось сомнений, что потребность острая, был показан короткий телесюжет, записанный на улицах Москвы. Студентам и аспирантам столичных вузов предложили ответить на простые вопросы (например, кого в 1917 году свергли большевики?) или продолжить строфу «Мой дядя самых честных правил…». С каждой из «задач» справился примерно один из десяти респондентов.

«Искать виноватых бессмысленно, важнее понять, что делать, — сказал председатель Патриаршего совета по культуре, секретарь Общества русской словесности епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). — Реальные шаги, которые будут воплощены в жизнь в самое ближайшее время, мы разработали совместно с Министерством образования и Министерством культуры. Среди них — увеличение часов на русский язык и литературу, уроки внеклассного чтения, синхронизация школьной программы и театрального репертуара. Изучив то или иное произведение, учащиеся смогут сразу же закрепить «материал», дополнив его впечатлениями от актерской игры. Такая практика существовала в советское время и приносила свои плоды».

Обдумывая все это, рабочая группа «Пушкинского союза» обнаружила и другую проблему. Детям еще можно что-то объяснить на уроках. Но как быть с молодыми людьми, школьные стены уже покинувшими? Решили связаться с известными блогерами: ведь миллионы подписчиков — это сравнимо с аудиторией Первого канала. Как оказалось, многие из них готовы начать работу «по прививанию вкуса» — и сделать это в привычном интернет-формате легче и эффективнее, чем в каком-либо другом. Кроме того, «Пушкинский союз» ведет переговоры с кинематографистами. «Вы только подумайте, сколько сериалов о Шекспире существует в Англии, а у нас почти ничего не снято ни о Пушкине, ни о Толстом, ни о Достоевском», — добавил владыка.

Говорили и о создании единой концепции государственной языковой политики. На сегодняшний момент издано огромное количество документов, регламентирующих бытование русского языка. Собственные нормативные акты есть в 24 субъектах Российской Федерации, но общего — ни одного. А значит, все это нуждается в пересмотре и экспертизе.

Члены президиума не обошли вниманием вопросы реформы среднего образования. Разумеется, речь зашла и об учебниках.

«На сегодняшний день в России существует 1376 различных пособий, трудно понять, как при таком «ассортименте» можно соответствовать хоть каким-то нормативам, — отметила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. — Кроме того, на литературу и русский язык отведено ничтожно малое количество часов — от двух до четырех в неделю, при этом содержанием программ может заниматься сама школа…»

Васильева также напомнила о проблеме низкой квалификации учителей. И хотя многие из региональных словесников (60 000 к 2016 году) уже переаттестованы, хватает еще и тех, до кого руки так и не дошли.

С ней согласилась президент Российской академии образования, заместитель председателя Общества русской словесности Людмила Вербицкая: «Из школы выходят дети, не знающие языка, не умеющие говорить. Все пишут ЕГЭ по русскому, но нужна хорошо отработанная устная форма. Я бы даже предложила ввести изучение русского языка на первых курсах всех вузов. Нельзя не знать его людям, живущим в России. Это наше национальное достояние, наша гордость».

Источник