Страсти вокруг российского кино: Откуда дровишки?

КультураСобытия

Минкульт серьезно озаботился тем, на что и как производятся отечественные фильмы.

Министерство культуры РФ наконец-то обратило внимание на низкую рентабельность и непопулярность у зрителей российских фильмов, снятых при полном или частичном госфинансировании, и предложило ввести новые критерии эффективности для тех кинокомпаний, которые получают денежки из государственного Фонда кино.

Если решение, которое пока торпедируется крупными продюсерскими компаниями, будет принято, то на каждые 100 рублей финансовой поддержки государства должен приходиться минимум один зритель. Если этого не происходит, компания теряет право на финансирование своих проектов из бюджетных средств.

Такое соглашение Министерство культуры планирует заключить с Фондом кино, который, однако, активно противится этому.

Между тем многие режиссеры считают, что Министерство культуры услышало их молитвы и справедливость наконец восторжествует.

– Дело в том, что деньги на финансирование проектов каждый год получают одни и те же продюсерские компании, независимо от того, провалился в прокате выпущенный ими фильм или нет, – рассказывает режиссер Юрий Кара. – Но если картина, рассчитанная на массового зрителя, приносит одни убытки, то стоит задуматься: а зачем такой компании давать деньги на съемки нового блокбастера или не слишком умной комедии в будущем году? Но все равно дают. Очень надеюсь, что теперь с такой порочной практикой будет покончено.

Другой известный режиссер, Сергей Урсуляк, с присущим ему чувством юмора заметил, что он сейчас работает с телеканалами и, к своему большому счастью, с кинопродюсерами просто не сталкивается.

– Но я слышал от коллег, – подчеркнул при этом Урсуляк, – на какие порой унижения обрекают режиссеров некоторые из продюсеров ради того, чтобы получить как можно больше денег от проката картины, какие глупые с профессиональной точки зрения изменения вносят в почти готовый фильм. Так что лично я как раз не питаю иллюзий. Если случится то, о чем вы говорите, станет еще хуже.

В отличие от разноголосых мнений режиссеров кинопродюсеры чуть не в один голос заявляют, что «Минкульт взял эту круглую цифру с потолка, а отвечать придется нам».

– У меня есть серьезные сомнения, что качество фильмов от этого станет лучше, а вот нервотрепки (как на стадии подготовки к съемкам, так и на стадии проката) наверняка прибавится, – с грустью констатирует наиболее успешный и совестливый, как говорят, продюсер Сергей Сельянов.

Кстати сказать, Министерство культуры предлагает также ограничить финансирование одной картины из бюджета суммой 400 млн рублей. При этом если сами продюсеры не могут дать гарантии возврата после проката хотя бы 250 млн рублей, то финансировать проект не станут. А максимальное время от выделения средств до выпуска фильма не должно превышать трех лет. И самое главное – Минкульт добивается права накладывать вето на решение Фонда кино о выделении средств на финансирование той или иной картины.

Что ж, в этих шагах есть определенный резон. Ибо не раз доводилось слышать, как, общаясь меж собой на кинотусовках, некоторые продюсеры с упоением рассказывали, что после съемок новой картины на «сэкономленные» деньги смогли купить квартиру или построить себе особнячок, а кое-кто – и целый замок.

Стоит отметить, что в прошлом году Фондом кино было выделено на производство фильмов 4,2 млрд рублей, причем большая часть из них – на безвозвратной основе.

Если Министерство культуры добьется все же своего, то хороших картин российского производства в прокате может стать больше, а денег на их производство из кармана государства, то есть налогоплательщиков, уйдет меньше, что не может не радовать обывателей и потребителей кинопродукции.

Андрей Князев.

FOTODOM.RU

Источник