Прошлое и пошлое

КультураСобытия

Исторический сериал – это прекрасно, но не слишком ли много Екатерин?

Наше телевидение предлагает премьеру за премьерой. Борьба за зрителя (рекламодателя, прибыль) ведётся нешуточная. Аудитория не просто припадает к экранам в ожидании ярких впечатлений, но ещё и становится свидетелем жестокой конкуренции, которая порой приобретает удивительные формы.

Мы как-то это промахнули: замотались, смирились и не возмутились – нас так долго и изобретательно к этому дублированию подводили. Главные государственные каналы страны (Первый и «Россия 1») практически в одно и то же время демонстрируют сериалы-дубликаты («Екатерина» и «Великая»). Об одних и тех же эпохе и людях, по идентичным, по сути, сценариям, с очень похожими друг на друга (но не на героиню) исполнительницами. Но более всего удивило, что даже при повторном показе у обоих сериалов хорошие рейтинги!

Хоть что-то подобное было в истории мирового ТВ? На двух каналах тратится куча денег на дорогостоящее костюмированное многосерийное телепредставление, когда естественнее и разумнее было бы объединить средства и на каком-нибудь одном канале сделать что-то суперкачественное, что называется на века.

Так почему такое происходит? Нет, мы сейчас не об отсутствии народного контроля за расходованием государственных средств на ТВ, а о том, что историческая тема замечательно востребована зрителями, народом, к тому же теперь и лидеры государства много говорят о патриотическом воспитании. Наконец совпали.

Без чувства собственного достоинства, уважения к истории и гордости за героические деяния предков невозможно существование народа и страны, тем более такой обширной, как наша. И так всегда было, за исключением кратких периодов революционной ломки (двадцать лет после 17-го года и примерно столько же после 91-го).

…Ещё совсем недавно (да и сейчас очень часто) жизнь в СССР была представлена на экране чем-то крайне убогим, бессмысленным и жестоким, однако теперь примерно те же люди, что изобличали кровавую гэбню, салдофонов-дуболомов и партийных самодуров, постепенно «исправляются», хотя…

Реклама на канале «Россия 1» звала: «Сериал «Оптимисты» от создателей «Оттепели»!» Того зажигательно антисоветского сериала, в котором, напомним, главный герой, увильнувший от фронта оператор, с наслаждением мордует героя-фронтовика. И здесь – то же время, 60-й год, и это тоже производственное кино. Теперь из жизни МИДа, который сейчас очень уважаем в связи с международной политикой России и деятельностью известных наших дипломатов.

Начало, да целых 10 серий из 13 удивили отсутствием антисоветчины. Герои – молодые, восторженные сотрудники одного из отделов МИДа во главе с новым начальником Бирюковым и прежней начальницей Рутой Блаумане (блестящий дуэт Северины Янушаускайте и Владимира Вдовиченкова) – самоотверженно и весело делают своё дело.

Проявляют инициативу, рискуют, преодолевают косность руководителей министерства и страны – служат Отечеству. И живут яркой молодой жизнью: влюбляются, ссорятся, разводятся, выпивают, попадают в неприятные ситуации, выбираются из них. С непривычки даже скучно немного от их «правильности». Вдовиченков и Андрей Егоров (в роли мужа Руты) создали, как бы раньше сказали, убедительный образ нашего современника, настоящего коммуниста. Им сочувствуешь.

Но в конце сериала сценаристы, которых во главе с режиссёром Алексеем Попогребским и продюсером Валерием Тодоровским аж семеро, взорвали сюжетную бомбу, если так можно выразиться, с нечистотами.

Оказалось, что все – предатели. Один из юных дипломатов (Риналь Мухаметов) делает за деньги загранпаспорт будущему диссиденту, а его возлюбленная, провинциалка-бегунья, вовсе не ангел, а «по вторникам и четвергам» спит со своим тренером. Другой (Егор Корешков) не только скрывает, что у него сестра за границей, но и женат на женщине, которая пишет на него доносы в КГБ, третий (Артём Быстров) так и вовсе давно завербован американской разведкой. А главный гэбист МИДа (Анатолий Белый) не только спит с Рутой Блаумане (при живом-то муже, Герое Советского Союза!), но и страшный интриган, желающий уничтожить Бирюкова и его отдел, однако тот просит своего покровителя из ЦК (его прекрасно сыграл замечательный Юрий Кузнецов) защитить от него отдел, и этому гэбисту подстраивают… автоаварию, в которой гибнет его маленький сын. И это времена не «садиста Берии», а «оттепели»?

И завершает сериал «вишенка на торте» – заговор реакционеров против Хрущёва. Но коварные планы взорвать самолёт с Никитой героически срывают Бирюков и Рута, а всех членов президиума ЦК, только что проголосовавших за снятие Хрущёва, беспощадно арестовывают тут же на заседании в Кремле!!!

Хеппи-энд! Все наши герои в полном порядке, а Первый отдел МИДа возглавляет… агент ЦРУ. И встык реклама банковской карты, в которой муж кричит жене:

– Совесть у тебя с собой?

– С собой.

– Так неси её на кассу.

Говорят, у сериала будет продолжение. Интересно, предотвратят ли наши герои-дипломаты убийство Кеннеди и снятие Хрущёва в 1964 году?

Только тягой к советским брендам можно объяснить попытку возрождения на Первом канале юмористической передачи «Вокруг смеха» и только ностальгией – то, что этот продукт не умер после первых же выпусков. Юмористических программ на современном ТВ, в отличие от пуританского советского, о-очень много. Чем же отличается «Вокруг смеха» от прочих?

Во-первых, ведущим и тем, что его очень много. Прежний, пародист Александр Иванов, обладавший «крайне аскетичным, сатирическим экстерьером», представляя гостей (в основном это были писатели, артисты и карикатуристы, сотрудничавшие с «Клубом ДС» «Литературной газеты»), был краток и едок и только в конце программы радовал зрителей своими короткими пародиями. Ефим же Шифрин на него совсем не похож: атлетически накачан, отлично одет, он смешлив и благополучен. Не знаю, кто пишет ему тексты для конферанса, но они остроумны не всегда, зато очень длинны. К тому же в каждом выпуске у ведущего есть свой отдельный номер, в том числе и вокальный. Всё это выглядело бы мило, если бы программа была посвящена юбилею артиста, но когда этот «юбилей» продолжается из выпуска в выпуск…

Во-вторых, в программу наряду с выступлениями современных артистов включены большие куски из старых выпусков, многие из которых видены-перевидены. Но можно сравнивать.

То, что было когда-то очень смешно, смотрится странно, и многие тогдашние юмористические тексты и авторы сейчас вызывают не смех, а горькую усмешку.

В одном из последних выпусков Сергей Белоголовцев прочитал рассказ Михаила Зощенко «Аристократка». Исполнение было так себе, но зощенковский текст в сравнении с теми, что звучали в «Вокруг смеха» когда-то, не говоря уже о тех, что звучат сейчас, несравненно «более лучший». Во всех смыслах.

Большинство исполнителей возрождённого шоу работали на том же низком (ниже пояса) уровне, что и многочисленные уже существующие юмористические шоу. А после того как ведущий прочитал пошлейший монолог о «счастливом конце», стало стыдно и за него, и за передачу.

Юмор 70-х, основанный на недомолвках и полунамёках глубоко спрятанного неприятия социалистического строя, кажется, ушёл безвозвратно. А подвергать сатирическому осмеянию язвы современного общества, затрагивая их суть, боюсь, никто не позволит, то есть не профинансирует.

Но потребность в настоящем юморе, беспощадной сатире, безусловно, есть – столько в нашей жизни глупости, несообразности, гротеска и фарса.

Источник