14122018Fri

Back События Культура Знамя победы в «Легенде о Коловрате»

Знамя победы в «Легенде о Коловрате»

  • PDF
203

Галина Чудинова о новом отечественном фильме ...

Не так уж часто отечественный кинематограф радует нас, зрителей, хорошими фильмами. После всех викингов, матильд, притяжений и прочих высоко затратных кинолент, пошлых и лживых, не дающих ничего ни уму, ни сердцу, просмотр «Легенды о Коловрате» стал для меня подобен дуновению свежего ветра, глотку чистой воды.
 
Характерно, что при создании фильма режиссёры Джаник Файзиев и Иван Шурховецкий вместе со сценаристами Сергеем Юдаковым и Дмитрием Раевским следовали не букве, а духу исторического первоисточника – всем известной «Повести о разорении Рязани Батыем». На суд зрителей представлена не историческая хроника, а именно легенда с элементами сказки и фэнтэзи, художественной условности.
 
На мой взгляд, удачной находкой сценаристов стало начало фильма – яркий эпизод из ранней юности главного его героя. В сцене коварного нападения одрынцев на отряд русичей два меча засверкали в руках отрока Евпатия, за что девочка Настя, видевшая издали сцену боя, назвала его Коловратом. Вражеский аркан, наброшенный на шею отрока, и ужас от всего пережитого вызвали у Евпатия потерю памяти: уже повзрослев, более десятка лет спустя, каждое утро просыпался он в гневе и ярости, готовый всякий раз заново броситься на врагов.
 
Искусствовед Галина Иванкина в содержательной рецензии «Это люди крылатые...» отметила, что «Легенда о Коловрате» – прекрасный образец патриотического кинематографа, столь редкого в наши дни, но не поняла, зачем надо было сделать Коловрата «больным на всю голову». Автор одного из отзывов в соцсетях также недоумевает по этому поводу: «Кому, например, пришла в голову мысль сделать Коловрата страдающим от временной амнезии?». В ответ так и хочется сказать: «Попробуйте прочувствовать то, что пережил он в юности. Представьте, что это вас враг тащит на аркане. Как повлияет это на вашу память и психику?».
 
Думается, что данный мотив в фильме глубоко символичен: до сих пор у многих современников начисто отшиблена память на многие знаковые события отечественной истории да и реальностей наших дней.
 
В светлых, красочных тонах воссоздан в киноленте быт рязанцев середины тринадцатого века. Радуют глаз не только белокаменные соборы, но и внутренне убранство изб с их резными столами и скамьями, всевозможной домашней утварью. Прекрасны сцены счастливой семейной жизни возмужавшего Евпатия и его верной жены Насти, ласковой речью возвращающей по утрам мужа в повседневную реальность. Утепляющей художественной деталью стали в фильме и те свистульки, что каждый день вырезает Евпатий и дарит любимой жене – вместо той, что была потеряна девочкой в роковой день вражеского нападения. Настю великолепно сыграла актриса Полина Чернышова, ранее уже известная зрителям по роли Аксиньи в киноленте «Тихий Дон», снятой режиссёром Сергеем Урсуляком.
 
Сценарий фильма о подвигах Евпатия Коловрата полностью построен на приёмах контраста, не случайно действие происходит в зимнюю пору. Летопись гласит, что рязанский князь Юрий послал своего сына Фёдора к «безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю». В киноленте отряду русичей после вручения даров с боем удалось вырваться из вражеского стана. Фильм не только удивительно современен, но обращён в будущее. Идея его в том, что всякие дары, мольбы и попытки увещеваний коварных и лютых врагов абсолютно бесполезны: враг понимает лишь силу духа и русского оружия.
 
После всех светлых и радостных сцен зрителей может не впечатлить картина разорённой и сожжённой Рязани, которую видят с холма Евпатий и его оставшиеся в живых товарищи. Правда, декорации порой оставляют желать лучшего, что отнюдь не снижает общего впечатления. Музыка композитора Сержа Танкяна великолепно передаёт героико-драматический пафос фильма.
 
В «Повести о разорении Рязани Батыем» образно передано душевное состояние Коловрата при виде растерзанной врагами родины: «И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своём. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых Бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя… И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали». Именно таким, с распалившимся от гнева сердцем, сыграл Евпатия актёр Илья Маклаков, сам уроженец рязанских земель. Сыграл на пределе всех своих возможностей, что далеко не часто встречается в современном кинематографе. Да и весь актёрский состав фильма не мог не вызвать восхищения своей слаженной игрой.
 
В отличие от летописи, создатели «Легенды…» поставили Евпатия во главе небольшого отряда смельчаков, что лишь усилило значимость их подвига. Что оставалось делать герою и верным его ратникам? Послать гонцов за подмогой во Владимир и Муром, а тем временем вести партизанскую войну: отравлять ордынцам источники с водой, наносить врагам урон дерзкими ночными вылазками, попытаться повернуть вспять войско Батыя до прибытия помощи. Но долгожданная помощь так и не приходит: владимирский и муромский князья под разными предлогами отказывают в ней посланцам Евпатия. Не так ли разобщено и нынешнее наше сообщество перед лицом безжалостного противника извне?
 
В одном из откликов на фильм в соцсетях я прочла следующие строки: «Удивительно, что государственные и частные средства были потрачены на эпическую картину о полном и безоговорочном поражении… Если вдуматься в ее суть, то это история о тотальном превосходстве монголов над русскими. Сколько ордынцев рязанцы в итоге убивают? Несколько десятков? Не смешите вражьи тумены…». Явно, что писал это не патриот России, человек, даже отдалённо не представляющий себе силу русского духа и любви к Родине. Такие, как он, готовы встать на колени перед врагом. Именно к этому призывал русичей Бату-хан.
 
Великолепен эпизод фильма, когда стоящий на холме отряд Коловрата гордо поднимает перед многотысячной вражеской ордой красное знамя победы. Здесь необходимо вспомнить, что красный цвет сопутствовал всей истории России, это цвет царей и воинов. На фоне древнерусских багряных стягов изображались православные символы – лик Спасителя или православный крест. Под таким тёмно-красным стягом со Спасом Нерукотворным одержал победу над рыцарями-крестоносцами на Неве и Чудском озере святой благоверный князь Александр Невский в 1240-м и 1242-м годах. С таким же стягом победил орду на поле Куликовом князь Дмитрий Донской, да и Иван Грозный в 1552-м году брал Казань со Спасителем на красном стяге. Хорошо бы нам ныне вернуться к этому знамени предков – символу побед.
 
В фильме есть ещё ряд памятных сцен, обращённых в настоящее и будущее. Это сцены спасения привезённых в отряд осиротевших детей – голубоглазых, русых, яснолицых. Интрига вокруг них захватывает зрителей. Пока Евпатий с ратниками из последних сил отражают вражьи атаки, воину-спасителю вместе с девушкой Ладой ценой огромных усилий удаётся вывезти сани на лёд реки, поднять над ними парус и под ветром ускользнуть от ордынцев.
 
Противостояние хана Батыя и Евпатия Коловрата нарастает к концу фильма. Образ предводителя орды в талантливейшей игре актёра Александра Цоя не окарикатурен: бросая в битву всё новые силы, он отдаёт должное мужеству рязанцев, говоря о них: «Это люди крылатые, не знают они смерти, бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами». В подтверждение его слов Евпатий в поединке рассекает Хостоврула, лучшего воина ордынцев, но вскоре гибнет от обрушенного на него града камней.
 
Знаменательные слова произносит над телом героя коленопреклонённый хан Батый: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал малою своею дружиною и многих богатырей сильной орды моей побил и много полков разбил. Если бы такой служил у меня, держал бы его у самого сердца своего!». Порой такое чистосердечное откровение врага дорогого стоит! Справедливо мнение публициста Егора Холмогорова: «По сути, перед нами русская «Песнь о Роланде» – история поражения, которое великолепнее иных побед».
 
Финальные кадры киноленты вселяют в зрителей надежду и оптимизм: на крутом холме от края и до края выстроилось для решающей схватки объединённое русское воинство под красными знамёнами победы.
 
Галина Чудинова, публицист, Пермь

Источник