«Святая Русь»

КультураСобытия

В Севастополе в Драматическом театре Черноморского Флота РФ им. Б.А.Лавренева состоится торжественная церемония открытия IX Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь» …

10 октября в 17:00 в г. Севастополе в Драматическом театре Черноморского Флота РФ им. Б.А.Лавренева (г. Севастополь, площадь Ушакова, 1) состоится Торжественная церемония Открытия IX Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь», в рамках которого будет открыта выставка «Святая Русь» Лауреата Золотой медали имени Александра Иванова, заслуженного художника России Павла Рыженко, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ.

В 19.00 в Севастопольском Центре Культуры и Искусств (СЦКИ) (г. Севастополь, ул. Ленина, 25) Народный артист России Николай Бурляев и Севастопольский симфонический оркестр под руководством Владимира Кима представят зрителям музыкально-драматическую композицию «Рождение музыки к фильму «Лермонтов».

В Севастополе, Балаклаве и Херсонесе 10-11 октября в рамках форума будет открыто сразу 3 выставки, которые будут проходить до конца ноября. Форум и выставки откроет президент форума, народный артист России Николай Бурляев.

11 октября в 11.00 в Государственном историко-археологическом музее Херсонес Таврический (Севастополь, Древняя улица, 1) будет открыта выставка «Свет фресок Дионисия» фотографа Юрия Холдина. Состоится демонстрация фильма «Дионисий – путь художника» лауреата Государственной премии РФ, реж. Дмитрия Чернецова.

11 октября в 17.00 в ГБУК г. Севастополя «Балаклавский Дворец культуры» (г. Севастополь, Балаклавский район, улица Калича, 21) откроется выставка греческого фотохудожника Костаса Асимиса «Под покровом Пресвятой Богородицы: жизнь и быт монастырей Афона».

IX Международный Славянский форум изобразительных искусств «Золотой Витязь» проводится Международным Форумом «Золотой Витязь» при участии и поддержке Министерства культуры РФ, МЧС России, Администраций городов Севастополя, Светлогорска (Калининградская область), Министерства культуры ЛНР, Союза кинематографистов России. В рамках Форума пройдёт серия из 10 выставок в Севастополе, Москве, Московской и Калиниградской областях, г. Луганске.

Павел Рыженко родился 11 июля 1970 года в Калуге. Светлый образ русской земли и ее многострадальной источником вдохновения для одного из самых отечественной исторической живописи. художественной школе при институте им. Сурикова (1982-1988) открыли перед юношей Третьяковской Замоскворечья. Мир запахов масляной краски, одновременно многообразие большого современного города.

Служба в армии лишь укрепила в правильности выбранного пути – пути живописца. Поэтому первая половина 1990-х прошла в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, где учителем и наставником Павла стал народный художник профессор И.С. Глазунов. Это были годы исканий, размышлений, осмысления истории своей страны и своего народа. К моменту написания дипломной работы «Калка» приходит осознание своего творческого назначения – разбудить генетическую память своих современников, гордость за свое Отечество.

За годы преподавания в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (1997-2007), работы в Студии военных художников им. М.Б. Грекова (2007-2014) Павел Рыженко сформировался не только как выдающийся исторический живописец, но и как мастер диорамного искусства.

Размышления об историческом прошлом своей Родины приводит художника к поиску духовных основ и в творчество органично входит религиозная тема.

За свою, столь неожиданно оборвавшуюся 16 июля 2014 года жизнь, в момент наиболее полного расцвета творческих сил, Павел Рыженко создал галерею образов эпического масштаба («Победа Пересвета», «Царево молчание» и др.). Всеобъемлющую панораму истории отражают диорамы «Крещение Руси», «Стояние на реке Угре», «Начало войны 22 июня 1941 года».

В 2011 году за высокие достижения в изобразительном искусстве и развитие духовно-патриотической темы Павел Рыженко удостоен почетного звания – Заслуженный художник Российской Федерации. Образная выразительность исторических полотен Павла Рыженко придают его творчеству особую важность в контексте современной истории России. Размышления на холсте об уроках прошлого и будущего нашего Отечества, следование традициям русской школы исторической живописи делают Павла Рыженко достойным преемником великих мастеров отечественного изобразительного искусства – В. Сурикова, И. Репина, В. Верещагина, В. Васнецова, М. Нестерова.

Павел Рыженко не только выдающийся исторический живописец, но и мастер диорамного искусства. Он считается одним из ярчайших представителей современной русской живописи классического русского реализма. Главная тема в его творчестве – духовный путь России, который пролегает через разные эпохи и исторические события. Размышления об историческом прошлом своей Родины приводит художника к поиску духовных основ.

В его творчество органично вошла религиозная тема. Главные герои на многофигурных полотнах – защитники. Защитники – воины, защитники веры – богатырь Пересвет, князь Александр Невский, святые подвижники – Сергий Радонежский, Иоанн Богослов и другие. К сожалению, жизнь художника оборвалась в момент полного расцвета творческих и жизненных сил. В 44 года у него произошёл инсульт. Незадолго до смерти Павел Рыженко в одном из интервью сказал:

«Я предлагаю людям ещё раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа… с богатой историей и самосознанием».

Выставка работ П.Рыженко продлится в Севастополе до 11 ноября, также планируется ее показ в Луганске.

Фотовыставка Фонда «Фрески Руси» «Свет фресок Дионисия – миру» фотохудожника Юрия Холдина пройдет в Херсоненсе до 11 ноября 2018 года, также планируется ее показ в Луганске (ноябрь 2018 года). Выставки также пройдут с октября по декабрь в Севастополе и Светлогорске (Калининградская обл.).

Фотохудожник Юрий Холдин – единственный, которому удалось почти невозможное: он не только запечатлел все фрески древнерусского иконописца Дионисия собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря на фотокамеру, но и благодаря новаторским методам фотосъемки сумел передать их цвет, фактуру, объем, пропорции, что, по мнению специалистов, является уникальным даже для современного уровня технологий фотоискусства.

Московский фотохудожник, трагически ушедший из жизни в 2007 году, известен как мастер, впервые осуществивший синтез новых подходов к фотосъемкам, применяющихся сегодня в мире. Его работа над проектом заняла почти 12 лет. Все съемки проходили в известном Ферапонтовом монастыре Вологодской области, который внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В фотоработах сохранены в первозданном виде фрески, созданные более 500 лет назад великим Дионисием, чье имя стоит в одном ряду с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым. Основанный в 1397 году святым Ферапонтом, который привел в эти края преподобного Кирилла, монастырь был одним из ведущих культурных и религиозных просветительных центров Северной Руси. Сегодня это памятник мирового значения, внесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Этой чести он удостоен благодаря фрескам иконописца Дионисия в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Считается, что это единственные сохранившиеся и никогда не обновлявшиеся фрески, которые мастер с сыновьями, выполнили в августе-сентябре 1502 года.

О фресках и о титанической десятилетней работе фотомастера рассказала хранительница уникальных работ, вдова Юрия Холдина, Екатерина Данилова-Холдина:

«Эта выставка является симбиозом искусства, связавшего прочной нитью несколько веков и двух русских подвижников – прахудожника Дионисия и современного фотохудожника Юрия Холдина. Однажды судьба привела москвича Юрия Холдина на Вологодчину, в Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Великое творение Дионисия настолько поразило его, что Юрий принял твердое решение, круто изменившее его судьбу: показать современными средствами первозданную красоту фресок Дионисия всему миру. Работая в условиях переменчивого света храма, ему удалось найти тот световой камертон, при котором фрески запечатлевались на фотопленке в абсолютной гармонии и в полном соответствии с оригиналом! Но и это было еще полдела. Около 10 лет шла печать полного цикла проекта: фотохудожнику путем отбора многотысячных вариантов цветопроб удалось добиться предельного соответствия оригиналу в полиграфии и фотопечати, а сам экспозиционный материал, по заключению экспертов искусствоведения, представляет собой вершину технологических возможностей фотоискусства и лазерной цветопечати не только в России, но и во всей мировой культуре»…

Экспозиция с годами становится все более и более уникальной: смена технологии печати в фотографии, к сожалению, уже не позволит осуществить печать с пленки на столь же высококачественном уровне. Поэтому фотоработы Юрия Холдина приобретают все большую и большую ценность: они так же оголены и беззащитны перед временем, как и сами фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря…

Выставка греческого фотохудожника Костаса Асимиса «Под покровом Пресвятой Богородицы: жизнь и быт монастырей Афона» пройдет в Балаклаве до 11 ноября 2018 года.

Фотохудожник Костас Асимис родился в г. Ташкенте, куда его родители попали после гражданской войны в Греции в 1949 году. Затем семья переехала в Югославию, где Костас Асимис получил филологическое образование и где он всерьёз занялся фотографией.

Костас Асимис попал на Святую гору Афон в 1984 году, приехал — и решил остаться там работать. Долгие годы фотохудожник по крупицам собирал артефакты афонской истории, в числе которых – уникальные дагерротипы, хранившиеся в старой фотолаборатории на Святом Афоне. Именно он занялся спасением и реставрацией бесценного старинного фотоархива в русском Свято-Пантелеймонове монастыре. Среди редчайших снимков — тот, на котором запечатлён лик Пресвятой Богородицы, который чудесным образом явился в языках пламени во время раздачи хлеба убогим монахам у стен монастыря. Фотографией на святой земле Афона начали заниматься очень давно. Первое фотоателье появилось здесь в начале 70-х годов XIX столетия. По благословению старцев Свято-Пантелеймонова монастыря — архимандрита Макария (Сушкина) и старца Иеронима – монахи-фотографы тщательно фиксировали не только все значительные события жизни обители, но и проводили жанровую съемку. Вскоре, по примеру русских, своими фотографиями обзавелись и некоторые греческие монастыри. Благодаря трудам афонских фотографов сегодня мы можем получить представление о сокровенной жизни святой земли Афона и тех, кто жил на этой земле много лет назад. Большая заслуга в этом принадлежит и Святая Гора является главной темой жизни и творчества фотографа вот уже на протяжении 30 лет. На выставке в Академии представлено около 180 фотографий, на которых запечатлены святыни, моменты праздничных богослужений и будничных трудов святогорских монахов, природа, скиты, кельи, строения афонских монастырей. Центральную, наиболее значимую часть экспозиции составляют мастерски выполненные портреты афонских старцев, монахов, послушников. Большинство фотографий выполнено в 1984-2016 гг. Всего в коллекции около 300 работ. Своеобразным введением в жизнь современного Афона стали исторические фотографии конца XIX — начала XX вв., передающие атмосферу жизни Свято-Пантелеймонова монастыря времен последних десятилетий Российской империи.

Другие выставки:

– проведение мастер-классов педагогами Академии акварели и изящных искусств С. Андрияки, и мастер-классов – педагогами Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова для курсантов Академий Государственной противопожарной службы МЧС России и Академии гражданской защиты МЧС России. Мастер-классы пройдут в Москве и Московской области с октября по декабрь.

– Выставка фотохудожника Сватикова «Грузия в нашем сердце» (Грузия) и Выставка «Преображение» Милены Велчевой (Болгария) пройдут в октябре-ноябре 2018 года в Центральном доме кино в Москве.

– Выставка иконописи монастырей Жича (Сербия) пройдёт в ноябре 2018 года в Галерее народного художника России Дмитрия Белюкина (Москва, Комсомольская площадь, 2).

Контакты выставки:

Полукарова Наталия Николаевна – директор проектов Славянского форума искусств «Золотой Витязь», +7(925)8417880, +7(966)1243490.

Истчоник