Как же мы богаты талантами!

КультураСобытия

В Центральном выставочном зале «Манеж» проходит масштабная выставка «Сокровища музеев России»

О грандиозности события свидетельствует тот факт, что открытие экспозиции стало центральным событием выставки-форума «Православная Русь» ко Дню народного единства. На нем побывали президент России Владимир Путин, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр культуры России Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, митрополит Псковский и Порховский Тихон.

На выставке ‒ около 280 экспонатов: от икон эпохи Рюриковичей до картин XX века. Работы предоставили 50 музеев страны. Многие полотна известных живописцев ‒ Айвазовского, Нестерова, Брюллова, Левитана и др. ‒ ранее никогда не покидали пределов своих собраний. Президент высоко оценил экспозицию, совместный проект РПЦ и региональных музеев при поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры РФ.

«Подчеркну особый смысл и значимость этого проекта, который отражает единство громадного культурного пространства нашей тысячелетней страны. Нынешняя экспозиция создавалась с активным участием региональных музеев и картинных галерей. Масштаб и содержание выставки оставляют действительно незабываемое, неизгладимое впечатление, и понимаешь, насколько богаты мы талантами, как много могут совершить наши удивительные, порой весьма скромные, но яркие, чудесно и безгранично одаренные сыны и дочери России», ‒ отметил Владимир Путин.

При подготовке экспозиции была проведена огромная работа. Одна только общая протяженность маршрутов по сбору произведений из региональных музеев составила 145 040 км. Множество картин специально были отреставрированы.

Основной темой выставки стало нерушимое единство культурного пространства страны. Произведения не только говорят об огромном творческом потенциале россиян, но и являют собой колоссальный образовательный и художественный фонд.

Художественные коллекции региональных музеев уникальны. Сформированные усилиями нескольких поколений коллекционеров, музейных работников, художников и их наследников, они преодолевают стереотипные представления о провинциальных музеях.

Кураторской группой проекта, в которую вошли искусствоведы Государственной Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и эксперты Патриаршего совета по культуре, представлена история российского искусства во всем его многообразии, начиная с икон и парсун XVII века и заканчивая как известными широкой общественности, так и практически не покидавшими пределы региональных музеев полотнами великих художников, таких как К.П. Брюллов, А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, И. К. Айвазовский, И. И. Левитан, И. Е. Репин, В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, И. И. Машков, А. А. Дейнека, и многих других.

На выставке представлены все жанры живописи: портрет (дворянский, мещанский, крестьянский), сельский и городской пейзаж, исторические полотна. Многообразие имен и произведений демонстрирует уникальную картину развития отечественного искусства.

Выставка стала центральным событием культурной жизни столицы – за несколько дней ее посетило более 100 тысяч москвичей и гостей столицы!

А самая большая очередь к святыне – чудотворной иконе Богородицы «Умиление», установленной перед входом на специально созданном для нее аналое. Это самый древний из экспонатов выставки. Хранится икона в Псково-Печерском монастыре. Ее написал в 1521 году иеромонах Арсений, скопировав лик Владимирской иконы Божией Матери. Считается, что образ возвращает зрение слепым. А еще – охраняет северо-западные рубежи России. Так, во время Ливонской войны войска Стефана Батория пять месяцев осаждали крепость Пскова и тридцать раз пытались взять кремль штурмом. Тщетно! За спасение города при царе Федоре Иоанновиче (Блаженном) икону отблагодарили. Украсили жемчугом, алмазами, изумрудами, яхонтами и аметистами.

Во время войны 1812 года образ вновь проявил чудодейственную силу. Наполеон занял Полоцк. Псков, находящийся по соседству, опять оказался в опасности. Тогда с иконой совершили крестный ход по городу. В тот же день русские войска отбили у французов Полоцк. В память об этом событии в Псково-Печерской обители возвели храм в честь святого Архистратига Михаила, а икону поместили у правого клироса.

Целый зал отдан портретам российских императоров. Елизавета Петровна и Петр III кисти Алексея Антропова «приехали» из Тулы. По соседству – Анна Иоанновна неизвестного автора.

А вот советское искусство. Кто-то делает селфи на фоне ударников социалистического труда и как заправский блогер записывает видео, рассуждая о дружбе народов. Смотрят с полотен герои соцреализма – покорители Арктики, летчики, танкисты, простые рабочие.

Посетители подолгу рассматривают работы народного художника Петра Кончаловского, деда режиссеров Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского. Портрет брата живописца, Дмитрия украшает коллекцию Владимиро-Суздальского музея. Портрет народной артистки, арфистки Веры Дуловой, созданный на рубеже сороковых-пятидесятых, привезли из Астрахани.

Толпятся ценители живописи у грустного «Витязя на распутье» Васнецова, у красочной работы «На ярмарке» Кустодиева. А еще – Маковский, Серебрякова, Куинджи из загашников Омска, Тагила, Рыбинска… Широка страна родная. И щедра неимоверно на таланты.

«Один из моих любимых русских художников Василий Поленов говорил: Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», – рассказывает экскурсантам владыка Тихон. – Для этого мы и собрали все это здесь.

Источник