12122018Wed

Back События Культура Почему Леонид Гайдай не давал главных ролей своей жене Нине Гребешковой

Почему Леонид Гайдай не давал главных ролей своей жене Нине Гребешковой

  • PDF
08-00
08-00
08-00
08-00
08-00
  • Пред.
  • 1 of 5
  • След.

29 ноября звезда фильмов Гайдая, его любимая жена и главная муза, празднует день рождения

Мы поздравляем актрису и жалеем, что видели ее на экранах нечасто... 

Режиссер Леонид Гайдай и актриса Нина Гребешкова прожили вместе почти 40 лет. Заслуженная артистка России, которой в 2018 году исполняется 88 лет, снялась более чем в 80 картинах, в основном она играла небольшие, но очень яркие роли. Даже у своего мужа Гребешкова снималась в эпизодах. Но совершенно не считала это несправедливым. Своей главной «ролью» Нина Павловна всегда называла роль жены и матери.

«Буду носить на руках»

Леонид Гайдай и Нина Гребешкова познакомились еще во ВГИКе. Дипломную работу они готовили вместе, репетировали до поздней ночи, очень скоро будущий выпускник режиссерского факультета начал провожать Нину до дома. Эти эпизоды из своей молодости режиссер потом вспомнит в «Операции Ы…».

Она жила в центре Москвы, он – в общежитии за городом, часто Гайдай не успевал на последнюю электричку и ночевал на вокзале. Во время одного из таких провожаний Леонид и сделал предложение.

В окружении удивлялись их паре: серьезный, молчаливый, многое держащий в себе Леонид Гайдай и веселая, озорная болтушка Нина Гребешкова. Она была намного ниже его, и, как вспоминала Нина Павловна, еще перед свадьбой супруг ей в полушутку сказал: «Большую женщину я не подниму. А маленькую всю жизнь буду носить на руках».

«Я же без тебя не смогу»

Поначалу молодые ютились у Нины в коммуналке, в другом углу, за шифоньером, жили родители, а в третьем – братья актрисы. Но бытовые трудности Нину не пугали.

Гайдай был очень рассеян и совершенно неприспособлен к быту, слишком уж сильно его мысли занимало творчество, о кино и сценариях он думал постоянно. Многие считали, что создатель знаменитых комедий и в жизни весельчак и юморист, а он дома не шутил, часто молчал, думал о чем-то о своем. «Весь свой юмор он вкладывал в свои картины», — объясняла Нина Гребешкова.

Все ведение домашнего хозяйства, от покупки еды до ремонта машины, лежало на ней. Друзья смеялись, что Гайдаю проще написать сценарий, чем забить гвоздь. Она отказывалась от ролей у других режиссеров и ездила с мужем во все экспедиции, чтобы ухаживать за ним, готовить обеды, следить, чтобы он ничего не забыл и не потерял, как это часто бывало, а заодно играть в его фильмах небольшие роли.

Как-то, когда они уже давно жили в отдельной квартире и Нина, устав от бытовых хлопот и от того, что на ней держится все в доме, сообщила, что устала и уезжает отдыхать, знаменитый режиссер пришел в ужас. «Я без тебя не смогу, погибну», — признался он тогда. Разумеется, Нина Павловна никуда не уехала.

«Ты такой доверчивый»

Свою супругу режиссер снимал постоянно. Но главных ролей ей не давал – считал, что не этично будет «продвигать» жену. Будучи председателем тарификационной комиссии, даже вычеркивал ее из списков на звания – неудобно, коллеги скажут, мол, все понятно, дал звание жене. Как вспоминала Нина Павловна, Леонид Иович был невероятно скромным человеком.

Как-то, готовясь к съемкам «Кавказской пленницы», он «порадовал» супругу заявлением: «У тебя будет большая роль». Это, как оказалось, была крохотная роль врача-психиатра, запомнившаяся зрителям по ставшей крылатой фразе: «А где у нас Наполеон?». В тот момент у актрисы было несколько хороших предложений от других режиссеров, но она отказалась, поехала с мужем на съемки, тем более, что у Лени в тот момент открылась язва и нужно было следить за его питанием.

Гайдай часто вставлял в свои картины эпизоды из собственной жизни и понравившиеся ему реплики жены. Так, когда режиссер вместе со своим соавтором Яковом Костюковским дорабатывал дома «Операцию Ы…», последний как-то спросил Гребешкову: «Ниночка, бывает ли у вас так, что, придя в незнакомый дом, испытываете ощущение, что здесь уже были?» Актриса тогда строго ответила: «Нет, не бывает. Я всегда помню, где я была, когда и с кем».

Эту фразу потом вложили в уста Лидочки, героини Натальи Селезневой. А сам режиссер был в молодости вылитым Шуриком. Как вспоминала Гребешкова, он и ухаживал точно так же, стеснялся, нелепо размахивал руками, читал стихи.

Актриса не раз повторяла мужу: «Ты такой доверчивый» — потом эту трогательную фразу зрители услышали и на экране, от жены Семен Семеновича Горбункова в «Бриллиантовой руке». Эта роль стала одной из самых ярких для Гребешковой. При этом поначалу актриса играть ее не планировала, но так как в тот момент Гайдай чувствовал себя плохо, отпустить его одного на съемки она не могла, поехала тоже – ну и заодно снялась.

Она так убедительно сыграла любящую супругу героя Юрия Никулина, что зрители «поженили» актеров и в жизни. Но на самом деле они дружили семьями, с женой Никулина Нина Гребешкова вместе училась еще в школе.

О романе на стороне ни Леонид Иович, ни Нина Павловна и помыслить не могли: слишком они любили друг друга. При этом, как рассказывала актриса, сам режиссер был невероятно ревнивым человеком, в отличие от нее. И очень любил красивых женщин – но никогда не давал повода для ревности, просто любовался красавицами со стороны.

Он просто далеко уехал…

Если другие режиссеры женились и разводились, меняли любовниц, то про Гайдая говорили, что в его жизни было всего три главные женщины: мама, жена и дочь Оксана. Когда дочь родилась, Нине Павловне было 26 лет, Леониду Иовичу – 34. Оксану режиссер обожал, но, опять же, из врожденной скромности боялся добиваться для нее каких-то поблажек вроде устройства в престижную спецшколу.

Нина Гребешкова всегда говорила, что для нее главное в жизни – быть женой. В ноябре 1993 года Леонида Гайдая не стало, он умер у нее на руках. Впоследствии врачи объясняли, что ничего нельзя было сделать: тромб, мгновенная смерть, но Нина Павловна все равно переживала, что не уберегла мужа. Актриса плакала целыми днями. Потом она решила для себя, что он не ушел навсегда. Просто далеко уехал и снимает где-то свой новый фильм, а она на этот раз осталась дома. Так было легче пережить горе.

Нина Павловна не раз говорила, что для нее важно жить для близких. Раньше она жила для мужа, для дочки, потом, после смерти Гайдая, надо было «поднимать» внучку. Теперь, когда внучка уже и сама взрослая, у актрисы новая цель. «Мне надо внучку довести до… пенсии!» — призналась как-то она.

Источник