«Русский крест» нас миновал

ДемографияСобытия

Демография – сфера, где в уходящем году мы совершили значительный прорыв

В России наметился рост населения. И это породило немало инициатив, направленных на то, чтобы закрепить тенденцию. Предложения самые разные, в том числе экзотические. Например, предлагается принять «закон самца».

Население России, по прогнозам ООН, должно было составить нынче 136 миллионов человек. Фактически же оно составило – 143,7 миллиона, а с присоединением Крыма – 146,1 миллиона человек. Продолжительность жизни перешагнула отметку в 70,8 лет, и есть надежда, что скоро составит 71,6 года. С января по август текущего года число покинувших этот мир заметно сократилось; родившихся, наоборот, возросло. Только в июле появилось на свет 187 с лишним тысяч младенцев – самый высокий показатель месячной рождаемости за последние двадцать лет.

«Сегодня, несмотря на все трудности, мы можем говорить, с цифрами в руках, что Россия нашла выход из демографической ловушки», – отметил в мае Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме.

Похоже, недалек и рубеж в 150 миллионов – если не потеряем взятый темп.

А ведь еще не так давно число уходящих из жизни намного превышало число родившихся. Население сокращалось почти на миллион человек ежегодно. Ситуация была настолько драматичной, что получила название «русский крест».

Наши недруги пророчили, что к середине XXI века россиян останется, в лучшем случае, около ста миллионов, а некогда великая держава распадется окончательно.

Избежать подобного помогло благоприятное стечение ряда обстоятельств. Это и рост доходов у значительной части населения, и улучшение жилищных условий, и применение современных методов диагностики и лечения заболеваний. Наши ряды пополнились и за счет соотечественников из стран СНГ. Врачи, социальные службы немало внимания уделили профилактической работе с будущими матерями, убедили многих отказаться от абортов. В результате их число сократилось на сто тысяч.

Весьма заметную роль сыграл конечно же материнский капитал. Им воспользовались 3,7 миллиона молодых семей. Неплохо сработало также пособие на третьего и каждого последующего ребенка. Сумма значительная – семь тысяч рублей. В пятидесяти регионах такая программа реализуется с помощью федеральных средств. Еще в шестнадцати – за счет внутренних резервов. Триста тысяч рублей кредита государство обещает желающим открыть свой бизнес. Две–три молодые семьи, сложив эти деньги, могут заняться частным предпринимательством.

Однако демографический всплеск потянул за собой новые проблемы. В том числе – дефицит дошкольных учреждений. За двадцать лет их количество сократилось почти вдвое. Помещения, за ненадобностью, были переданы коммерческим структурам, перепрофилированы. Теперь власти стараются исправить положение. Только за последние два года введены объекты на 750 тысяч «дошкольных» мест. Но все равно их не хватает.

Эксперты провели исследование: «Где на Руси рожать хорошо». В первую тройку рейтинга вошли Московская, Ленинградская области и Санкт–Петербург. Аутсайдеры – девять регионов Сибири и Дальнего Востока.

За прошлый год в Подмосковье ввели свыше ста детских садов на 13,3 тысячи мест. Столько же планируется сдать до конца 2014 года. Объекты отвечают самым современным требованиям. Вот, к примеру, детский сад «Котенок», на 166 мест, что в Химках. Тут спортивный зал, бассейн, компьютерный класс и даже кукольный театр. Сад бюджетный, запись в него – электронная.

Тем не менее, ликвидировать очереди и тут пока не удалось. Губернатор Московской области Андрей Воробьев объясняет это бурным жилищным строительством, а также притоком мигрантов. Тем не менее, обещает, что к 2016 году дефицита мест не будет.

Тем, кто ждет эти места, законодатели предлагают выдавать ежемесячные пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет. Это позволило бы отчасти снять остроту проблемы, ведь родители не виноваты в том, что государство не может обеспечить их ребенка местом в садике. Правительство же не идет навстречу. И семейно–детский бюджет на 2015 год составляет всего 0,71 процента ВВП, а к 2017 году будет вовсе 0,5 процента. Для сравнения: в странах Евросоюза он превышает два процента ВВП.

Между тем среди бедных чаще семьи с детьми, а не пенсионеры, как считалось прежде. Папа еще не достиг вершин мастерства в избранной профессии, соответственно, и высокой зарплаты. Мама занята детьми. Отсюда особое внимание к материнскому капиталу, к тому, как его использовать. Квартиру только на эти деньги не купишь, образование детей – тоже перспектива отдаленная. А кормить, одевать, обувать их нужно постоянно.

Многие эксперты, социальные работники склоняются к тому, чтобы выплачивать этот капитал сразу же после рождения ребенка. Если теперешнюю сумму его, 430 тысяч рублей, поделить равными долями, скажем, на двадцать четыре месяца, получится более семнадцати тысяч за каждый. Весомое подспорье молодой семье, пока не стала на ноги.

В особом внимании властей нуждаются семьи неполные. Почти два миллиона детей получают алименты на основании судебных решений. Еще полтора миллиона ребятишек средств от своего родителя не имеют, либо получают их лишь от случая к случаю. Общая задолженность по алиментам составляет колоссальную сумму: сто миллиардов рублей.

Власти принимают меры воздействия на забывчивых папаш: разыскивают, увещевают, наказывают. В том числе – с помощью запрета выезда за рубеж. В прошлом году не пустили за границу 123 тысячи уклонистов, в 2014 году – 267 тысяч.

Рассматриваются возможности законом ограничить их в совершении юридических сделок. Серьезной мерой воздействия может стать изъятие водительских прав, до полного расчета со своим ребенком.

«В брак уже давно перестали вступать раз и навсегда, – сказал по этому поводу, обращаясь к заместителю председателя правительства Ольге Голодец, депутат Госдумы от фракции ЛДПР Валерий Селезнев. – Многие мужчины имеют двух и более детей от разных женщин. Каждая из них, по отдельности, может, и не попадает в программу материнского капитала, как однодетная, порой и замужняя. Государству стоило бы материально стимулировать таких плодовитых мужчин, чтобы получали отцовский капитал, направляли его, в том числе и на уплату алиментов. Им для этого порой просто не хватает денег. ЛДПР берется подготовить соответствующий документ. Назовем его, условно, законом самца».

По мнению О. Голодец, предложение неожиданное, «но имеет право на обсуждение».

Действительно, есть над чем задуматься. Многие, в том числе отцы–алиментщики, не имеют постоянного источника средств. В России 83 миллиона трудоспособных, уровень безработицы, по официальным данным, 4,9 процента. Цифра небольшая, но и за нею – миллионы человек. Минимальный размер пособия по безработице 850, максимальный – 4900 рублей. С таких денег алименты заплатить, конечно, сложно. Да и минимальный размер оплаты труда, в «материальном измерении», из–за инфляции последних месяцев, покатился вниз. И нет пока у правительства плана его поэтапного роста.

Два миллиона рабочих мест – против 1,6 миллиона в 2013 году – ждут соискателей. Но велик разброс вакансий по регионам, городам и весям. Есть программа территориальной мобильности, предусматривающая льготы желающим переехать к новому месту жительства и работы. На ее реализацию в госбюджете заложены соответствующие средства.

Пока неясно, как скоро даст она плоды, подвигнет ли на переезд папаш–должников. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей подготовил закон об алиментном фонде. Из него можно было бы материально помогать ребятам, чьи отцы числятся перед ними в должниках.

Давно ждет своего часа и законопроект об ужесточении уголовной ответственности за неуплату алиментов, о минимальном их размере. Последнее не позволило бы уклонистам ссылаться на низкие доходы. Правительство не торопится с их рассмотрением, одобрением.

Зато здесь бурно обсуждают судьбу материнского капитала. Оставить эту программу лишь для семей, остро нуждающихся, отменить вообще? Пока ей дали срок до 2017 года. Отнять, конечно, проще. Сложнее «разрулить» непростую ситуацию, касающуюся, в частности, отцов и оставленных ими детей.

Можно с иронией относиться к «закону самца». Но полтора миллиона ребят, остающихся без материальной поддержки родителя – это серьезно. Устойчивый демографический подъем возможен лишь при стабильных и предсказуемых условиях жизни.

Источник