Демография: “медленная смерть” Украины

ДемографияСобытия

В материале, посвященном демографии Украины, американское издание “The Daily Signal” констатировало “медленную смерть” страны

В конце февраля Укрстат обнародовал итоговые демографические данные за год, которые свидетельствуют о правоте американского издания и продолжении губительных тенденций, передает корреспондент Накануне.RU.

На 1 января 2017 года наличное население Украины составило 42,5 млн человек, однако Киев продолжает включать в население Украины всех жителей ДНР и ЛНР по состоянию на 1 июля 2014 года, когда народные республики прекратили передавать статистические отчеты в бывшую столицу. По этой причине демографию Украины имеет смысл анализировать только за вычетом ДНР и ЛНР в границах бывших Донецкой и Луганской областей. Кроме того, поскольку после вооруженного государственного переворота на Украине прошло уже три года, интересно, как изменилась демографическая ситуация за этот более длительный срок, чем годичные колебания. Для этого нужно вычесть также вернувшиеся в Россию Крым и Севастополь.

Если в начале 2014 года наличное население страны составляло 36 млн 490 тыс., то в начале 2017 года – 36 млн 145 тыс.

Потери населения составили почти 1%, что в России было бы эквивалентно потере почти 1,5 млн. Наибольшие потери понесли области: Черниговская (3,1%), Сумская (2,5%), Черкасская (2,2%), Полтавская (2,1%), Запорожская (2,0%). Несколько западных областей сохранили свою численность, а увеличилось лишь население Киева – на 2%.

А вот абсолютная рождаемость снизилась во всех регионах, кроме Киева. Суммарный коэффициент рождаемости, т.е. среднее число детей на женщину, в среднем по стране в последние годы остановился и колеблется около 1,5. В условиях старения населения и сокращения численности молодежи это приводит к тому, что детей рождается все меньше. За три года рождаемость упала с 414 тыс. до 371 тыс. – на 10%. Правда, смертность увеличилась лишь на 1%. Но убыль населения, без миграции, выросла со 116 тыс. до 167 тыс.

Наибольшее ухудшение по убыли населения зафиксировано в Закарпатской, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Харьковской областях – более 2 человек на 1000 населения. То есть темпы убыли увеличились более чем на 0,2%. Однако ухудшение произошло во всех областях, в том числе западных, где оно лишь незначительно меньше (около 1,5). Таким образом, если сама убыль населения (на 1000 человек) варьируется от 0-1 в западных областях до 8-10 в центральных и северных и 5-7 в юго-восточных, то увеличение убыли почти не отличается по регионам.

Это значит, что если до 2013 года демографическое развитие регионов Украины было неравномерным, то с 2014 года новый режим влияет на всех одинаково негативно. Разница сохраняется лишь благодаря предыдущему периоду.

“The Daily Signal” констатирует, что еще до возвращения Крыма и Севастополя в Россию и отделения ДНР и ЛНР Украина уже лишилась 7 млн, что примерно равно потерям в Великой Отечественной войне. Сейчас же население, по официальным данным Киева, уменьшилось на 9,5 млн, а без бывших Донецкой и Луганской областей – на 16 млн, т.е. почти в 1,5 раза за четверть века! Конечно, больше половины потерь обусловлено потерей территорий, но здесь влияние взаимное. Как будто само по себе существование Украины как отдельной территории выкашивает население. Сейчас на одно рождение в среднем приходится почти 1,5 смерти, и эта пропорция увеличивается с 2012 года.

Примечательно, что американское издание пишет, что в 2016 году родилось 365 тыс. Согласно Укрстату, за год родилось 397 тыс. А вот за вычетом всей территории бывших Донецкой и Луганской областей получается 371 тыс., что почти совпадает с числом, указанным “The Daily Signal”. Может быть, разница в 6 тыс. обусловлена тем, что некоторые жители Донбасса ухитряются оформлять свидетельства о рождении на Украине для получения пособий. Как бы то ни было, но американское издание не включило в население Украины родившихся в 2016 году во всем Донбассе.

Общая же численность населения тоже искажает реальную картину. Как отмечает “The Daily Signal”, многие украинцы, уезжающие за границу, сохраняют свои украинские паспорта и до сих пор считаются частью населения. Поэтому из нынешних 36 млн какая-то часть уже фактически не проживает на Украине, а еще больше хотели бы уехать из страны.

Согласно опросу, проведенному в 2015 году ООН и правительством Украины, 55% украинцев в возрасте от 14 до 35 лет заявили, что они хотели бы уехать за границу временно или навсегда. Это подтверждается статистикой: с 2009 по 2014 годы количество украинских студентов за рубежом выросло на 79%.

Доцент Национального университета “Киево-Могилянская академия” Игорь Лосев признал, что будущее Украины безнадежно.

“Много нормальных, полезных людей чувствуют, что на Украине им ничего не светит. Здесь реализовать себя невозможно. Задушат в начале карьеры. Поэтому уезжают. С каждым годом пенсионеров становится больше. Кто будет работать? Рано или поздно это закончится крахом. И кто будет разгребать эту катастрофу? Старые нации не совершают революций. А если молодежь выезжает – остается безнадега”, – признал Лосев.

Время от времени режим вбрасывает некие цифры о том, что молодежь связывает свое будущее с Украиной, но в это никто не верит. Согласно опросу “TNS Online Track”, проведенному летом 2016 года, 65% украинцев хотели бы уехать с Украины (из них 30% – навсегда), причем в 2014 году таких было 42%. А вот тех, кто не хочет уезжать, напротив, за два года стало гораздо меньше – 28% против 58% в 2014 году. Эти цифры включают в себя тех, кто хочет уехать на ПМЖ или на время.

А данные компании “Research & Branding Group” за декабрь 2016 года касаются только тех, кто хотел бы навсегда покинуть Украину. Таких оказалось 34%. Среди молодежи до 30 лет покинуть Украину хотят 55%. Конечно, далеко не все предпримут для этого реальные шаги, но сами цифры свидетельствуют о многом. По данным Евростата, в 2015 году примерно 0,5 млн украинцев получили вид на жительство в ЕС. Больше 1% населения всего за год! По другим опросам, количество желающих уехать с Украины еще больше. Бесспорно одно: бόльшая часть молодых украинцев не хотят жить на Украине. И этот результат нельзя списать на войну в Донбассе или пресловутый кризис, который уже никто не знает, когда начался. Это кризис самой украинской государственности, ее неизбежная судьба.

По данным исследования ЮНИСЕФ 2012 года, 51% всех замужних украинок не хотели ребенка в ближайшие два года. Сейчас этот процент лишь увеличился. Это неудивительно, учитывая то, что около 80% оценивают состояние дел в стране негативно и констатируют лишь ухудшение. В этих условиях рассчитывать на какие-то положительные демографические изменения странно. Да их, собственно, никто и не обещал. Такая задача вовсе не ставилась. Единственный, кто честно заявил о том, какое будущее уготовано Украине, – Игорь Гекко, по его мнению, страну ждет “зачистка” от населения.

Источник