Игорь Николаев. Убыль населения усиливается

ДемографияСобытия

По данным Росстата, в январе—апреле 2018 года число жителей России сократилось на 64,2 тыс. человек, причем это с учетом миграционного прироста

Без этого прироста естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся) составила в этот период 121,3 тыс. человек.

И вот новые оперативные данные Росстата: в январе—мае 2018 года этот показатель увеличился до 147,2 тыс. человек.

Таким образом, естественная убыль населения России усиливается.

Как так? Ведь естественный прирост населения преподносился в качестве одного из важнейших достижений властей? В России действительно после многих лет естественной убыли населения, начиная с 1992 года, в 2013 году был впервые зафиксирован прирост населения — на 24 тыс. человек. А вот в 2016 году мы снова ушли в минус по этому важному показателю: на 2,3 тыс. человек. И этот показатель Росстата опроверг один из важных тезисов президентского послания Федеральному Собранию 2016 года: «Естественный прирост населения продолжается».

Сегодня естественная убыль измеряется уже не тысячами, а сотнями тысяч человек. И никакой миграционный прирост эту убыль восполнить уже не может.

Тем не менее, пока масштабы естественной убыли населения не такие огромные, какими они были в самом конце 90-х — начале 2000-х годов: около 900 тыс. человек ежегодно. Но тревожит усиливающаяся динамика убыли населения.

Понятно, что есть объективная основа тех неблагоприятных тенденций, которые мы наблюдаем сегодня: демографическая «яма» 90-х годов прошлого столетия, в результате которой в наиболее детородный возраст сегодня вступило относительно немногочисленное население. Но только ли этим все и объясняется? А что, когда несколько лет назад власти стали «трубить» о том, что в России начался естественный прирост населения России, они не знали о «яме» 90-х? Или очень хотелось записать себе в актив рост численности населения?

Кстати, почему еще стало фиксироваться снижение численности населения России: миграционный прирост выдыхается. В целом за январь—апрель 2018 года в России фиксировался все-таки пока прирост: на 57,1 тыс. человек, но это самый низкий показатель за последние годы. Причем обеспечивается он по-прежнему, прежде всего, выходцами из Казахстана, Таджикистана, Украины, Киргизии, Узбекистана, Армении. А вот с некоторыми странами у нас другой баланс, то есть из России выезжает в эти страны больше, чем въезжает оттуда (с Германией, в частности). Интересно, что в КНДР за январь—апрель 2018 года выехало 1215 человек (больше, чем в Германию), а въехало оттуда в Россию всего 726 человек (?!) Э, да мы теряем? И куда уезжают? — К Ким Чен Ыну!

Вернемся к главной проблеме: возрастающей убыли населения России. До 1 октября 2018 года правительство должно подготовить национальный проект по демографии. Посмотрим, что там будет. Кстати, кто-нибудь в правительстве оценивал, как решения по повышению пенсионного возраста отразятся на решении данной проблемы? Станут больше рожать в надежде, что потом дети будут помогать родителям-пенсионерам? Или наоборот не будут рожать, потому что надо больше зарабатывать, чтобы было на что жить в старости?

Такое впечатление, что опять ничего глубоко не оценивалось и не просчитывалось.

Ясно одно: нельзя к этой проблеме (а это проблема, когда нарастает естественная убыль населения), относиться так, что скоро все восстановится, только вот «яму» пройдем.

Хотя и называется она так — «естественная убыль населения», никакая она не «естественная», потому что это не естественно, когда рождается меньше, чем умирает.

Источник