В Москве посчитают все деревья

СобытияЭкология

Созданный мэрией реестр зеленых насаждений учтет количество и качество столичной растительности

Московские власти создадут реестр зеленых насаждений, в котором будет храниться информация о количестве и состоянии растительности в столице, а также результатах инвентаризации территорий зеленого фонда. Это следует из соответствующего постановления правительства Москвы, утверждающего положение о реестре (есть в распоряжении «Известий»). По мнению экспертов, подсчет деревьев и кустарников позволит защитить насаждения от незаконной вырубки.

Согласно тексту документа, в реестре будет храниться информация, полученная «по результатам инвентаризации территорий зеленого фонда Москвы», и в числе сведений будут указываться состояние насаждений, видовой и количественный состав деревьев и кустарников, а также данные «о расположении территорий зеленого фонда Москвы с указанием правообладателей земельных участков». При этом подразумевается публикация данных реестра в Единой государственной картографической основе Москвы.

Доступ к информации о насаждениях, в соответствии с положением, может быть предоставлен юридическим и физическим лицам «в месячный срок со дня поступления запроса».

По словам президента совета директоров Гильдии экологов Николая Пальгунова, подсчет деревьев с учетом их геопозиции позволит защитить насаждения от незаконной вырубки.

— Сейчас многие застройщики как делают: покупают бензопилу, дробитель древесины и уничтожитель пеньков. Всё это применяют, ямку закапывают — и всё, уже никто не знает и не сможет определить, было здесь дерево или нет, — объяснил Пальгунов.

Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе отметил, что незаконная вырубка деревьев предполагает административную ответственность, а если «сопряжена с получением выгоды» — еще и уголовную.

— Большинство бизнесменов знают, что незаконно убрать одно дерево — дороже, чем согласовать вырубку и посадить взамен 10 новых, — сказал Трапаидзе. — Наказания за экологические преступления у нас издревле суровые: например, при Петре I незаконная вырубка каралась смертной казнью.

Уточним, что ст. 8.28 КоАП («Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан») и 260 Уголовного кодекса РФ («Незаконная рубка лесных насаждений») предполагают различные наказания — от штрафа в размере нескольких тысяч рублей до лишения свободы. По словам Трапаидзе, мера наказания определяется масштабом, экологическим и экономическим уроном преступных действий.

Николай Пальгунов сообщил, что попытки инвентаризировать зеленый фонд Москвы предпринимались столичными властями и ранее.

— Но это всё заканчивалось на уровне идей, а результата не было. Сами понимаете, посчитать все деревья в Москве — задача непростая, почти нереальная, — отметил Пальгунов.

Председатель правления всероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Андрей Нагибин, напротив, утверждает, что сосчитать деревья столицы не составит труда.

— Это реально — в каждом дворе деревьев наперечет, — говорит Нагибин.

По его мнению, обновлять информацию реестра насаждений необходимо четыре раза в год, а к мероприятиям можно привлечь добровольцев.

— Например, наше движение собирается заниматься той же работой, — отметил Нагибин. — Кроме того, необходимо создать «горячую линию» для жителей, позвонив на которую они смогут, например, узнать, законна ли какая-либо вырубка. К ним, знаете, народ относится настороженно, особенно в центре, а вырубки бывают и санитарные, и они необходимы.

Нагибин также обратил внимание, что практика подсчета и учета деревьев распространена за рубежом.

— В Европе есть аналогичные системы, и там иногда прописывают дереву еще и его историю — например, когда и кем оно было посажено, — рассказал Нагибин.

Источник