Тысячу лет такой теплыни не было!

СобытияЭкология

2014 год стал самым жарким в истории. И России это только на пользу, уверены наши климатологи и западные экономисты

«Тыщу лет такой теплыни не было!», – мы с вами именно так, по обывательски, на погодные аномалии реагируем. Еще и первый месяц года не закончился, а погодных рекордов уже несколько побито. В Москве на Старый Новый год +3 (чего за всю историю метеонаблюдений не случалось), вместо Крещенских морозов – хлипкий ноль… Вот только сейчас подморозило!

Но про тысячу лет – вовсе не эмоциональное преувеличение, а научный факт. «Последнее десятилетие – самое теплое за тысячелетие, как утверждают палеоклиматологи», – рассказал директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд (палеоклиматологи – это ученые, исследующие историю климата в древние времена).

РЕКОРД БЕЗ ДОПИНГА

А 2014 год стал самым теплым в истории – точнее, за 125 лет, что ведутся точные наблюдения за погодой. О новом достижении глобального потепления отчитались эксперты Климатического центра NOAA (Национальной службы атмосферы и океанов США). Температура на планете оказалась на 0,69 градуса выше, чем в среднем за двадцатый век. До сих пор жаркий рекорд был у 2005 и 2010 года. Минувший год «переплюнул» их на четыре сотых градуса.

И еще один момент, доказывающий, что глобальное потепление вовсе не застопорилось (в последние годы многие ученые говорят о «климатической паузе»: температура как будто перестала резко расти). В 2005 и 2010 годах рекорды ставились с допингом, говоря спортивным языком.

Почему? Потому что дров в топку подбрасывало еще и Эль-Ниньо. Напомним: это явление, при котором вода в Тихом океане в районе экватора становится теплее, чем обычно. Эль-Ниньо влияет на погоду всего Земного шара, в том числе и повышает среднюю температуру. В 2014 году Эль-Ниньо не было – а год все равно стал небывало теплым! Честный рекорд.

Впрочем, средняя температура на планете – все равно что средняя по больнице. Пока одни страны лихорадит от зноя, другие бьет озноб. Если взять данные только Северного полушария, 2014-й год займет уже только второе место, уточнили в Гидрометцентре России. Рекорд остался за 2010-м годом.

Однако температура в нашем полушарии зашкалила за показатели прошлого века даже сильнее, чем средняя по планете – на 0,75 градуса. А самые серьезные аномалии зафиксированы в российском секторе Арктики, Китае и Монголии. Там прошлый год аж на 3 – 4 градуса теплее нормы! Даже в самых апокалиптических прогнозах о глобальном потеплении такие цифры предрекали лишь к концу 21 столетия. Но в Арктике будущее уже наступило…

А что в России? 2014-й оказался всего лишь на 6 месте по теплу, в точности повторив среднюю температуру 2013 года. Вне конкуренции по жарище так и остался 2007 год. Кстати, девять из десяти самых теплых лет россияне пережили в 21 веке. Исключение – лишь 1995 год.

НАУКА ГРАДУС КРАДЕТ?

А теперь – о приятном. Теплеет? Ну и хорошо! Оптимистичные настроения все чаще посещают и климатологов, и экономистов. Раньше, помните, о глобальном потеплении все больше страшилки рассказывали: нас всех затопит, засушит, поджарит… Ломали копья вокруг Киотского протокола, тратили несусветные миллиарды на борьбу с парниковыми газами…

Не факт, что зря. Но экономисты подсчитали: даже если всем миром напрячься по полной программе, у глобального потепления получится отыграть лишь градус к концу века! Насчет точных цифр есть разные прогнозы, но схематично так: если не делать вообще ничего, потеплеет на 4 градуса. А если предпринять все, на что только способно человечество, – то на 3. То есть последствия климатических перемен останутся, разве что станут чуть мягче.

Так может, силы и деньги направить не на борьбу за градус, а на то, чтоб к новому климату приспособиться? Мало того – извлечь из него выгоды и зажить в тепле припеваючи?

Особенно это актуально для северных стран. И в первую очередь – для России.

– Мы живем в самой холодной в мире стране. И глобальное потепление для нас в целом положительно. Все зависит от задач, умения просчитать риски и выгоды. Даже обычный дождь может быть и вредным, и полезным: если вы огурцы посадили, он вам нужен, если сено сушите – нет. Так и с глобальными изменениями, – резонно рассуждает руководитель Росгидромета Александр Фролов.

ПОЕДИМ, ПОЗАГОРАЕМ, СЭКОНОМИМ

Чтобы понимать, в чем выгоды, а где риски, в Росгидромете подготовили доклад «Об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации», «КП» о нем подробно рассказывала.

Главные плюсы вот в чем:

меньше топлива и электроэнергии (а значит, и денег) придется тратить на отопление – к середине XXI века экономия составит 20 процентов. На севере европейской части России батареи уже греют на 5 – 10 дней меньше, чем раньше. С другой стороны, летом больше потратим на кондиционеры.

урожайных районов станет больше – в первую очередь за счет Сибири и Урала. Кстати, на планете урожаи пшеницы благодаря потеплению уже выросли на 40 процентов. Впрочем, вольготнее себя почувствуют насекомые-вредители. Колорадский жук, малярийный комар и энцефалитный клещ появятся в тех местах, где раньше для них было слишком холодно. А на юге вред сельскому хозяйству приносит саранча.

Судоходные пути в Арктике очищаются ото льда. Через 15 – 20 лет арктические льды могут на один летний месяц исчезнуть полностью. Северный морской путь станет развиваться. Проще осваивать богатый полезными ископаемыми арктический шельф.

Комфортнее станет жить в северных регионах. Появятся новые курорты на берегах Балтики. На Черном и Азовском морях пляжный сезон станет длиннее. Конечно, и минус имеется: тает вечная мерзлота (а под ней – 60 процентов российской территории!). Для зданий, дорог, трубопроводов это опасно.

РОССИЯ МЕЖДУ НОРВЕГИЕЙ И ЧАДОМ

С российскими учеными согласны и их зарубежные коллеги – что только добавляет убедительности. Международная компания The Eco Experts недавно обнародовала рейтинг: сравнили вероятность погодных аномалий в разных странах и их готовность адаптироваться к новому климату. Менять экономику, сельское хозяйство, городскую жизнь, защищаться от стихийных бедствий и так далее. Все это эксперты объединили в своеобразный индекс, названный ND-Gain Index. Рейтинг публикуется ежегодно, с 1995 года.

Ученые раскрасили карту мира в соответствии с итогами рейтинга (см. карту): чем “зеленее” страна, тем она комфортнее, а чем “краснее”, тем невыносимее. Самые “зеленые” – Норвегия, Новая Зеландия, Швеция, Финляндия, Дания.

Заметьте: как раз наши северные соседи больше всего выиграют от теплеющего климата! Оно и понятно – как и в России, зимы станут мягче, лето ласковей, денег на отопление понадобиться меньше, а на полях Скандинавии заколосятся южные растения… Технологии, научные разработки и экономика в полном порядке, так что выгоды своей жители Северной Европы не упустят. У новозеландцев – та же история, только в Южном полушарии.

Самые “красные” – Конго, Центрально-Африканская Республика, Эритрея, Бурунди, Чад. В желтой жаркой Африке и без того знойно и сухо, а станет еще жарче. А денег нет, какая уж тут адаптация…

Россия находится где-то в середине “зеленой” зоны – 32 место в рейтинг из 192 стран. То есть глобальное потепление нас не сильно напряжет, а скорее сделает жизнь комфортнее. В Европе в целом тоже будет весьма приятно. А вот Украине, Румынии, Сербии и Грузии придется изрядно “попотеть”. Но, конечно, не так, как в “пылающих” африканских странах.

УЧЕНЬЕ – ЖИЗНЬ

Мне ураган не страшен – я в школе хорошо учился

Ученые обнаружили удивительную закономерность: чем образованнее человек, тем меньше у него шансов погибнуть от природных катаклизмов! Казалось бы, какая разница извергающемуся вулкану, гигантскому цунами или лютому морозу до наших дипломов? Что, размахивать перед смерчем диссертацией или отгонять пургу дневником с пятерками? Нет, конечно.

Исследователи из Венского института демографии и Международного института прикладного системного анализа сравнили опыт жителей 167 стран за последние 40 лет. Чем выше средний уровень образования, тем меньше люди страдали от таких напастей, как наводнения, штормы и оползни.

В чем логика? Чем образованнее человек, тем адекватнее он осознает ситуацию, лучше анализирует информацию, правильно оценивает опасность, объясняет один из авторов исследования Райя Муттарак. А значит, больше шансов принять правильное решение и остаться в живых.

Источник