Международный клиринг – наш ответ на валютно-финансовый диктат США

СобытияЭкономика

Валентин Катасонов о том, как России лучше организовать международные расчеты в условиях экономических санкций со стороны Запада

В предыдущей статье у нас шел разговор об альтернативах нынешней системе международных расчетов Российской Федерации. Мы отметили, что альтернативная система международных расчетов должна строиться на государственной валютной монополии (ГВМ). ГВМ – необходимое, но не достаточное условие оптимальной системы международных расчетов России. Желательно, чтобы эта система не только обеспечивала мобилизацию и эффективное использование иностранной валюты в рамках внешнеэкономической деятельности страны, но также сводила к минимуму зависимость страны от доллара США и других резервных валют, которые так или иначе контролируются Вашингтоном. Для решения такой задачи следует использовать проверенный временем метод – клиринги.
Валютные клиринги: определение, виды. Клиринги – понятие широкое. Клиринг – это система взаимных безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги, основанная на учете взаимных финансовых требований и долгов (обязательств). Бывают разные виды клирингов: товарный, банковский, биржевой, валютный. Например, банковский клиринг представляет собой систему межбанковских безналичных расчётов, осуществляемых через расчётные палаты и основанных на взаимном зачёте равных платежей друг другу. Банковский клиринг имеет место практически во всякой стране с развитой банковской инфраструктурой. Товарный клиринг имеет признаки встречной торговли, о которой у нас уже был разговор раньше.
Нас интересует клиринг, который обеспечивает расчеты в сфере международной торговли. Он называется валютным клирингом. Валютный клиринг – система расчетов между участниками внешней торговли на основе межгосударственных соглашений. Т.е. он становится обязательным для всех экспортеров и импортеров стран-участниц клирингового соглашения. В результате зачетов встречных требований и обязательств возникает сальдо клиринга. Важным элементом валютных клирингов являются клиринговые банки, которые занимаются учетом и зачетом упомянутых требований и обязательств, также могут кредитовать участников клиринговых операций.
В межгосударственных соглашениях оговариваются условия формирования сальдо и способы его погашения. Лимит задолженности по сальдо клирингового счета зависит от размера товарооборота и обычно фиксируется на уровне 5 – 10% его объема, а также от сезонных колебаний товарных поставок (в ϶ᴛᴏм случае лимит выше). Соглашения определяют вид используемой для погашения валюты, сроки погашения, возможности и способы кредитования возникающего долга (сальдо).
Кредит по клирингу в принципе взаимный, но на практике преобладает одностороннее кредитование странами с активным платежным балансом стран с пассивным сальдо баланса международных расчетов. Клиринги могут предусматривать свободную конвертацию сальдо в деньги страной-кредитором (конвертируемые клиринги). Но такой способ применяется достаточно редко. Может быть вариант, предусматривающий погашение сальдо не только деньгами, но и поставками товаров. Такой клиринг напоминает механизм встречной торговли, о которой мы уже говорили. Если предусматривается 100-процентное покрытие сальдо товарами, то это уже будет в чистом виде встречная торговля.
В зависимости от числа стран-участниц различаются односторонние, двухсторонние, многосторонние и международные клиринги. По объему операций различаются полный клиринг, охватывающий до 95% платежного оборота, и частичный, распространя­ющийся на определенные операции.
Опыт применения валютных клирингов за рубежом. Бум валютных клирингов пришелся на период 30-50-х годов ХХ века. Толчок развитию валютных клирингов дал экономический кризис, который начался в 1929 году. По мере развития кризиса начала рушиться система золотого стандарта, который с большим трудом удалось восстановить после первой мировой войны. Стала сворачиваться международная торговля. Валюты для оплаты жизненно необходимого импорта стало не хватать. Были введены жесткие валютные ограничения. Реакцией на эту сложную ситуацию стало появление клирингов, которые позволяли экономить валюту. Отношения между участниками внешнеторговых сделок и клиринговыми банками выстраивались на основе национальной валюты. Т.е. экспортеры получали на свои счета от клиринговых банков национальную валюту, а импортеры, наоборот, зачисляли в клиринговые банки национальную валюту.
Первое клиринговое соглашение было заключено в 1931 г. между Швейцарией и Венгрией. В марте 1935 г. было подписано 74 клиринговых соглашения, в 1937 г. – 169. Они охватывали 12% объема международной торговли. На клирингах держалась значительная часть международной торговли в годы второй мировой войны. После второй мировой войны в связи с кризисом платежных балансов, «долларовым голодом», усилением инфляции и валютных ограничений, истощением золотовалютных резервов большинства стран Западной Европы количество двухсторонних клирингов увеличилось с 200 в 1947 г. до 400 в 1950 г. На них приходилось 2/3 товарооборота между европейскими государствами (Международные валютно-кредитные отношения. М., 1994, с. 232). В целом в системе мирового капиталистического хозяйства в середине 1950-х гг. с помощью валютных клирингов обслуживалось 50% всех международных расчетов (Экономическая энциклопедия «Политическая экономия». Том 2. М., 1975, с. 162 (статья «Клиринги»)).
В 1950-е годы многие страны стали переходить к созданию многосторонних клирингов. В Западной Европе это был Европейский платежный союз (ЕПС) в составе 17 стран, который был создан в июне 1950 г. и просуществовал до декабря 1958 г. ЕПС был создан по инициативе и при поддержке США, кᴏᴛᴏᴩые рассматривали этот многосторонний клиринг как средство скорейшего преодоления валютных ограничений и создания в Западной Европе единого экономического и валютного пространства для более активного проникновения американского капитала и навязывания Европе доллара, получившего на Бреттон-Вудской конференции статус международной валюты. Отметим, что существование в Европе многочисленных двухсторонних валютных клирингов не давало Вашингтону возможности в полной мере реализовать те преимущества, которые доллар США получил на упомянутой конференции в 1944 году. За счет средств по «плану Маршалла» были профинансированы основной капитал ЕПС (350 млн. долл.) и дефицит платежных балансов ряда стран (189 млн. долл.). С июня 1950 г. по июль 1954 г. США внесли в ЕПС 1050 млн. долл., а затем прекратили прямые вложения капитала, ограничиваясь оказанием помощи и оплатой военных заказов. Американский представитель участвовал в администра­тивном комитете ЕПС с правом совещательного голоса. Между прочим, в рамках ЕПС появилась наднациональная валюта. Это была международная счетная валютная единица, получившая название «эпунит» Примечательно, что эта европейская платежная единица имела золотое содержание, эквивалентное содержанию доллара США (0,888671 г чистого металла). ЕПС был создан как региональная организация стран Западной Европы, на базе которой позднее возник Европейский валютный союз.
Функционирование ЕПС обеспечивалось Банком международных расчетов (БМР) в Базеле. В рамках ЕПС ежемесячно происходил многосторонний зачет всех платежей стран-участниц с ограниченным кредитованием должников за счет стран с активным сальдо. Вначале по итогам поступлений и платежей выводилось сальдо каждой страны. Затем данные сведения передавались БМР, и каждая страна вступала с ним в кредитные отношения. Поскольку сумма положительных и отрицательных сальдо совпадала, то в итоге БМР выполнял исключительно роль агента (посредника) в многостороннем клиринге. На финальной стадии осуществлялось регулирование пассивных и активных сальдо по клиринговым счетам стран-участниц в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с квотами. Общая сумма квот в ЕПС составляла более 4 млрд. эпунитов. Квоты устанавливались в зависимости от объема международного пла­тежного оборота страны: для Великобритании – 1 млрд. эпунитов, Франции — 520 млн. и т. д. В отличие от МВФ квоты в ЕПС не оплачивались и служили для регулирования сальдо стран — участниц многостороннего клиринга. В их пределах определялись доля платежей золотом и доля кредитов, кᴏᴛᴏᴩые страны с активными платежными балансами предоставляли должникам (подробнее о ЕПС см.: Международные валютно-кредитные отношения. М.: Финансы и статистика, 1994, с. 235-238). На смену ЕПС пришло Европейское валютное соглашение (ЕВС), которое также предусматривало клиринговые расчеты между странами-участницами. Но если через ЕПС проходили все требования и обязательства стран-участниц, то через ЕВС стала проводиться лишь часть взаимных расчетов, причем она неуклонно уменьшалась в виду отмены валютных ограничений большинством стран Западной Европы. Отмена ЕПС дала толчок резкой долларизации европейской экономики.
Валютные клиринги в международных расчетах СССР. В первые послевоенные годы СССР выстраивал расчеты со многими соседними странами на основе двухсторонних клирингов. Существование в Советском Союзе планового хозяйства и государственной монополии в сфере внешней торговли и валютных операций способствовало организации клиринговых расчетов. Кстати, такие клиринговые соглашения «подтягивали» наших соседей до понимания того, что условием успешного торгово-экономического сотрудничества является организация плановой экономики и государственной монополии в сфере внешнеэкономической деятельности. Конечно, какое-то сальдо по клирингам всегда существовало, но его погашение производилось преимущественно не золотом или валютой, а товарными поставками. То есть клиринги 1940-х гг. имели признаки встречной торговли. Клиринги фактически были неотъемлемой частью двухсторонних торговых соглашений между СССР и государствами, которые в те годы было принято называть «странами демократии» (социалистические страны Восточной Европы). Сначала эти соглашения заключались на один год, а затем они стали заключаться на 3-5 лет.
В 1949-1951 гг. появилось большое количество трехсторонних клирингов с участием СССР. Одной из модификаций таких клирингов стал перенос сальдо со счета с одного двухстороннего клиринга на счет другого двухстороннего клиринга (естественно, на основе трехсторонней договоренности СССР с двумя другими странами). Затем стали появляться соглашения, которые изначально предусматривали организацию трехсторонних клиринговых расчетов. В разных комбинациях такие соглашения СССР заключал с Польшей, Чехословакией, Болгарией и Финляндией.
Наконец, в 1957 году в Варшаве во время восьмой сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) было подписано соглашение об организации многостороннего валютного клиринга. Практическая работа по расчетам возлагалась на Расчетную палату, в которой уполномоченные банки стран-участниц открывали свои клиринговые счета. Лимит возможной задолженности каждого банка Расчетной палате определялся в 3% суммы общего экспорта товаров по двусторонним торговым соглашениям (или от суммы экспорта товаров за предыдущий год в случае отсутствия соглашений).
В рамках клиринговых расчетов СССР с другими социалистическими странами использовался клиринговый рубль, который выступал в качестве расчетной денежной единицы и региональной валюты. В начале 1964 года на смену клиринговому рублю пришел переводной рубль – наднациональная денежная единица международных расчетов стран-участниц СЭВ. Клиринговый рубль и переводной рубль были безналичными деньгами, причем они не использовались для обслуживания внутренних расчетов стран-участниц. Клиринговый рубль в расчётах с третьими странами не применялся. Клиринговые (как и переводные) рубли обменивались на национальные валюты по официальному курсу. Движение клиринговых рублей отражалось в виде записей на счетах в уполномоченных банках. Сумма записей на счетах в клиринговых рублях определялась взаимными поставками товаров и оказанием услуг стран-участниц соглашения.
У клирингового и переводного рублей много сходного. Так, у обеих денежных единиц было одинаковое золотое содержание – 0,987412 г. чистого металла (естественно, что ни клиринговый, ни переводной рубль на золото не разменивались). Отличие клирингового от переводного рубля заключалось в том, что первый применялся на основе двухсторонних соглашений между странами, а второй – на основе многостороннего международного соглашения между странами-членами СЭВ. Если расчёты в клиринговых рублях производились только через национальные банки, то расчёты в переводных рублях осуществлялись через единый центр – Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС).
Клиринговый рубль в расчетах между странами СЭВ с 1 января 1964 года был заменен переводным рублем. Но клиринговый рубль не исчез, он продолжал использоваться в расчетах с КНДР. Более того, в 1970-е гг. действовал двусторонний валютный клиринг СССР – Финляндия, в котором валютой был все тот же клиринговой рубль. Мы торговали с капиталистической страной без использования американского доллара и иных свободно конвертируемых валют. Этот прецедент очень раздражал нашего геополитического противника – США.
Надо сказать, что СССР использовал клиринговые расчеты для обеспечения торговли также со странами, которые не были членами СЭВ или даже не входили в состав социалистического лагеря. Там использовались иные клиринговые валюты. Прежде всего, это страны «третьего мира». Например, существовал двухсторонний клиринг с Индией, валютой клиринга была индийская рупия. Аналогичное соглашение было заключено с Пакистаном, клиринговой валютой была пакистанская рупия. Кстати, ряд других социалистических стран торговал с Индией и Пакистаном, используя клиринговые расчеты с помощью индийской и пакистанской рупий. Югославия среди социалистических стран занимала особое место. Она не была членом СЭВ, не присоединилась к соглашению об использовании переводного рубля, имела достаточно ярко выраженную экономическую ориентацию на Запад. У Советского Союза с Югославией в 1970-е гг. торгово-экономические отношения строились на базе клиринговых расчетов, а валютой был доллар США. Непростыми в это время были у нас отношения и с Китаем. Тем не менее, наши страны заключили соглашение о клиринговых расчетах, в которых клиринговой валютой выступал швейцарский франк.
Федеральный резерв: «классовая ненависть» к международным клирингам. По примеру СССР и других социалистических стран клиринговые соглашения заключали между собой многие страны «третьего мира». Следует иметь в виду, что клиринговые расчеты в послевоенные десятилетия были важным способом сбережения социалистическими и развивающимися странами резервных валют, в первую очередь, доллара США. Наряду с такими способами, как бартерная торговля и «компенсационные сделки» (примером «компенсационной сделки» может служить соглашение «трубы – газ», которое Советский Союз заключил с рядом западноевропейских стран в конце 1970-х гг.). Такие формы международного сотрудничества затрудняли проведение Соединенными Штатами экономических санкций против СССР и его партнеров. Ведь сотрудничество обходилось без долларовых расчетов, которые всегда проходят через банковскую систему США и которые Вашингтону нетрудно заблокировать. Кроме того, подобного рода клиринговые расчеты и иные валютосберегающие схемы резко снижали спрос со стороны участников сделок на доллары США. А ведь это сильно било по интересам хозяев Федеральной резервной системы США, которые «печатали» эти самые доллары и получали с каждой «зеленой бумажки» большой эмиссионный доход.
В 1970-е гг. США в одностороннем порядке отказались от своих обязательств по обмену долларов на золото, фактически демонтировали послевоенную Бреттон-вудскую систему. Тем самым был снят «золотой тормоз» с «печатного станка» ФРС. Но этого было мало. Надо было еще создать спрос на «зеленую бумагу» – продукцию «печатного станка». Клиринговые соглашения – как двухсторонние, так и многосторонние мешали экспансии американского доллара.
После победы США в «холодной войне» началась активная глобализация и экономическая либерализация во всем мире. В 1990-е гг. под натиском США и МВФ международные клиринговые соглашения стали демонтироваться, страны в «добровольно-принудительном» порядке стали переходить на прямые расчеты в долларах США. Клиринги оказались несовместимыми с интересами хозяев ФРС и целями глобальной долларизации.
Клиринговые расчеты как наш ответ на экономические санкции. Сегодня Россия пытается восстанавливать свои экономические позиции в мире. Одно из важных направлений – создание интеграционных союзов со странами ближнего зарубежья. Между прочим, примерно два десятилетия тому назад, в 1994 году Россия и ряд других стран ближнего зарубежья заключили соглашение о создании Платежного союза СНГ. Фактически речь шла о создании многостороннего клиринга. К сожалению, соглашение оказалось «мертворожденным», о нем сегодня помнят только специалисты. Наверное, тогда не было достаточных политических и экономических условий для создания Платежного союза. Сегодня в условиях ужесточения экономических санкций против России крайне актуальным становится интеграция с соседними странами. Делаются шаги по созданию Таможенного союза, Евразийского экономического союза. Правда, к сожалению, шаги очень робкие. Одним из факторов, тормозящих развитие торгово-экономических отношений между странами СНГ, является несбалансированность их взаимной торговли, а также высокий удельный вес доллара и евро во взаимных расчетах. Напрашиваются очевидные шаги по исправлению этой ненормальной ситуации. Прежде всего, очевидной является необходимость заключения между странами соглашений о торговле с примерными объемами экспорта и импорта, причем желательно не на год, а более длительную перспективу. Но реализация такой меры возможна лишь при ведении хозяйства на плановых началах и существовании государственной монополии внешней торговли. Или, по крайней мере, жесткого государственного регулирования сферы внешнеторгового обмена. Наверное, назрело время восстановления министерства внешней торговли, которые было уничтожено в пылу «демократических реформ» как напоминание о государственной монополии внешней торговли.
А после такой подготовительной работы России можно и даже нужно возвращаться к хорошо зарекомендовавшей себя практике валютных клирингов. Для начала хотя бы двухсторонних клирингов. Желательно, чтобы они были «привязаны» не к доллару или евро, а к национальным валютам стран-участниц клиринговых соглашений. А в более отдаленной перспективе можно было бы перейти к системе многосторонних расчетов с использованием наднациональной региональной валюты типа «переводного рубля».
Валентин Юрьевич Катасонов, доктор экономических наук, профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова

Источник