Китайские инвесторы договариваются с Россией о глубоководном порте в Крыму

СобытияЭкономика

Китайские инвесторы возобновили прерванные зимой переговоры по разработке и строительству глубоководного порта на территории республики Крым. Об этом газете “Известия” рассказал первый вице-премьер Республики Крым Рустам Темиргалиев.

По словам Темиргалиева, очные встречи с китайской стороной намечены на август – проект пока не является первоочередным.

Проект возведения порта глубиной в 25 м вблизи Евпатории (может стать самым крупным разгрузочным портом на территории Крыма) был анонсирован президентом Украины Виктором Януковичем 5 декабря 2013 года во время его визита в Китай. Тогда же был подписан меморандум о намерениях между операторами проекта – крымским “Киевгидроинвестом” в лице Алексея Мазюка и китайской Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co (BICIM) миллиардера Ван Цзина. Инвестиции китайской стороны на первом этапе оценивались в сумму порядка $3 млрд, всего шла речь о вложениях с их стороны на уровне $10 млрд. Переговоры и действия по реализации меморандума были заморожены после государственного переворота на Украине, в результате которого Янукович потерял власть, а Крым вошел в состав России.

“После визита президента России Владимира Путина в Китай [20-21 мая] вопрос китайских инвестиций в Крым снова вернулся на повестку дня”, – отметил Рустам Темиргалиев.

Судьба проекта глубоководного порта решается на самом высоком межгосударственном уровне, говорил «Известиям» незадолго до визита Владимира Путина в Китай Георгий Баженов, сотрудник компании «Суеста», дочерней фирмы «Киевгидроинвеста». По его словам, «Киевгидроинвесту» остается только ждать решения правительства Крыма. Сейчас проект находится в ведении первого вице-премьера Темиргалиева, Минтранса России и министра по делам Крыма Олега Савельева. С переходом Крыма в состав России предполагалось, что проект должны были обсудить в ходе поездки Савельева с делегацией Владимира Путина в Китай.

Подписанный ранее меморандум предполагает финансирование и управление портом китайской стороной в лице главного подрядчика, компании BICIM. В стройку на условиях подрядчика также планируется привлечь крымскую компанию «Киевгидроинвест». Зарегистрированный в Севастополе «Киевгидроинвест», по данным базы СПАРК, принадлежит компании «Энергожилстрой» – последнюю контролирует жена Алексея Мазюка Елена.

Источник

Собственником китайского генподрядчика проекта Beijing Interoceanic Canal Investment Management является Ван Цзин. Основной его бизнес – телеком-компания Xinwei Telecom Enterprise Group. На другом конце земного шара компания Цзина Hong Kong Nicaragua Canal Development Investment Company в августе 2013 года занялась строительством Никарагуанского канала, альтернативы Панамскому, который должен соединить Тихий и Атлантический океаны. Общая стоимость проекта оценивается в четыре раза больше стоимости крымского хаба – более $40 млрд. Сейчас его строительство приостановлено – в январе правительство Никарагуа отложило проект из-за необходимости корректировки нового водного пути.

Строить порт планировалось в Сакском районе Крыма, неподалеку от поселка Фрунзе (25 км от Евпатории). Ожидается, что первый этап проекта объемом $3 млрд включит в себя стройку глубоководного порта-хаба, который сможет принимать крупные партии грузов. Там они будут дробиться и отправляться морем в другие порты. Кроме того, планируется возвести несколько терминалов для зерна и сыпучих грузов объемом в 20 млн т. На второй этап намечены аэропорт, терминал сжиженного природного газа и возведение верфи (на них уйдут еще $7 млрд).

По оценкам крымских властей, общий оборот такого порта, который должен занять территорию в 3 га, будет достигать 140 млн т в год (может стать четвертым по грузообороту в Европе, заняв место за НМТП с 159 млн т), а портовые и другие сборы будут ежегодно приносить России более $1,5 млрд в год. При этом порты Феодосии и Евпатории, расположенные в городской черте, постепенно прекратят свое существование, согласно проекту схемы территориального планирования Крыма (схему представят 1 июня на утверждение правительству РФ).

Согласно старым договоренностям с украинскими властями, Россия может получить долю в 50% от всей структуры и портовые сборы от ее эксплуатации, сообщил «Известиям» ответственный секретарь Российско-китайской палаты по содействию торговле машинотехнической и инновационной продукцией Сергей Санакоев. По его словам, компания китайского миллиардера Ван Цзина получит в управление другие 50% порта, а также ежегодный фиксированный процент, привязанный к вложенным деньгам и общим объемам дохода порта.

Как стало известно в декабре прошлого года, параллельно с подготовкой проекта китайский инвестор вел переговоры с Минобороны Украины об использовании сакского военного аэродрома. Ведутся ли переговоры сейчас с российским министерством, в Минобороны РФ не уточняют.