«Дочки» вернутся домой

СобытияЭкономика

Президентские поручения по стимулированию экономики основаны на идеях импортозамещения и деофшоризации.

На сайте Кремля опубликован перечень президентских поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста в России. Судя по дате документа, президент Владимир Путин подписал его ещё 14 мая, однако на сайт перечень был выложен лишь теперь.

В документе говорится о налоговых льготах для новых производств, предлагается строить вдвое больше дорог, поручается сформировать «фонд развития промышленности» с доступными займами для приоритетных проектов, а также ставится задача разработать механизмы проектного финансирования, при котором для российской промышленности стали бы доступны внутренние кредиты – дешёвые и долгосрочные.

Часть этих мер президент раскрыл в своём недавнем выступлении на Петербургском экономическом форуме, кое-что неоднократно озвучивалось и раньше, но некоторые из предложений оказались новыми и весьма революционными. Все они, так или иначе, направлены на выполнение амбициозной программы импортозамещения и уменьшения зависимости российского бизнеса от иностранных центров силы.

Уже к 1 октября этого года правительство должно разработать и утвердить планы содействия импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве на 2014–2015 годы. Ещё раньше, к 1 сентября кабмину поручено определить номенклатуру товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупка которых будет осуществляться исключительно или преимущественно у производителей государств–членов Таможенного союза.

Но, пожалуй, наиболее важным пунктом перечня следует считать следующее поручение: «Разработать и утвердить критерии, в соответствии с которыми системообразующие организации российской экономики и их дочерние организации в обязательном порядке должны находиться в юрисдикции Российской Федерации, а также определить формы, условия, порядок, сроки и способы стимулирования перевода указанных организаций, находящихся в юрисдикции иностранных государств, в юрисдикцию Российской Федерации». Это следует сделать до 1 ноября 2014 года.

Революционность данного тезиса в том, что власть впервые фиксирует на документальном уровне обязательность перевода в российскую юрисдикцию не только важнейших компаний страны, но и их «дочек». До нынешнего дня подобное предложение, хоть и озвучивалось на президентском уровне (например, в выступлении Путина на съезде РСПП 20 марта этого года), рассматривалось лишь как идея, как «один из вариантов деофшоризации».

При этом в деловых кругах и в коридорах исполнительной власти предпочтение явно отдавалось куда более мягким формам избавления от офшорной зависимости. Достаточно сказать, что месяцем раньше глава всё того же РСПП Александр Шохин заявлял на встрече с Путиным: «Не надо бороться с самим фактом регистрации в офшорных юрисдикциях, но налоги должны уплачиваться в Российской Федерации, если экономическая деятельность компании ведётся в России».

А чуть ранее, 30 января, замминистра финансов Сергей Шаталов, отвечающий за налоги, представил в интервью «Ведомостям» аналогичное мнение своего ведомства: «Минфин вовсе не требует ликвидировать иностранные дочерние компании и переместить весь бизнес в Россию. В части налогов претензии сводятся к следующему: пожалуйста, используйте удобные юрисдикции, если это требуется для бизнеса, но делайте это открыто».

Так или иначе, подобный «мягкий» вариант деофшоризации провалился. Дело в том, что сведения из офшоров о тех или иных компаниях могли бы поступать к российским налоговикам лишь в случае подписания Россией «антиофшорной» конвенции ОЭСР, однако в рамках экономических санкций против нашей страны присоединение РФ к этой международной организации было заморожено «до лучших времён». Как итог, Москва больше не может претендовать на доступ к информации «из первых офшорных рук», а сам офшорный бизнес, конечно, не для того открывал свои «представительства» на заморских островах, чтобы делиться с Минфином сведениями о своих доходах.

Теперь, похоже, должен будет восторжествовать более радикальный вариант борьбы с офшорами. Если только… не подкачают исполнители в лице всё того же правительства и связанных с ним лоббистов. Здесь стоит вспомнить о том, как в феврале этого года свои инициативы по стимулированию экономического роста России представила в Кремль делегация из РАН при участии академика Сергея Глазьева, однако её предложения были по идейным соображениям фактически «пущены под откос» представителями исполнительной власти. И, конечно, нельзя не упомянуть ключевые «майские» указы президента, подписанные Владимиром Путиным 7 мая 2012 года, в первый же день своего третьего президентского срока: за два прошедших года кабмин худо-бедно выполнил лишь половину указов из этого списка.

Что случится с поручениями президента на этот раз? Ожидает ли их тихий саботаж со стороны «экономического блока правительства»? Ответы на эти вопросы мы узнаем лишь осенью.

Источник