Юань и рубль вместо доллара

СобытияЭкономика

Американцы со страхом гадают, чем закончится встреча Банка России и Народного банка Китая

В эти дни в Китае проходит совещание Банка России и Народного банка Китая, его проводят заместитель главы Банка России Дмитрий Скобелкин и помощник главы НБК Цзинь Ци. На встрече обсуждаются сотрудничество по проектному и торговому финансированию с использованием местных валют, а также вопросы сотрудничества по банковским картам, в страховании и в секторе финансового надзора.

Эта «встреча в верхах» сильно пугает американцев, потому что фактически центральные банки России и Китая обсуждают вопрос замены доллара в своих расчетах на рубли и юани. Не смотря на то, что доллар является главной резервной валютой в мире, любые действия по переводу расчетов в национальные валюты ослабляют его позиции, тем более, если речь идет о таких крупных странах, как Китай и Россия. Кроме того, они показывают дурной пример всем остальным странам. В итоге катастрофического правления президента США Обамы как у себя в стране, так и на международной арене, все основные мировые сверхдержавы вполне могут отказаться от использования нефтедолларов и тем самым положить конец доллару как резервной валюте, пишет издание Zerohedge.

В последние годы Китай все чаще говорит о том, что Америка, выпуская мировую резервную валюту, имеет большие привилегии на мировом рынке. Положение доллара позволяет США манипулировать своей валютой и диктовать всему миру размер процента, считает представитель китайской Академии социальных наук Цзян Шисюэ.

Сейчас доллар составляет примерно 60% в международных валютных резервах стран мира, причем, китайцы сами позаботились о том, чтобы он оставался «валютой номер один». В течение многих лет Китай вкладывал свои доходы от экспорта в американские облигации, и сейчас он владеет долговыми обязательствами США на сумму почти в 2 трлн долларов. Таким образом, Китай является не только крупнейшим кредитором США, но и обеспечивает поддержку доллару в мире.

Между тем, переход на расчеты в долларах и юанях уже имеет под собой договорную основу. Чуть больше месяца назад Россия и Китай подписали долгожданное соглашение о поставках газа на 30 лет. Для США эта сделка представляет большую опасность, так как в контракте указано, что расчеты могут производиться в альтернативной валюте, а не в долларах, в которых рассчитываются за газ во всем мире. Поэтому вместо того чтобы за счет такого большого контракта укрепить позиции доллара в международных расчетах, страны ослабили американскую валюту.

Кроме того, «Газпром» объявил о планах провести листинг на Гонконгской бирже и выпустить там облигации, номинированные в юанях. Возможно, таким образом, он заранее запасается китайской валютой для будущих торговых операций. Также «Газпром» уже подумывает об эмиссии бондов, деноминированных в валютах стран Азии, и «в принципе готов» получать от Китая платежи в юанях, сообщает Financial Times. По мнению издания, это очередной признак того, что российские компании отходят от доллара.

На прошедшей неделе начальник финансово-экономического департамента «Газпрома» Андрей Круглов заявил, что этот шаг поможет компании привлечь больше инвесторов из Азии и «диверсифицировать свои источники финансирования». «Мы рассматриваем возможность привлечения долговых капиталов на рынке Азии через эмиссию бондов в китайских офшорных юанях и, возможно, в сингапурских долларах», – сообщил Круглов. И добавил, на прошлой неделе компания провела листинг своих «американских депозитарных расписок» в Сингапуре. Правда он отказался прямо ответить на вопрос, договорился ли «Газпром» о расчетах за поставки газа в Китай в какой-нибудь валюте, альтернативной доллару. Но заявил: «Что до расчетов в юанях или рублях, мы к этому готовы и считаем, что это вполне нормально». По его словам, это не создаст дополнительных рисков, но, может быть, вызовет «мелкие издержки на транзакции.

Кроме этого, Китай и Россия создают новое рейтинговое агентство, которое должно потеснить трех мировых монополистов – S&P, Moody’s и Fitch. Во время визита в КНР 23 июня, глава Минфина Антон Силуанов заявил, что Россия достигла договоренностей с Китаем о совместном создании рейтинговой структуры. По итогам встречи, в Пекине был официально создан Международный совет консультантов мировой рейтинговой корпорации. И теперь бывшие премьер-министры Франции и Австралии Доминик де Вильпен и Кевин Радд, и многие другие политические деятели обсуждают возможности продвижения новой рейтинговой системы в Азии.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что введение США и Евросоюзом различных санкций, чтобы отстранить Россию от западных финансовых рынков, только усиливает взаимоотношения Москвы с Пекином и прочими азиатскими странами. Таким образом, Запад сам себя загоняет в угол, так как способствует созданию Евразийского стратегического альянса, который нежелателен для США. Как считают некоторые эксперты, если будет создан Евразийский стратегический альянс, курс доллара США на Forex просто рухнет.

О том, чем может обернуться для доллара альянс центробанков России и Китая, «СП» спросила финансового омбудсмена России Павла Медведева.

– На самом деле, американцы этого не боятся, потому что одна из сторон этого альянса – Россия, экономически слишком слабая держава для того, чтобы как- то повлиять на господство доллара в мировых расчетах. Если Россия и переведет часть своих потребностей в долларах на юань, то будет совсем немного. Потому что Россия имеет в мировом ВВП всего лишь около 2,5%, а на долю США приходится 15-16%, и столько же у Европы, которая явно не будет переходить на юань. Поэтому я думаю, что Америке эти договоренности не страшны, они могут быть очень полезны для России. но повлиять на мировые нефтедоллары они не смогут.

«СП»: – Но принципе, могут страны торговать между собой в национальных валютах, хотя одна из них – рубль, слабая, а другая – юань, неконвертируемая?

– Могут. Товарооборот между Россией и Китаем довольно большой, и конечно, смешно рассчитываться между собой в долларах, чтобы потом менять их на национальные валюты. Это будет выгодно, но только если правильно организовать переход на торговлю в юанях и рублях. Результат будет точно такой же, как у Европы, когда она отказалась от местных валют в пользу единого евро. Конечно, не в таком масштабе, но будет выигрыш.

«СП»: – Говорят, что соглашение между Россией и Китаем может стать плохим примером для других стран, которые тоже могут отказаться от расчетов в долларах между собой. Насколько это реально?

– В краткосрочной перспективе это абсолютно нереально. Возможно, это может случиться только через 30-40 лет, но говорить об этом сейчас рано. Например, могли бы мы 30 лет назад вообразить, что Европа будет настолько объединена? И кто тогда мог бы рассуждать о последствиях подобного союза?

«СП»: – Сейчас «Газпром» выпускает облигации в китайской валюте. Как вы думаете, таким образом, он запасается юанями, чтобы торговать с Китаем в рамках соглашения центробанков?

– Запасаться юанем можно начинать лишь тогда, когда будут видны результаты этих соглашений и размер потребностей в китайской валюте. Но покупки «Газпрома» вполне разумные, потому что если начнется строительство газопровода в Китай, причем, с обеих сторон, соглашение о котором подписано странами, то стороны начнут поставлять друг другу материалы, технику, рабочую силу. Тогда потребность в юанях у «Газпрома» будет значительная, потому что этот газопровод стоит безумных денег. И гораздо дешевле будет иметь в руках юани. Но если только все эти разговоры о строительстве не уйдут в песок, как у нас в России часто бывает. Можно вспомнить хотя бы создание Международного финансового центра, о котором поговорили и забыли. Боюсь, что 30-летний контракт с Китаем – это пока просто соглашение о намерениях, потому что с нашей стороны на это должно быть потрачено 55 млрд долларов, которых у «Газпрома» просто нет.

«СП»: – На прошедшей неделе Россия и Китай подписали соглашение о создании рейтингового агентства. Как вы считаете, сможет оно потеснить мировые агентств на финансовом рынке?

– Может быть, и сможет, но это будет очень долгая история. Потому что для того, чтобы давать рейтинги, которыми бы пользовались мировые финансовые институты, ему нужно самому получить очень высокий рейтинг. А когда оно появится на сцене, никто не будет знать, насколько точен его рейтинг. Например, недавно была история, когда российские рейтинговые агентства должны был рейтинговать отечественные организации. Они прорейтинговали их, но та сторона, которая принимала эти рейтинги, поставила поправочные коэффициенты перед их оценками, которым не слишком доверяла. Так что, чтобы завоевать уважение на финансовом поле, нужно очень долго работать.

«СП»: – Однако китайцы берутся за дело серьезно, например, Китай собирается создать свой аналог Всемирному банку. Это напугает американцев?

– Это их совершенно не испугает. Во-первых потому, что похожих банков насоздавали в мире уже много, и все они находятся в спящем состоянии. А во-вторых, даже если такой банк и будет создан, потому что Китай в нем заинтересован, то это только расширит кредитные возможности в Азии, но не в мире. Может быть, этот банк как раз и профинансирует строительство трубы из России в Китай.

«СП»: – Если подвести итог, то вытеснить доллар с мирового рынка пока не получится?

– Не получится, тем более у юаня и рубля. К тому же, я думаю, что отношения между Россией и Китаем в течении ближайших пяти лет не смогут заместить торговлю со странами Европы. А это значит, что в нашей экономике может возникнуть большая яма, которая не позволит осуществлять полноценные торговые отношения с Китаем, потому что не будет денег на торговлю.

Фото ИТАР-ТАСС/ EPA

Источник