Крым минус грим

СобытияЭкономика

Заметки об экономическом положении полуострова

Украинские журналисты ежечасно скармливают согражданам информацию о бедственном положении дел в Крыму. Проблем, конечно, предостаточно. Ну, а где их нет? Другое дело – как скоро они решаемы.

Главный тезис киевских пропагандистов: ушли крымчане от Киева – и пришла беда. Какая – неважно. Главное, что, мол, впавшее в депрессию население Крыма готово в любой момент ринуться обратно в объятия «незалежной». Только вот Москва не пущает…

Тем временем экономика Крыма работает. Неплохо поживает и основной ее сектор – туризм, по меньшей мере, заявлять о пустых пляжах могут лишь люди, ставшие жертвой киевской пропаганды. Реализуются проекты по приведению в порядок социальной инфраструктуры, обветшавшей за 23 года «автономного плавания». Только на развитие транспортной инфраструктуры планируется инвестировать до ста миллиардов рублей. И это – не считая вложений российского оборонного ведомства, рассматривающего полуостров в качестве стратегического плацдарма. Там речь может идти о суммах, на порядок превышающих инвестиции в гражданские отрасли.

Значительно выросли зарплаты госслужащих, врачей, чиновников. Ныне милиционер в Севастополе получает примерно 30-35 тысяч рублей. Конечно, несколько меньше окладов в других российских регионах, но ведь это только начало.

В Крыму главной проблемой на сегодня следует считать нерешенность вопроса с обеспечением водой после перекрытия Киевом Северокрымского канала.

Да, разумеется, на полуострове уже давно изыскали доселе незадействованные резервы в виде огромных подземных источников.

А все причитания о том, что без днепровской воды Крым превратится в пустыню, всего лишь «укровская пропаганда».

Перенявшая эстафету у советской, перед которой стояли задачи не допустить разработки подземных кладовых драгоценной влаги из-за боязни распада централизованной колхозной системы земледелия.

Хотя, конечно, не все так просто. Люди, не один год живущие на полуострове, с горечью признают: отключение Крыма от днепровской воды нанесло аграрному сектору полуострова довольно серьезный удар. Не зря ведь руководство нового российского региона после безуспешных усилий договориться с Киевом, в том числе на коммерческой основе, пыталось привлечь к этой проблеме едва ли не ООН. Речь, прежде всего, о сосредоточенном в северных районах Крыма рисоводстве, требующем огромного количества влаги, в разы больше, нежели другие культуры. Естественно, пострадали и хозяйства в степной части полуострова, специализирующиеся на других сельхозкультурах. Как сообщают очевидцы, в некоторых местах урожай просто сгорел на полях. Относительно неплохо обстоят дела лишь у садоводов и виноградарей. При этом питьевой водой, благодаря подземным запасам, Крым себя вполне смог обеспечить.

Только ведь добыча воды из скважин дело затратное: приходится расходовать энергию на подъем её с глубины. К тому же, она далеко не всегда может отвечать требуемым стандартам. Бывает, что ее можно пить в определенных количествах, но использовать для орошения нельзя – содержащиеся там в малых количествах соли довольно скоро делают землю малопригодной для земледелия.

Туристов же мало интересует то, что происходит в глубине полуострова. Тем более что на Южном берегу Крыма, где сконцентрирована основная масса отдыхающих, подобной проблемы нет – климат там совершенно иной.

Не удается пока наладить в полной мере и нормальную работу всех предприятий пищевой промышленности, причина – в разрыве традиционных источников поставок с Украины. Например, Алуштинский молочный завод сейчас не может нормализовать производство в связи с тем, что ему для еженедельного потребления недостает примерно пятнадцати тонн молока – около половины от требуемого количества. Большие объемы крымские хозяйства дать просто не в состоянии, ни к чему не привели практические ежедневные объезды мелких и средних производителей. Работать с ними затруднительно еще и потому, что подавляющая их часть не является юридическими лицами, а устные договоренности выполняются далеко не всегда. Попытки переориентироваться на поставки из Краснодарского края были не слишком успешными – кубанцы задрали цены, да и, к тому же, крымская молочная промышленность уже приспособлена к украинскому сырью.

Лихорадит время от времени Крым и от недостатка лекарственных препаратов – под покровом ночи их контрабандно завозят с территории Украины, а вот российские поставщики не всегда могут вовремя доставить товар из-за перегруженности паромной переправы.

Проблемы с производством молочной продукции и других продуктов питания крымские бизнесмены пробовали решить, апеллируя к руководству нового региона. Но дело увязло в недрах местной бюрократии. А недавний запрет на ввоз в Россию большей части сельхозпродукции с Украины стало для крымчан неприятной неожиданностью. Потому и было в экстренном порядке отменено «табу» на ввоз с «материка» молока и молочной продукции, картофеля, говядины, помидоров и кукурузы.

Естественно, в Киеве это решение вызвало радость. И огромное желание показать, «кто в доме хозяин».

Примером тому – недавняя история с закупкой молока на Украине: боевики «Правого сектора» задержали отправку продукции на границе с Крымом.

Примерно то же самое происходит и с рыбной продукцией. В принципе, все должно было быть с точностью до наоборот. Ведь, по наследству от бывшего Советского Союза, полуостров получил не только внушительный военный, но и солидный океанический рыболовный флот, базирующийся в Керчи и Севастополе – всего около 230 единиц, которые к началу нынешнего года благополучно сократились до девяти. «Незалежные» юристы-крючкотворы, вкупе с западными коллегами, приложили максимум усилий для того, чтобы эти суда, значительная часть из которых находилась в феврале-марте на промысле в южной части Тихого океана у берегов Новой Зеландии и в Южной Атлантике, не подняли российского флага во исполнение распоряжений нового руководства Крыма. В итоге под юрисдикцией России остались лишь два корабля, находившиеся в ремонте. Киев не волнует, что остающиеся в его руках гавани, скажем, та же Одесса, не располагают сегодня ни возможностями по размещению рыболовных судов в порту, ни мощностями по приему и переработке рыбной продукции в подобных количествах.

Определенные оплошности допускала и Москва. В мае появились сообщения о том, что из-за юридических проволочек крымские рыбаки не могут начать лов у берегов Крыма. Для Крыма эта ситуация вылилась в прекращение поставок рыбной продукции и недогрузку предприятий. Как и в случае с молоком, попытались организовать поставки из Краснодарского края. Но продукция, изготовленная не на основе выловленной в океане рыбы, не вызвала большого спроса у потребителей.

Проблема рыболовного флота получила продолжение. У возвратившихся в украинские порты океанических рыболовных траулеров были экипажи, состоящие, в основном, из крымчан. Сейчас же Международная морская организация может отказаться признавать новые удостоверения личности моряков, оформляемые российскими властями.

Еще один аспект проблемы выходит на межгосударственный уровень.

Речь идет о предстоящем в скором времени разграничении экономической зоны в Черном и Азовском морях и выделении квот на вылов в связи с вхождением Крыма в состав России.

Понятно, что Киев наотрез откажется признавать сложившиеся реалии и объявит все воды вокруг Крыма своими. Так что большой вопрос, смогут ли наши рыбаки вести промысел…

Большинство нынешних проблем напрямую порождено привязкой Крыма к «незалежной». Оговорюсь: как бы мы ни критиковали Никиту Хрущева за его непродуманный «подарок Украине», рациональное зерно в его действиях все же прослеживается, ведь Крым необходимо было восстанавливать после войны. Если бы он оставался в составе РСФСР, то организовать снабжение всеми необходимыми материалами через Керченский пролив было бы крайне затруднительно. Конечно, вопрос восстановления Крыма в середине пятидесятых годов можно было бы решить путем строительства моста, но власти пошли по пути наименьшего сопротивления, возложили бремя на УССР, которая имела с полуостровом регулярное железнодорожное и автомобильное сообщение. Принятие этих решений облегчалось и тем, что все происходило в рамках единого государства, тем более что в счет компенсации за Крым России был передан ряд северных районов Сумской области. На самом деле, мина замедленного действия была заложена гораздо раньше – еще при создании Украинской ССР, которая стала во всех смыслах нависать над Крымом, словно дамоклов меч.

Теперь эту проблему решать нам. Есть, над чем подумать: сейчас поговаривают уже о возможном сооружении тоннеля, а не моста, с помощью китайских компаний.

В любом случае, необходимо торопиться. Компании-поставщики продуктов с Кубани уже предлагают своим коллегам с полуострова создавать запасы продуктов на зиму – судоходство в Керченском проливе в зимний период может быть надолго приостановлено из-за штормов.

Вспомним: зимой 2007-2008 годов они стали причиной гибели нескольких судов.

Понятно, что рано или поздно – чем раньше, тем лучше – эти проблемы будут решены. Но уже возникают и другие, порожденные желанием «срубить бабла» любой ценой. Те же хозяйства полуострова, понимая, что молочные комбинаты в условиях дефицита никуда не денутся, за последний месяц подняли закупочные цены на свою продукцию на треть – с двенадцати с половиной до восемнадцати рублей за литр. Лихорадит и топливный рынок, цены на заправках примерно на два-три рубля выше, нежели в соседнем Краснодарском крае. А ведь новые граждане нашей страны с нетерпением ждали, когда цены в этом сегменте рынка снизятся до общероссийских…

Есть еще и то, что иначе как издевательством над людьми и здравым смыслом назвать сложно. Так, одна крупная российская страховая компания после прихода на рынок полуострова установила зарплату для своих рядовых сотрудников на уровне 9-11 тысяч рублей, пересчитав всю сумму по курсу три гривны/рубль. Но таким был курс сильно упавшей украинской валюты, покупательная способность ее еще за три месяца до того была в полтора-два раза выше. В результате сотрудники стали получать намного меньше, нежели при украинской власти. Ну, а начальники себя любимых не обидели, установив вознаграждение примерно в 5-7 раз выше.

Экономической составляющей нынешних крымских «болячек» предстоит кануть в прошлое сразу после завершения строительства моста через Керченский пролив и окончательного решения проблемы с водоснабжением.

Еще часть проблем исчезнет, когда все мировое сообщество, или большая его часть, признают Крым субъектом Российской Федерации.

Только надо помнить: Киев постоянно будет пытаться руками украинских спецслужб сколотить из недовольных нынешним положением дел крымчан «пятую колонну». Или попробовать дестабилизировать обстановку иным способом.

Источник