Иван Полетаев: Продукты – по карточкам

СобытияЭкономика

Государство может поддержать и отечественного производителя, и малоимущих

Основная проблема в наше время – не голод как таковой, а недостаток свежих продуктов. Они, как правило, дороже «еды Франкенштейна», суррогатов и глубокой заморозки. В результате люди с ограниченным достатком обречены на неправильную и даже вредную еду. Сегодня в мире оказывается адресная продовольственная помощь нуждающимся именно с целью дать возможность бедным улучшить своё питание.

По данным Росстата, на столах россиян не хватает овощей и бахчевых (30,7% от нормы, утверждённой Минздравом РФ), фруктов и ягод (24%), молока и молочных продуктов (20,9%), яиц (15,4%).

Таким образом, основной дефицит потребления наблюдается в категориях fresh (свежих скоропортящихся продуктов), а это отрицательно влияет и на местную экономику, сужая возможности сбыта продуктов местного производства.

Сама по себе идея с карточками не нова. Российский зерновой союз пытался продвигать карточную систему для малоимущих ещё в 2001-2002 годах при активной поддержке Министерства сельского хозяйства.

Но тогда карточки не прошли: у многих они ассоциировались с откатом в прошлое, пустыми полками магазинов и сложностями в сельском хозяйстве.

Летом 2008 года о продовольственных карточках вспомнили депутаты и даже вынесли такое предложение на рассмотрение Госдумы. При этом они опирались на опросы ВЦИОМ, согласно которым дешёвые натуральные продукты по карточкам поддержало абсолютное большинство россиян, принявших участие в исследовании.

Среди продуктов питания, покупку которых в первую очередь стоит стимулировать с помощью карточек, Российский зерновой союз предлагал включить дешёвые сорта хлеба и некоторые виды молочной продукции.

Несколько лет назад у этой идеи было немало сторонников, но верх взяли противники. И о стимулировании «карточного спроса» на отечественные продукты пришлось забыть. Но сейчас, в связи с введением экономических санкций против России, идея о продовольственных карточках и стимулировании отечественного производства снова стала актуальной. Её подхватили федеральные министерства – Минпромторг и Минсельхоз.

Предстояло определить, в какой форме оказывать помощь малоимущим. За рубежом адресная помощь осуществляется за счёт перечисления денежных средств на карточки, которые можно потратить только на определённый ассортимент – свежие продукты, мясо, рыбу, молоко.

В ряде стран, в частности, в США, данная практика называется food stamps («продуктовые талоны»). Каждый восьмой американец получает продуктовую помощь, и не считает этот зазорным.

В российском варианте «продуктовые деньги», как пояснил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, будут зачисляться на привычные социальные карты, либо на специальные карты, скажем, для школьников или кормящих матерей.

Основная задача программы food stamps в российском исполнении — стимулировать именно потребление, а не накопление жизненно важных продуктов, говорится в подготовленной Минпромторгом «Справке об адресной продовольственной помощи отдельным категориям граждан по принципу food stamps».

Проработан уже и сам механизм реализации программы. Согласно предложениям ведомства, государство будет определять категории граждан, получающих продовольственную помощь, а также группы продуктов, которые можно приобрести по данной программе. Речь идёт, прежде всего, о свежих скоропортящихся продуктах: овощах, фруктах, пастеризованном молоке с небольшими сроками годности, неконсервированных молочных продуктах, охлаждённом мясе, свежей рыбе.

Органам соцзащиты населения будут выданы специальные рекомендации, по которым регионы смогут определять группы граждан, нуждающихся в дополнительном питании.

Будет учитываться структура питания, доходы на члена домохозяйства, доля расходов на питание в семье. К программе могут быть подключены не только безработные и многодетные семьи, но другие соцгруппы – дети, бюджетники, пенсионеры и т.п.

Контроль за исполнением программы адресной продовольственной помощи предприятиями розничной торговли Минпромторг РФ берёт на себя. В такой программе может участвовать любой магазин, не обязательно сетевой, который имеет в ассортименте значительную долю свежих скоропортящихся продуктов, автоматизированный учёт движения товаров и подключен к центральной административной системе программы.

Насколько существенной окажется такая продовольственная помощь, будет зависеть от возможностей того или иного региона, от уровня жизни населения. Исходя из этого, социальные службы и должны определять потребность в недорогих натуральных продуктах питания для малоимущих слоёв населения.

Продовольственные карточки – это только одна из мер, отражённых в «Стратегии развития торговли до 2020 года». Есть и другие, связанные с максимальным расширением каналов сбыта, стимулированием прямых продаж от производителя, массовой предпринимательской активности населения с помощью развития так называемой мобильной торговли.

Так, например, у небогатых россиян появится возможность без проблем завести небольшую автолавку. Кстати, Минпромторг уже подготовил проект федерального закона о введении единого упрощенного порядка мобильной торговли. Автомагазины, автокафе, другие передвижные торговые объекты будут выделены в особую категорию.

До сих пор торговля через автолавку была большой головной болью для предпринимателя. Чтобы соблюсти все инструкции, ему нужно было пройти множество кругов бюрократического ада. Включить свой фургон в схему размещения, заключить договор аренды земельного участка, участвовать в торгах, чтобы получить место. И такие разрешения надо было получать для каждой остановки магазина на колесах.

В Минпромторге сочли, что такой порядок противоречит самой идее мобильной торговли. Многие бюрократические сложности должны быть устранены после внесения поправок в Закон о торговле.

Власть должна идти навстречу автолавкам, если они соблюдают специализированный ассортимент. Торгуют не спиртным, а социально значимыми продуктами: хлебом, молоком, мясом, рыбой, овощами и фруктами, без сопутствующих товаров.

В перспективе Минпромторг намерен серьёзно заняться автолавками: организовать их производство на отечественных автозаводах, создавать дополнительные автозаправочные станции, автомойки, шиномонтажи, комплексные автосервисы, площадки ночного отстоя и переэкспедирования, логистическо-складские комплексы. Совокупные частные инвестиции в обслуживающую инфраструктуру, как обещают в министерстве, составят минимум 134 миллиарда рублей.

Чтобы обуздать рост цен на социально значимые отечественные продукты, Минпромторг и Минсельхоз предлагают создавать рядом с крупными городами сеть оптовых продовольственных рынков – своеобразных распределительных центров под эгидой государства, когда любой мелкий и крупный производитель при единственном профессиональном посреднике сможет предложить свой товар для розничных торговцев любого формата.

Такие оптовые центры будут собирать его у местных производителей в радиусе примерно 200 километров. Производители же смогут привозить продукцию в день сбора, минуя посредников, и напрямую предлагать государственным организациям, предпринимателям, рестораторам, владельцам магазинов. Таким образом, серьёзно стимулируя внутреннее производство.

К слову сказать, сегодня наш производитель не так уж и слаб. По данным Росстата, в прошлом году на крестьянские фермерские хозяйства приходится почти 90% объёма производства картофеля, 84% овощей, 55% молока, 33% скота и птицы (в живом весе).

И лишь небольшая часть этой продукции вовлечена в товарооборот. Так что у предпринимателей открывается большое поле деятельности.

Важно, чтобы государство выступало в этом деле достойным арбитром, контролировало ценовые рамки, выходить за которые кооператоры и предприниматели не должны. Это, конечно, пойдёт только на пользу и потребителю, и производителю.

Источник