Офшоры под «колпаком»

СобытияЭкономика

Госдума в ускоренном темпе примет закон, который заставит раскошелиться олигархов

Российские власти объявляют войну офшорам. Во вторник, 21 октября, в Госдуму был внесен законопроект «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний», под которым поставили подписи представители всех парламентских фракций. Как заявил секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов, документ призван решить вопрос деофшоризации российского бизнеса.

Напомним: задачу проработать механизм, позволяющий вернуть в бюджет налоговые платежи с доходов компаний, которые укрываются в офшорах, поставил в 2013 году президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию.

Путин тогда привел следующие цифры: только в 2012 году «через офшоры и полуофшоры» прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд. долларов. «За этими цифрами – вывод капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны», – сказал президент.

Теперь механизм деофшоризации разработан, и выглядит так:

– В Налоговом кодексе появится глава, в которой вводятся понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо».

– Контролируемой иностранной компанией предлагается считать структуру, которая не является налоговым резидентом РФ, но находится под контролем юридических или физических лиц, которые таковыми являются. Они в свою очередь будут именоваться контролирующими лицами. Такой статус, согласно документу, собственник получит, если его доля в иностранной компании превышает 25%, а совместная доля с супругами и несовершеннолетними детьми — более 50%.

– Реальные собственники офшоров нередко оформляют их на третьих лиц – например, личных шоферов или поваров. Теперь, если будет установлено, что лицо, формально в компании не участвующее, имеет возможность влиять на ее решения, это тоже будет считаться контролем.

– Вычислять тайных владельцев офшоров поможет ратифицированная Госдумой конвенция ОЭСР «О взаимной административной помощи по налоговым делам». Страны, присоединившиеся к конвенции, обмениваются друг с другом налоговой информацией и совместно взыскивают долги с неплательщиков.

– Собственник офшора может добровольно «сдаться» в налоговые органы РФ, раскрыв необходимую информацию и заплатив налоги в бюджет. Если гражданин идти на сотрудничество не желает, включается механизм принудительного признания его «контролирующим лицом», но урегулировать конфликт можно будет в суде.

– За «неправомерное неуведомление» об участии в офшоре предлагается ввести штраф 100 тысяч руб. Такую сумму владельцу (или совладельцу) придется заплатить за каждый выявленный налоговиками офшор. Непосредственно за неуплату или неполную уплату начисленных налогов — штраф в размере 20% (но не менее 100 тыс. рублей) суммы неуплаты.

Законопроект, скорее всего, будет принят в ускоренном темпе. Предполагается, что первое чтение состоится уже 11 ноября, а до 1 декабря законопроект утвердит Совет Федерации и подпишет президент.

Помогут ли эти меры закрыть офшорную лазейку, выиграет ли от них Россия?

– Деофшоризация – общий тренд в глобальной экономике, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Напомню, лидеры G20 на встрече в Санкт-Петербурге осенью прошлого года поручили Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработать конкретный план борьбы с сокращением налоговой базы. А уже в сентябре 2014-го министры финансов стран G20, на встрече в австралийском Кэрнсе, одобрили первый этап двухлетнего плана ОЭСР. Смысл этого документа, состоящего из 15 пунктов, прост: там, где вы зарабатываете, вы и должны платить налоги.

Ранее ОЭСР приняла конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам (обновлена в 2010-м, подписана 64 странами, 28 — ратифицирована). Механизм конвенции еще требует доводки, тем не менее, он уже работает – обмен налоговой информацией проводится дважды в год. Россия, к сожалению, пока остается за бортом этой инициативы. Но, возможно, депутаты Госдумы РФ уже осенью этого года ратифицируют конвенцию – такие намерения заявлены.

«СП»: – Это принципиальный момент?

– На мой взгляд, это просто необходимо сделать. Иначе наше законодательство по деофшоризации серьезно провиснет. Без информации из налоговых органов других стран российская борьба с офшорами останется на уровне благих намерений: у российских налоговиков просто не будет на руках доказательной базы.

Необходимо, кроме того, понимать: деофшоризация – длинный тренд в глобальном управлении и предполагает координацию налоговых и бюджетных политик разных стран мира. Глобальный механизм деофшоризации еще совершенствуется. Так, в октябре пройдет совещание управляющих Международным валютным фондом и Всемирным банком, на котором деофшоризация объявлена одним из приоритетов. А поскольку в МВФ входят 180 стран – это еще одна мощная поддержка антиофшорным инициативам.

В этот общий тренд России давно следовало встраиваться. Еще в 2013 году, напомню, президент Путин дал поручение по разработке национального плана деофшоризации. И то, что сейчас делают наши законодатели – часть этой большой программы.

«СП»: – Санкции против России повлияли на борьбу с офшорами?

– Нынешним летом, из-за санкционного режима, ОЭСР прекратило с Россией отношения, за исключением консультационного обмена. В результате, работа над российским законодательством по деофшоризации несколько выпала из глобального контекста. Это значит, после принятия Госдумой законопроекта «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний», его придется корректировать, чтобы не забегать вперед других участников на глобальном уровне.

Тем не менее, думаю, уже в течение трех ближайших лет мы увидим существенное продвижение в направлении деофшоризации российского бизнеса.

«СП»: – А как относится к такой перспективе сам бизнес?

– К сожалению, законы по деофшоризации разрабатывались и принимались в жесткой оппозиции к бизнесу. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), например, признавая в принципе необходимость деофшоризации, не раз обращал внимание на моменты, которые могут ухудшить положение российских компаний.

В частности, на то, что российские нормы по борьбе с офшорами могут получиться жестче зарубежных. В результате, мы сами себе поставим подножку – сделаем наши компании менее конкурентными. Бизнес не устраивает, что Внешэкономбанку можно иметь дело с офшорными компаниями, если те заняты продвижением российского неэнергетического экспорта, а другим финансовым институтам – запрещено. Получается, с бизнесом только-только начинается диалог – а закон практически уже одобрен.

Да, решение вопроса с офшорами позволит поднять доходную базу российского бюджета и мотивировать инвесторов вкладывать в Россию. Но вместе с тем, остается открытым вопрос: не подставит ли жесткий «наезд» на офшоры российские компании, которые пытаются сегодня таким способом уйти из-под санкций?

Вряд ли санкции отменят в ближайшее время, кроме того, международные рейтинговые агентства регулярно понижают суверенный рейтинг России. Это может спровоцировать волну требований досрочного погашения российских долгов со стороны западных кредиторов. В условиях, когда финансовые рынки на Западе закрыты для наших компаний, офшоры могли бы помочь им выжить в такой непростой ситуации.

Думаю, этот фактор недооценивается нашими властями. Между тем, объем внешнего корпоративного долга российских банков и корпораций – свыше 130 млрд. долларов. И остро стоит вопрос, где брать деньги на его обслуживание или досрочное погашение.

– Проблема деофшоризации – палка о двух концах, – уверен декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – С одной стороны, подписание конвенции ОЭСР принципиально важно, поскольку дает российским налоговикам информацию об «уклонистах». С другой, мы тем самым передаем в руки нашего потенциального противника – США – информацию о российском бизнесе и его действиях, не всегда легальных, за пределами РФ. Это, на мой взгляд, достаточно опасно.

Именно США начали кампанию по деофшоризации по всему миру, направленную на обеспечение прозрачности финансовых потоков. И начали потому, что такая прозрачность на руку, прежде всего, Вашингтону.

Да, конечно, бороться с офшорами необходимо, особенно в условиях противостояния с Западом, чтобы пресекать утечки капитала за рубеж. Но эта борьба требует сбалансированной линии, чтобы, как принято говорить, вместе с водой не выплеснуть и ребенка…

Фото: Вячеслав Прокофьев/ ТАСС

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula