Д.Халтурина: «Четыре иностранные табачные компании контролируют 92% нашего рынка»

СобытияЭкономика

Но государство не спешит повышать акцизы, что дало бы немалые средства в бюджет

Аналитики прогнозируют рост цен на сигареты после 1 января 2015 года. Это связывают с политикой государства, направленной на повышение акцизов.

Помимо экономического эффекта в этом вопросе есть и элемент борьбы за здоровый образ жизни.

Вместе с тем возникает вопрос: насколько повышение цен способствует отказу граждан от потребления табака?

На этот вопрос порталу KM.RU отвечает сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина.

Повышение акцизов на табак и цен на сигареты – самая эффективная мера

– Акцизы на сигареты в России значительно ниже, чем в некоторых странах с сопоставимыми доходами, такими, как Болгария, Румыния, Турция. Акцизы в этих странах близки к уровню, рекомендованному Всемирной организацией здравоохранения – 70% в структуре цены пачки, в то время как в России – только 40%.

В результате эти страны наполняют свои бюджеты, а у нас табачные компании сами повышают цены на сигареты, чтобы получать сверхприбыли, раз государство не хочет брать то, что курильщик способен заплатить.

Повышение акцизов на табак и цен на сигареты – самая эффективная мера по борьбе с потреблением табака среди детей и взрослых. По данным Всемирного банка, повышение цены сигарет за счет акцизов на 10%, приводит к снижению потребления сигарет на 4-6%.

Например, в Турции, где табачные акцизы систематически повышаются в последние годы, потребление сигарет на душу населения снизилось на 25,9% (почти на 20 млрд шт.) в период с 2001 по 2011 год. Стоимость пачки сигарет при этом выросла с 2005 по 2011 год на 195%, а доходы бюджета от табачных акцизов возросли на 124%. За эти годы стоимость пачки сигарет эконом-класса утроилась, дорогие бренды подорожали на 128%. На фоне роста дохода бюджетов от табачных акцизов доля курящего населения старше 15 лет снизилась с 33,4% в 2006 году до 27,1% в 2012.

Показателен также опыт Польши где после гармонизации уровня акцизов с минимальным уровнем ЕС, спрос на табак упал в 2008 году на 10%, а в первом квартале 2009 года ещё на 15% по сравнению с 2008 годом. Потребляя в 5 раз меньше сигарет, чем Россия (80 млрд. сигарет в год против 400 млрд.), Польша в 2008 году собрала в 2 раза больше средств с акцизов на табак (3,9 млрд. долл. против ~2 млрд. долл. в РФ).

В России повышение акцизов на сигареты принесло бы в бюджет около 500 млрд рублей

Наконец, повышение акцизов позволяет государствам выделять дополнительные средства на социальные нужды. Например, в России повышение акцизов на сигареты до уровня Турции, Румынии и Болгарии принесло бы в бюджет около 500 млрд. рублей дополнительных доходов в год. Деньги не берутся из воздуха, и в России получается парадоксальная ситуация – низкие акцизы на табак и при этом недофинансировано здравоохранение, онкобольные часто оплачивают дорогие препараты, продавая квартиры.

Что касается проблемы контрабанды, о чем нередко говорят противники роста акцизов на табак, то на это есть ряд контраргументов. Высокая концентрация производства и оптовой торговли сигарет в России (на долю четырех иностранных табачных компаний приходятся более 92% российского рынка), низкий объем импорта, а также доминирование в оптовой торговле всего нескольких компаний создают все предпосылки для недопущения роста контрабанды сигарет.

Кроме того, практически все страны, с которыми граничит РФ, уже сейчас имеют более высокие цены на сигареты (включая Китай, страны ЕС, Турцию, Украину) и более низкие мощности по производству сигарет, неспособные наполнить российский рынок контрабандой.

Международный опыт показывает, что объём нелегальной продажи сигарет не находится в прямой связи с ценой на сигареты (в Германии 3-4% сигарет на рынке имеют нелегальное происхождение, а уровень акциза составляет более 3 евро за пачку), и в большей степени зависит от уровня вложений в таможенную и пограничную службы.

Источник