Экспортеров заставят выйти из офшоров за господдержкой

СобытияЭкономика

В ходе аудита Счетная палата заподозрила получателей господдержки в выводе прибыли в офшорные юрисдикции

Как выяснили «Известия», Счетная палата РФ предложила ввести ограничение на предоставление госгарантий российским экспортерам, собственники которых зарегистрированы в офшорах. Позиция аудиторов представлена в письмах, направленных в Министерство финансов, Совет Федерации и Госдуму.

В них Счетная палата предложила рассмотреть возможность внесения изменений в правила господдержки отечественного экспорта промышленной продукции. Речь идет о введении дополнительного условия для предоставления в этих целях госгарантий в иностранной валюте по кредитам, которые выданы российским экспортерам. В качестве ограничения предлагается установить наличие в составе собственников таких предприятий лиц, которые зарегистрированы в офшорных зонах.

Банком-агентом по предоставлению госгарантий с целью поддержки экспорта промышленной продукции определен государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк). Госгарантии — ежегодно на общую сумму в сотни миллионов долларов — предоставляются российским экспортерам, а также российским и иностранным банкам, кредитующим российских экспортеров. В Росэксимбанке не смогли оперативно ответить на запрос «Известий».

Сейчас экспортные госгарантии по кредитам (по постановлению правительства № 803 от 1. 11. 2008) предоставляются при соблюдении трех условий. Это: отсутствие у получателя кредита просроченной задолженности и возбужденных в отношении него дел о банкротстве, а также удовлетворительное финансовое состояние. К решению включить в этот перечень еще одно условие аудиторы пришли в ходе анализа действующего механизма господдержки экспорта промышленной продукции. В отчете Счетной палаты по итогам проверок говорится, что «при осуществлении деятельности организациями, собственники которых зарегистрированы в офшорных зонах, существует вероятность проведения операций, которые приводят к выведению прибыли и выручки в офшорные зоны».

В качестве примера аудиторы приводят Осташковский кожевенный завод, которому в 2011 году предоставлена государственная гарантийная поддержка (на сумму $40 млн).
На тот момент контрольный пакет акций завода принадлежал офшорной компании Global Renaissance AG (Switzerland) Ltd (зарегистрирована в Белизе, Центральная Америка). В последствии аффилированные с заводом структуры, продававшие его продукцию, не выплатили предприятию 6,3 млрд рублей. В результате у завода образовалась задолженность по процентам за кредит. В сентябре 2014 года решением Арбитражного суда Тверской области Осташковский кожевенный завод признан банкротом. При этом руководством завода принято решение передать все имущество, находящееся на балансе завода на условиях лизинга (в долгосрочной аренде), в субаренду компании «Колорин продукт».

Таким образом, Осташковский кожевенный завод де-юре прекратил свою работу, но все его производственные мощности, здания, сооружения и персонал осуществляют полноценную производственную деятельность под руководством и в составе ЗАО «Колорин продукт». Владельцем контрольного пакета акций этой компании является офшорный Floresan S.a.r.l (Люксембург), продолжает Счетная палата. Банкротство завода привело к наступлению гарантийного случая и теперь неуплаченные проценты за пользование кредитом должны быть возмещены за счет федерального бюджета.

Аналогичная ситуация, отмечают в Счетной палате, сложилась в отношении ЗАО «Вагонмаш», также получившим господдержку в 2012 году (на сумму €3,96 млн). Бенефициаром «Вагонмаша» являлась офшорная компания D & R Industry Limited (Кипр). В декабре 2013-го старейшее вагоностроительное предприятие признано банкротом на основании решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В связи с этим, подчеркивают аудиторы, существует риск наступления гарантийного случая и, как следствие, необходимости выплаты средств из федерального бюджета. Более того, в числе компаний, которым задолжал вагоностроительный завод, значатся более ста организаций, в том числе «Петербурский метрополитен», «Водоканал Санкт-Петербурга», УФНС России по Санкт- Петербургу, Сбербанк России и др.

Партнер компании «Деловой фарватер» Роман Терехин указал, что, по примерным оценкам, только в связи с деятельностью российских экспортеров в офшоры уходит более $100–110 млрд в год. Именно поэтому, по словам эксперта, в стране идет активная борьба с офшорами и низконалоговыми юрисдикциями. С этой целью правительство работает над деофшоризацией экономики, в частности предлагается снизить налоговую нагрузку и убрать существенную часть административных барьеров для тех, кто перерегистрируется из офшоров в Россию.

— С точки зрения успешного проведения деофшоризации предложения Счетной палаты вполне рациональны. Реализация предлагаемых мер позволит снять существенную нагрузку с федерального бюджета. Это особенно актуально в текущей ситуации, когда из-за проблем в российской экономике могут участиться случаи, когда государству придется выполнять свои предоставленные гарантии по кредитам российских экспортеров, — указал Терехин.

К тому же, добавляет руководитель консалтинговой фирмы «Нексиа Пачоли» Светлана Романова, достаточно сложно представить ситуацию, когда бюджет США или ФРГ предоставляет госгарантии предприятиям, собственниками которых являются не граждане США и Германии, а, например, России. В то же время, как считает партнер адвокатского бюро Herbert Smith Freehills Ольга Давыдава, установление жесткого требования об отсутствии иностранных компаний в структуре собственности акционерного капитала российских экспортеров может необоснованно сузить круг потенциальных получателей господдержки. По ее словам, с точки зрения целей господдержки экспорта ключевое значение имеет страна-производитель товара, а не структура собственности экспортера.

— Конечно, могут складываться обстоятельства, при которых недобросовестные лица будут предпринимать попытки использовать полученные гарантии для достижения своих, возможно противоправных целей, — указал гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. — Но подобные случаи не должны становиться поводом для сокращения поддержки экспортеров. Возможные противоправные действия экономических субъектов относятся к компетенции правоохранительных органов. Молоток и кухонный нож могут быть использованы и для преступных целей, но ведь это не означает, что их продажу необходимо запрещать.

В 2013 году объем оказанной государством гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции составил $224,7 млн, в 2012-м — более $468 млн. Согласно материалам Счетной палаты, в 2014 году, в частности, на получение госгарантий (на сумму до $600 млн) претендовала компания «Гражданские самолеты Сухого» по кредитам, привлеченным на финансирование программы Sukhoi Superjet 100. На текущий момент швейцарской World’s Wing SA, входящая в итальянский машиностроительный концерн концерн Finmeccanica, принадлежит около 5,5% акций ГСС. Ранее госгарантии предоставлены по заимствованиям ОАО «Нововятский лыжный комбинат» для финансирования поставок на экспорт ориентированно-стружечных плит — на сумму $7,2 млн. ОАО принадлежит немецкому производителю смазочных материалов Sudheimer Car Technik-Vertriebs GmbH.

Источник