Распил угля

СобытияЭкономика

Частные собственники довели шахты до затопления, а горняков до нищеты

Похоже, что времена, когда шахтёры стучали касками перед Белым домом, могут вернуться. В Ростовской области работу прекратили сразу четыре шахты. Зарплату горняки не получают уже с весны. Для того чтобы привлечь внимание к своим бедам, доведённые до отчаяния шахтёры Восточного Донбасса намерены перекрыть федеральную трассу М-4 «Дон».

Если в 90-е годы причиной шахтёрских бед выступало в основном государство, то на этот раз винить приходится нерадивых собственников. На Дону под вопросом оказалось функционирование сразу четырёх шахт – «Ростовской», «Гуковской», «Замчаловской» и «Алмазной». А в городе Лучегорске Приморского края на днях на митинг против планирующихся сокращений вышли сотрудники градообразующего предприятия АО «Лучегорский угольный разрез». В обоих случаях в причинах своего бедственного положения работники обвиняют владельцев предприятий.

«Эффективный» собственник

Ситуацией в Ростовской области несколько недель назад даже заинтересовалась прокуратура. «По материалам прокурорской проверки следственным органом в отношении руководителей ОАО УК «Алмазная» и ОАО «Замчаловский антрацит» возбуждены и расследуются уголовные дела. …Установлены факты невыплаты заработной платы свыше двух месяцев работникам Гуковского филиала ООО «Кингкоул» учредителем указанных организаций, а также злоупотребления им своими полномочиями», – говорится в сообщении прокуратуры.

Поясним: четыре ростовские шахты – «Ростовская», «Гуковская», «Замчаловская» и «Алмазная» входят в группу компаний «Кингкоул», собственником которой является некий г-н Владимир Пожидаев. В марте этого года работникам всех четырёх шахт перестали выплачивать зарплату. «Мы уже не раз говорили, что в формировании задолженности прежде всего сыграло роль повышение тарифов, плюс реестр наших должников немного вырос», – рассказал «Нашей Версии» сотрудник пресс-службы ростовского подразделения ООО «Кингкоул» Михаил Сибилев.

Впрочем, в прокуратуре придерживаются несколько иной версии. Как отмечается в официальном сообщении ведомства, гендиректор компании «Кингкоул» Владимир Пожидаев при расчёте с контрагентами перечислял средства «на счета третьих лиц на основании распорядительных писем (заявок), подписанных директорами подконтрольных ему предприятий, в связи с чем за 2013–2015 годы на предприятии образовалась дебиторская и кредиторская задолженность по отношению друг к другу, а также к ООО «Кингкоул» в общей сумме более 1 млрд рублей». Бедственное финансовое положение в результате автоматически привело к задержке зарплаты. Более того, как выяснилось в ходе прокурорских проверок, сам Пожидаев при этом особо не бедствовал, а, «действуя из корыстных побуждений, систематически под видом займа переводил на свой банковский счёт денежные средства, поступающие в ООО «Кингкоул», для использования в личных целях».

Задолженность на миллиарды

В результате общая сумма задолженности перед сотрудниками четырёх шахт, принадлежащих ООО «Кингкоул», составила порядка 130 млн рублей. Как отмечают в прокуратуре, предприятие должно 2130 работникам более чем за пять месяцев.

Впрочем, на поверку оказывается, что задолженность по зарплате – это ещё полбеды. Неработающие шахты оказались фактически брошены. «Такое варварство не происходило ни в XIX веке, ни тем более в СССР, там за такое вообще была расстрельная статья! – возмущается председатель Гуковского профсоюза работников угольной промышленности Александр Лозыченко. – Сегодня в них (шахтах. – Ред.) не откачивается вода и происходит затопление. Шахта – опасное производство, а его ликвидация – длительная и дорогая процедура, для которой необходимы проект и техническое обоснование».

Впрочем, как пояснили «Нашей Версии» в самом «Кингкоуле», шахта «Алмазная» на сегодняшний день продолжает работу. Что же до остальных шахт, то они, по уверениям Михаила Сибилева, находятся «в режиме жизнеобеспечения».

По неофициальной информации, вероятно причиной столь бедственного положения «Кингкоула» стали менеджерские просчёты Владимира Пожидаева, который вроде бы сегодня в срочном порядке пытается найти инвесторов. Однако, учитывая, что за невыплату зарплаты против него заведено уголовное дело, найти инвесторов ему, видимо, будет не так-то просто.

«Каждый день люди мне звонят и спрашивают, как им жить: ни детей в школу собрать, ни родить, ни крестить, ни похоронить. Люди порывались перекрыть трассу М-4 «Дон» – мы их еле отговорили, – поясняет Александр Лозыченко. – Ещё одна проблема – люди написали заявления и находятся в бессрочном отпуске, но работодатель за это время им тоже не начисляет зарплату, даже ведомости пустые. Сколько таких, сказать никто не сможет».

«В целях материальной поддержки работников предприятий ООО «Кингкоул» администрацией города Гукова и Центром занятости населения планируется организация общественных оплачиваемых работ на предприятиях города Гукова», – говорится в официальном сообщении горадминистрации. Правда, на общественные работы требуется всего 100 человек.

Тем временем

Проблемы в шахтёрской отрасли отмечаются и на другом конце страны.

Потерять работу в будущем году могут сотрудники АО «Лучегорский угольный разрез» (ЛУР), являющегося градообразующим предприятием города Лучегорска Приморского края. По информации профсоюзов, на 2016 год на ЛУРе запланированы масштабные сокращения. Причины непростого положения на ЛУРе чем-то похожи на то, что происходит на шахтах Ростовской области. Неумелые собственники, видимо, не сумели грамотно наладить бизнес. С сентября этого года ЛУР вышел из состава АО «Дальневосточная генерирующая компания» (ДГК), и теперь предприятию придётся искать инвесторов. Впрочем, сделать это будет непросто. Последние 10 лет объём добычи на разрезе продолжает снижаться. «За восемь месяцев этого года добыто лишь около 1,8 млн тонн. Техническое и материальное положение на предприятии настолько сложное, что в будущем горнякам будет сложно добыть и поставить на Приморскую ГРЭС даже нынешний объём угля», – отмечает председатель первичной профсоюзной организации Михаил Шкулипа.

Несколько дней назад состоялась протестная акция работников предприятия, по итогам которой была принята резолюция. Среди главных требований – не допустить сокращения штата, урезания зарплат и социальных льгот на градообразующем предприятии. Свою просьбу о помощи горняки направили президенту Владимиру Путину, дальневосточному полпреду Юрию Трутневу, губернатору Приморья Владимиру Миклушевскому, а также главам Минэнерго и ОАО «Росуголь».

Источник