Разведанных запасов нефти, газа, руды в России осталось на 9 лет

СобытияЭкономика

Отечественная геология не в состоянии разведать новые месторождения

В минувшее воскресенье, 3 апреля, геологоразведчики отмечали пятидесятилетие со дня, когда был установлен профессиональный праздник — День геолога. Отечественным исследователям земных недр есть чем гордиться: разведанная и оценённая минерально-сырьевая база до сих пор позволяет отечественной экономике развиваться, а экспорт углеводородов, руд, угля кормит, без преувеличения, всю страну, наполняя на 40 процентов минимум валовый внутренний продукт.

Однако бессистемное потребление невозобновляемых природных ресурсов, как следствие того, что с приватизацией и развитием примитивных рыночных отношений земные недра стали использовать в частных, а не в общественных интересах, привело к крайне неприятным результатам. Разведанные месторождения с подтверждёнными запасами полезных ископаемых стали иссякать, а заменить их трудно. Геология и как фундаментальная наука, и как мощная и жизненно важная отрасль экономики в последние 25 лет, мягко говоря, не совершенствовалась, а её организационная структура и уникальная научно-исследовательская база были фактически разгромлены. Что делать, чтобы возродить геологию? Это обсуждали участники «круглого стола» «Парламентской газеты». В разговоре приняли участие первый заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук, вице-президент Росгео Левон Оганесян, первый проректор РГГУ им. С. Орджоникидзе Евгений Кушель, член Президиума Росгео Иосиф Вольфсон.

Посчитали — прослезились

Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской недавно заявил, что запасов нефти осталось на 28 лет, и к 2044 году Россия рискует остаться без чёрного золота. Однако ряд экспертов, включая последнего министра геологии СССР Евгения Козловского, считают эту оценку излишне оптимистичной, называя другой временной ориентир: к 2025 году будут почти полностью исчерпаны разведанные запасы не только нефти, но и газа, свинца, молибдена, никеля, олова…

Что происходило с экономикой последние 25 лет? В результате рыночных реформ, проводимых под управлением и в интересах транснациональных корпораций, практически вся отечественная высокотехнологичная промышленность была либо уничтожена, либо её мощности сократились в десятки раз. Соответственно, сырьевые потоки, которые она перерабатывала, были переориентированы на внешний рынок, определяя место России в сырьевом сегменте международного разделения труда. Сегодня за рубеж вывозится 45 процентов нефти и 35 процентов нефтепродуктов, 33 процента газа, свыше 60 процентов алюминия, никеля, меди, алмазов. А вот разведка и оценка новых месторождений взамен выработанных, как было принято в СССР, не проводились: частные добывающие компании, эксплуатирующие недра, действовали в своих узкокорыстных интересах, предпочитая вырабатывать разведанные советскими геологами запасы: мировые инвестиционные потоки в Россию практически не попадали. За рубежом в новые горнорудные проекты, к примеру, только по добыче меди, золота, свинца и цинка вложено около 7 миллиардов долларов, в России — не более 20 миллионов! Прирост запасов в течение десятков лет не компенсирует уровень добычи почти всех полезных ископаемых. Вместо того чтобы развивать собственное реальное производство на основе отечественного сырья, Россия обеспечивает природными ресурсами западную промышленность, создавая новые рабочие места, в том числе и в государствах-геополитических конкурентах. И неудивительно, что вследствие схлопывания минерально-сырьёвой базы добыча полезных ископаемых и углеводородов сократилась на 17 процентов по газу и до 60 процентов по фосфоритам!

Недра не принадлежат народу

Что же делать? Ведь такая ситуация практически лишает нашу экономику перспективы перейти в следующий цивилизационный цикл, обновившись до инновационного высокопроизводительного уровня на основе информационных и биотехнологий. Конечно, если всё же правительственные декларации о необходимости такого обновления станут воплощаться в жизнь, для подобного прорыва просто не будет «топлива» в виде сырья и энергоресурсов, считает Левон Оганесян.

А как же статистика, согласно которой Россия располагает 13 процентами мировых запасов нефти, 32 — газа, от 10 до 36 процентов различных руд, и в целом валовая ценность разведанных и предварительно оценённых запасов составляет около 30 триллионов долларов США? Статистика правильная, хотя и неполная — не учтены достоверно природные богатства Арктики. Только есть одна тонкость в методологии оценки — между «предварительно оценёнными» и «разведанными и подтверждёнными» — дистанция огромного размера, преодолеть которую возможно лишь с помощью централизованной государственной геологоразведочной службы. Таковой в России нет. А есть некая аналитическо-информационная структура в системе Минприроды без особых прав, обязанностей и финансирования. Государство практически полностью устранилось от создания поискового задела, который является научной основой, чтобы наращивать и оценивать разведочные запасы, как подчеркнул Иван Никитчук. Между тем во всех развитых экономиках не полагаются на рынок, который якобы автоматически разрешит подобные проблемы.

Государственное участие в финансировании программ поисковых и геологоразведочных работ с целью определить минерально-сырьевую базу составляет от 50 процентов в США до 80 процентов в Японии. Тем более актуально и востребовано участие государства в России с её громадными запасами природных ископаемых и искусственно навязанной роли сырьевого придатка зарубежных экономик. Да, из российской Конституции исчезло упоминание о том, что недра принадлежат народу, взамен этого утверждается равенство всех форм собственности на природные богатства. Но это не снимает ответственности с государства за поиск и подсчёт этих самых богатств, ведь речь идёт о материальной основе для будущего страны, а это гораздо важнее, чем, к примеру, «поддержка ликвидности банков», на которую только в прошлом году потратили один триллион рублей. Возрождение и развитие геологической отрасли требует гораздо меньше инвестиций — около 150 миллиардов рублей в год, около двух миллиардов долларов или два процента от средств, которыми через американские облигации Центробанк кредитует экономику США.

Но не только деньги необходимы, чтобы сформировать минерально-сырьевой «плацдарм» для прорыва в XXII век. Качество планирования и управления экономическими процессами Минэкономразвития и Минфином хорошо известны: триллионы долларов расходуются неэффективно и без должной отдачи, а зачастую просто омертвляются в долгостроях. Потому необходим отдельный независимый орган руководства геологией с финансированием из федерального казначейства, чтобы миновать коммерческие банки с их склонностью к нецелевому использованию бюджетных средств. С учётом важности задач этот орган, подобно силовым ведомствам, должен подчиняться напрямую Президенту РФ, а его деятельность регулироваться «Законом о недрах», новую редакцию которого по каким-то непонятным причинам никак не может принять Федеральное Собрание, хотя ещё в 2001 году Совет Безопасности России принял концепцию «О сырьевой безопасности России в XXI веке». Понятно, что ситуация правовой неопределённости и организационной слабости в геологии выгодна прежде всего 500 транснациональным корпорациям, которые контролируют 75 процентов торговли сырьевыми ресурсами и 80 процентов — новейшими технологиями. Лоббистские возможности этих ТНК громадны. Но может, всё-таки надо помнить и о национальных суверенных интересах?

Источник