УАЗ «Патриот»: клубок противоречий

СобытияЭкономика

Легендарному внедорожнику прибавили электроники, но убавили проходимости

«Патриот» превратился в паркетник? Нет, это громко сказано. Но УАЗ в самом деле лишил автомобиль одного из главных его достоинств: бескомпромиссной геометрической проходимости.

Благими намерениями

Конструкция с двумя топливными баками и парой горловин по обоим бортам ведет родословную от УАЗ-469 — еще с 1972 года. И, по понятным причинам, время от времени подвергается критике. Желание УАЗа сделать топливный бак единым можно только приветствовать. Тем более, что суммарный объем уменьшился ненамного, и составляет около 70 литров. Зато пополнять эти литры можно одним заходом.

Но конструкция «Патриота», вышедшего на рынок в 2005 году, не предусматривала подобных вольностей, поэтому бак разместили в просвете рамы. А чтобы обеспечить нужный объем, его пришлось сделать достаточно большим, в результате чего он стал нижней точкой в пределах базы автомобиля, уменьшив расстояние до земли примерно на 15 см!

Является ли это проблемой — покажет опыт. УАЗ настаивает, что многослойный бак не боится «адекватных» контактов с грунтом, а радикально проблему решает дополнительная защита. «Уазофилы» в свою очередь сетуют, что защита не добавляет дорожного просвета, поэтому угол рампы (один из показателей геометрической проходимости) все равно упал.

Электронные бонусы

Впрочем, висящий бак — это, пожалуй, единственная плохая новость, потому что в остальном обновления весьма полезны.

Наконец-то появилась система стабилизации, правда, лишь в топовой и предтоповой комплектациях (от 989 тысяч). Кто-то скажет, что этакому бродяге лишняя электроника ни к чему, однако «Патриот» в силу довольно архаичного шасси имеет склонность к заносам в критической ситуации, и ESP (Bosch 9) здесь очень кстати.

Кроме того, идущую в комплекте противобуксовочную систему обучили прикусывать скользящее колесо, что позволяет штурмовать неоднородные покрытия и справляться с диагональным вывешиванием — раньше УАЗ выручали разве что длинные ходы подвесок да межколесные дифференциалы, установленные владельцем. К слову, теперь «Патриот» можно оснастить заводской блокировкой заднего дифференциала Eaton ELocker, стоимость которой — 29 тысяч рублей.

АБС, которую включили в базовую комплектацию, тоже непростая. Она умеет справляться с дотормаживанием в повороте, а также имеет внедорожный режим, позволяющий эффективнее тормозить на рыхлом грунте. В этом случае электроника допускает незначительную блокировку колес.

Камера заднего вида получила динамическую разметку, впервые появился круиз-контроль, а задний парктроник дополнен передним. Забавно, что по оснащенности старина-«Патриот» в самом деле способен конкурировать с импортными аналогами: сенсорный экран, подогрев сидений обоих рядов, руля и лобового стекла, светодиодные дневные ходовые огни, предпусковой подогреватель — все это есть в списке оборудования.

Интерьерная революция

Если внешность «Патриота» после обновления изменилась для галочки (ячеистая решетка да более крупная эмблема), то интерьер совершенно иной.

Его нарочитый минимализм оставляет смешанные чувства, потому что визуально не выглядит более привлекательным и современным, чем прежний. Другое дело, что основной акцент был не столько на дизайн, сколько на удобство использования. Логичнее стало управление климатом, меньше бликует расположенный выше экран, удобнее подрулевые переключатели. Отделочные материалы, правда, особенного восторга не вызывают, а симпатичный на вид рычаг коробки передач весьма груб на ощупь. По-прежнему заедают дверные ручки, смехотворно мал бардачок.

Но эргономика стала лучше. Руль регулируется по вылету, кнопки управления магнитолой и круиз-контролем расположены на его спицах, а кожаное сиденье (тоже новое) имеет регулировку поясничного подпора.

Из значимых опций появился также климат-контроль, поэтому «Патриот» теперь можно купить в трех вариантах: без кондиционера, с оным и с «климатом».

Серьезная работа проведена в области шумо- и виброизоляции: увеличено как количество поглощающих матов, так и материал.

Наконец, впервые у «Патриота» появились фронтальные подушки безопасности, а чтобы обеспечить эффективность их работы, усилен как сам кузов, так и места его крепления к раме.

Классик или старик?

За эволюцией «Патриота» интересно наблюдать: шутка ли, с 2005 года это обновление — уже девятое по счету! При этом базовая архитектура остается неизменной: рама, мосты, бензиновый мотор объемом 2,7 л (форсированный сейчас до 135 л.с.), механическая пятиступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздатка, жестко подключаемый полный привод. После обновления из линейки моторов ушел дизель, в остальном — это все тот же знакомый нам «Патриот».

Первый кроссовер УАЗа находится еще в зачаточном состоянии, а рынок между тем все равнодушнее к настоящим внедорожникам: люди уже не хотят чистой проходимости, они хотят как минимум сочетания проходимости, комфорта, управляемости, безопасности…

Компании ничего не остается, как облагораживать существующую модель. Поэтому УАЗ постепенно уходит от позиционирования «Патриота», как хардового внедорожника в пользу концепции универсального автомобиля: и продукты привезти, и на море съездить.

Отсюда весь букет инноваций, связанных с безопасностью и комфортом. Старый фундамент все равно накладывает естественные ограничения, но, по крайней мере, УАЗ стремится выжать из этого фундамента максимум.

И, к слову, у него неплохо получается. Продажи «Патриота» стабильны на фоне падающего рынка, хотя и ему приходится несладко: по неофициальной информации, импортные компоненты формируют до половины себестоимости. А отсюда — влияние на цену курсов валют.

Цена после обновления составила 809 тысяч за версию без кондиционера, и 909 тысяч с оным. Повышение составило в среднем 30−40 тысяч рублей, и в целом пропорционально улучшению базовой комплектации (АБС, подушки и т. д.). Тем не менее, саркастическая присказка «скоро уазик будет стоит миллион» стала реальностью: топовая версия с ESP и кожаным салоном — 1,03 млн рублей.

Впрочем, прямых конкурентов на первичном рынке у него как не было, так и нет. Поэтому даже с низким баком и ценой свыше 800 тысяч «Патриот» возбуждает интерес.

Источник