23062017Fri

Back События Экономика О чем умолчал Дмитрий Медведев?

О чем умолчал Дмитрий Медведев?

  • PDF
03

Известный экономист анализирует отчет Дмитрия Медведева в Госдуме о работе Правительства РФ

Вчера председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отчитывался в Государственной Думе о работе Правительства в 2016 году. С интересом слушал доклад премьер-министра.

Кочечно, отчёт был составлен таким образом, чтобы в первую очередь обратить внимание на достижения и несколько сгладить или умолчать о неудачах, о том, где Правительство оказалось неспособным улучшить ситуацию.

Много можно говорить о регулировании экономической деятельности и деловой среде, о финансовой и жилищной политике, о развитии промышленности и региональной сфере, но я бы хотел остановиться на социальной сфере, еще более конкретно - на том, о чем председатель Правительства в своём докладе практически умолчал – о доходах населения.

Если вы внимательно прочтёте текст выступления Дмитрия Медведева, то обратите внимание на то, что, собственно говоря, доходам населения уделено всего четыре-пять абзацев, в основном касающихся констатации факта о невысоких зарплатах в стране, повышении МРОТ до 7 500 рублей и о повышении зарплат региональным бюджетникам в образовании и здравоохранении в соответствии с майскими Указами Президента 2012 года.

В инфографике к докладу вообще нет упоминания про доходы граждан, а в некоторых важных фактах, на которые обращает внимание Правительство, говорится помимо упомянутого про рост средней номинальной зарплаты на 7,7% и о реализации федерального закона от 3 июля 2016 года №347-ФЗ, который ограничивает необоснованно высокую дифференциацию зарплат в государственных и муниципальных учреждениях.

Почему так мало информации про доходы граждан в 2016 году? Так гордиться-то нечем. Сразу начну с конца, просто не могу промолчать. Необоснованная дифференциация зарплат в государственных и муниципальных учреждениях. Тема, конечно, интересная, действительно, это просто неприлично, когда руководитель государственного учреждения, его замы получают зарплату в десятки раз выше средней зарплаты обычного работника в этом же учреждении.

Но посмотрим на официальные данные Росстата за 2016 год, в частности, на зарплаты федеральных государственных гражданских служащих и региональных госслужащих. Особенно в сравнении с зарплатой в отраслях, которые соответствующие ведомства курируют.

Зарплата по отрасли «Образование» составляет 27 327 рублей в месяц по итогам 2016 года. Средняя зарплата по стране – 35 757 рублей. Средняя зарплата в Министерстве образования и науки – 74 267 рублей, в 2,7 раза выше.

Зарплата по отрасли «Здравоохранение» (20 202 рубля в месяц) на 18,3% ниже средней зарплаты в целом по России и в 3,25 раза ниже зарплаты в Министерстве здравоохранения (94 802 рубля). 

Средние зарплаты в аппарате Правительства и Минфине одни из самых высоких не только в коммерческом секторе, но и в секторе федеральных органов государственной власти. Зарплата в аппарате Правительства РФ превышает среднюю зарплату по стране в 5,3 раза (190 113 рублей против 35 757 рублей), а средняя зарплата в Минфине - в 3,1 раза (108 975 рублей против 35 757 рублей).

Всего 3% от общей численности федеральных гражданских служащих получают зарплату менее 55 тысяч рублей в месяц. Зарплату от 55,1 тысячи рублей до 65 тысяч рублей получает 12,3% от всех федеральных госслужащих. Оставшиеся 84,7% госслужащих на федеральном уровне получают зарплату свыше 65,1 тысячи рублей в месяц.

Сравните: всего 10,5% от общей численности населения страны имеют зарплату выше 65 тысяч рублей.

Сытый голодного никогда не поймёт. Поэтому рассуждения о том, как хорошо, что в 2016 году минимальный размер оплаты труда был поднят аж до 7 500 рублей, выглядят просто странными. Конечно, хорошо, что МРОТ увеличили, только его нужно увеличивать не на 1 300 рублей за год, а как минимум до уровня прожиточного минимума, который за 2016 год составляет 10 641 рубль.

Всё это говорит о том, что по итогам 2016 года в стране обострилась проблема бедности работающего населения. Что само по себе нонсенс: работающий человек является по сути нищим. Уровень бедности даже увеличился по сравнению с 2015 годом, несмотря на рост прожиточного минимума.

Денежные доходы населения в 2016 году увеличились всего на 300 рублей по сравнению с 2015 годом. Реальные располагаемые доходы за последние два года уменьшились почти на 9%. А расходы на конечное потребление увеличились на 9,2%. То есть совокупно за 2 года мы стали беднее на 18% (доходы уменьшились, расходы увеличились, оставшаяся в распоряжении сумма дохода уменьшилась на 18%).

Государство вместо того чтобы использовать сложные инструменты налогового выравнивания, идет по пути увеличения социального трансферта из бюджета. Либо по пути увеличения налоговой нагрузки на средний класс и на бедных.

Чего только стоит одно из последних предложений Правительства, которое коснется всех граждан – это повышение плоской ставки НДФЛ с 13% до 15%. Такое ощущение, что нас всех морально готовят к увеличению налоговой нагрузки. По сути, увеличение НДФЛ приведет к дальнейшему обнищанию наиболее бедных слоёв населения и работников, получающих минимальную зарплату. Это приведет к снижению уровня жизни 90% экономически активного населения.

Напомню, что величина среднедушевых доходов 90% экономически активного населения не превышает 60 000 рублей в месяц, а с доходами до 45 000 рублей в месяц – 81,5% людей.

Адекватной реакцией на повышение НДФЛ может стать уход в тень подавляющего большинства граждан, получающих белую зарплату, так как планируется повышение плоской шкалы НДФЛ до 15% для всех – граждане вынуждены будут сами стать инициаторами «конвертных зарплат». У семей, которые еле-еле сводят концы с концами, да даже у семей, которые считают себя средним классом, только-только начинавшим зарождаться, повышение НДФЛ, отсутствие роста зарплаты и реальных доходов, рост цен на товары и услуги ввиду роста косвенных налогов и акцизов, идеи Правительства о повышении налогов вызывают как минимум крайнее удивление.

Не должно быть в нашей стране такого, чтобы потребительские расходы 20% наиболее обеспеченного населения в 7 раз превышали уровень таких расходов 20% наименее обеспеченного населения, а расходы на непродовольственные товары – в 14 раз.

Не должно быть такого, чтобы только у 10% населения существовали сбережения в принципе. Остальным 90% гражданам в настоящее время сберегать просто нечего. 

Два месяца мы совместно с коллегами готовили большой доклад, который назвали «Социальные итоги года», характеризующий социальное положение граждан. Опираясь на официальные данные Росстата, чтобы избежать обвинения в манипуляциях фактами и цифрами, мы проанализировали весь спектр проблем, с которыми сталкиваются граждане, и привели ряд мер, реализация которых позволит каждому из нас стать чуточку богаче.

Источник