Валентин Катасонов: Нам необходимо восстанавливать самодостаточную экономику

СобытияЭкономика

Единственный и правильный ответ на нынешнее беснование со стороны Запада заключается в национализации предприятий металлургической отрасли, да и флагманов экономики в целом …

Россия может пересмотреть сотрудничество с США из-за введенных санкций. Об этом в среду, 11 апреля, заявил премьер Дмитрий Медведев, отчитываясь перед Госдумой РФ о деятельности правительства, пишет портал «Свободная пресса».
«Мы должны будем взвесить все аспекты нашего сотрудничества», — сказал председатель правительства.
Он уточнил, что решение об этом принимает президент, но кабмину надо будет это решение реализовывать. По словам премьера, Россию пытаются взять в торговое «кольцо», и не отвечать на такие меры Москва не может. При этом Медведев подчеркнул, что на российском рынке присутствует много продуктов, произведенных в США.
И возникает вопрос: насколько эффективно мы можем ответить Америке на торговом направлении?
Заметим, РФ и США являются членами ВТО. В теории — по правилам организации — они должны предоставлять друг другу одинаковые условия доступа на рынки.
Когда Медведев говорит о возможном пересмотре отношений в торговле, возможно, имеется в виду, что будут введены исключения из этого режима: ряд товаров из США будет запрещен к ввозу в Россию, а на другие введены заградительные пошлины.
Проблема, однако, в том, что экономическое взаимодействие Москвы и Вашингтона весьма узкое. По данным Статистической службы США, в 2017 году Россия поставила в Америку товаров на $ 17 млрд. — 4,7% всего российского экспорта. Поставки США в РФ потянули на $ 7 млрд. — 0,2% американского экспорта.
Торговый оборот двух стран составил $ 24 млрд. Это в 26 раз меньше, чем торговой оборот США с Китаем, в 3 раза меньше, чем оборот США с Индией, и в 2,7 раза меньше, чем торговля США с Бразилией.
Получается, даже полностью перекрыв американским товарам доступ на российский рынок, мы нанесем Вашингтону лишь символический укол.
Более болезненный вариант ответа — запрет поставок в США титана и ядерного топлива. Российское предприятие «ВСМПО-Ависма» — партнер авиакорпорации Boeing (40−60% титановых деталей для американских лайнеров делается из российского сырья). Причем, российский титан качественный и заменить его американцам будет затруднительно.
Кроме того, Америка нуждается в российском топливе для атомных электростанций: с 2008 года квота в США на уран из России установлена в размере 20% потребностей американских АЭС. Сейчас у Tenex — внешнеторговой компании «Росатома» — заключены контракты на поставку урана в Америку на $ 6,5 млрд. Прекратив поставки урана, мы можем поставить США в чрезвычайно сложное положение.
Наконец, ответ Москвы может быть неторговым. России вполне по силам ввести ограничения в отношении «дочек» американских компаний — 10 апреля о возможности такого сценария заявил глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. Правда, ему возразил глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, назвав такой шаг нецелесообразным. По мнению Кудрина, бизнес приносит в РФ технологии и инвестиции, и трогать его не стоит.
Что стоит за предложением Медведева, чем реально Россия способна ответить Америке?
«Наши попытки ответа на санкции — всего-навсего попытки увернуться от жестких и прямых ударов США, — считает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Между тем, первое, что кабмину действительно необходимо сделать — это привести в порядок свое сознание».
«Я, например, не понимаю, о каком сотрудничестве с Америкой говорит премьер Медведев. Еще 2 августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал радикальный пакет санкций против России, Ирана и Северной Кореи. В этом законе наши страны прямо названы противниками Америки. Фактически, с этого момента мы с США находимся в состоянии холодной войны. Если премьер Медведев воспринимает это как сотрудничество — он, на мой взгляд, не вполне соответствует служебному положению», – отметил экономист.
«Замечу, Россия на протяжении многих столетий находилась в цивилизационном противостоянии с Западом. С точки зрения истории, это выглядит некой константой, и членам правительства было бы полезно это понимать», – продолжил он.
Отвечая на вопрос, как мы можем ответить на действия США, Катасонов заметил: «Пока разговоры идут, в основном, вокруг того, как ответить Западу в сфере внешнеэкономической. Между тем, Россия всегда выстаивала, и даже имела большое влияние в мире, потому что была самодостаточной. И очень странно, обидно и горько, что у нас в правительстве никто не говорит, что РФ нужно восстанавливать свою экономику. Это и есть единственный и правильный ответ на нынешнее беснование со стороны Запада».
«Попытки же ответить американцам точечно — это, я считаю, имитация и самообман. Хотя символические действия не помешали бы. У многих еще в спокойные годы вызывало удивление, почему Россия покрылась сетью забегаловок McDonald’s. Давайте их закроем, давайте вообще наведем порядок в торговле — ряд сетей, которые работают в России, принадлежат американскому капиталу», – продолжил он.
Он также подчеркнул, что корни нынешних поставок российского урана в США — в сделке «Гор-Черномырдин». «С 1993 по 2013 год, Россия, следуя межправительственному соглашению с США, переработала 500 тонн собственного оружейного урана в низкообогащенный уран для американских АЭС, и продала его в Штаты. Российский уран в течение 15 лет обеспечивал производство 10% всей генерированной в США электроэнергии. РФ на этой сделке заработала около $ 12 млрд. Однако по экспертным оценкам, сделанных на основании рассекреченных в 1996 году в США материалов, уран в действительности стоил триллионы долларов. То, что мы продолжаем поставлять уран — просто недопустимо. Особенно — с учетом нынешней ситуации», – подчеркнул эксперт.
По его словам, самодостаточная экономика – это набор всех необходимых отраслей и производств, причем объединенных в единый народнохозяйственный комплекс. «Все это, замечу, было в СССР, но о выстраивании такого комплекса заново в отчете Медведева — ни слова. Вместо этого премьер предлагает компенсировать владельцу “РусАла” Олегу Дерипаске и другим “бедным” олигархам потери, которые они понесли в результате экономических санкций», – добавил Катасонов.
«С моей же точки зрения, правильной реакцией на подобную ситуацию может быть только национализация предприятий металлургической отрасли, да и флагманов экономики в целом. Но, к сожалению, прежде чем национализировать экономику, нужно национализировать власть. А на сегодняшний день, я считаю, наша власть выглядит как колониальная администрация», – продолжил он.
«Нужно поставить барьеры на пути трансграничного движения капитала, и вернуть хотя бы часть уже выведенных из России денег. Напомню, через разные каналы из страны ежегодно утекает не менее $ 100 млрд. Причем, это только те средства, которые фиксируются платежным балансом ЦБ: чистый отток частного капитала, отрицательное сальдо инвестиционных доходов, вложения в золотовалютные резервы. Такие резервы — своего рода “белая” утечка: дескать, не в офшоры деньги уходят, а вкладываются в долговые бумаги США, размещаются на депозитах. Но, с другой стороны, золотовалютные резервы — тоже отрезанный ломоть, который в определенных обстоятельствах мы назад не получим», – добавил экономист.
«По моим оценкам, на сегодня за пределами России сформировались активы на $ 4 трлн. в результате как легального, так и нелегального вывоза капитала из нашей страны. Да, вернуть эти активы крайне проблематично, но частично вернуть все же возможно. На эти деньги и нужно отстраивать экономику России, а не пытаться уколоть США, вводя ограничительные меры во внешней торговле», – заключил Валентин Катасонов.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula