Ольга Китолва: Одолеет ли Путин рецессию?

СобытияЭкономика

О нашумевшем прогнозе банка Morgan Stanley …

Ужесточение санкций США против российских системообразующих госкомпаний спровоцирует спад, в результате которого ВВП страны сожмется на 0,5% в 2018 году, предупредил Morgan Stanley в своем полугодовом прогнозе по странам CEEMEA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка), пишет РБК. Негативный эффект от новых ограничительных мер не сможет нивелировать даже рост цен на нефть до $70 за баррель, уверены аналитики.

«Учитывая более высокую неопределенность в отношении прогноза по санкциям, мы видим более негативный «медвежий» сценарий с сокращением [ВВП] на 0,5% [в годовом выражении] в случае внесения некоторых российских системообразующих ​госкомпаний в список SDN (санкционный список. – РБК)», – говорится в обзоре. Аналитики не уточнили, о каких конкретно компаниях может идти речь.

«Самое сильное отрицательное воздействие на российскую экономику от новых санкций и даже рецессия в диапазоне от -0,2 до -0,5% возможны при санкциях по иранскому сценарию – закрытии внешних рынков для российских экспортных товаров: нефти, нефтепродуктов, сельхозпродукции, металлов и т.д.», – сказал РБК экономист Danske Bank Владимир Миклашевский. Эффект от возможного расширения санкций может быть любым, указывает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой: «Важно, о каких компаниях идет речь, о каком количестве, каков будет сценарий санкций: такие как против «Русала» или такие как были до этого в отношении банков и госкомпаний». Санкции против нефтегазового сектора «сложнее предположить», поскольку это повлечет большое воздействие на глобальные рынки. Однако можно ожидать значимого эффекта при санкциях в отношении металлургических компаний, предприятий секторов транспорта и удобрений, добавляет Полевой.

«Рецессию мы пока исключаем. Мы думаем, что дополнительные санкции будут ограничивать потенциальный рост российской экономики, опуская его ниже 1% и закрепляя отставание от глобальной экономики», – подчеркивает экономист Nordea Bank Татьяна Евдокимова. «Худший» прогноз на будущее – ограничение потенциальных темпов роста за счет неопределенности и низких стимулов к частным инвестициям, добавляет аналитик. Возможные санкции уже сейчас сдерживают иностранные компании от инвестиций в Россию, добавляет Миклашевский. В этих условиях помочь экономике может реализация мегапроектов.

Хотя сценарий расширения санкций у Morgan Stanley не является основным, аналитики стали пессимистичнее и в своем базовом прогнозе по экономике России на 2018 год. Банк ухудшил ожидания по росту ВВП с 2,3 до 1,8%, став третьим инвестбанком, который принял такое решение за неделю, объяснив его американскими санкциями, расширенными в начале апреля. Аналитики ждут, что ограничения негативно скажутся на ожиданиях бизнеса, вызовут сокращение инвестиций в частный сектор и увеличат премию за риск, что взвинтит стоимость кредитов. Прогноз по инвестициям в основной капитал уменьшен с 3,9 до 3,4%.

Прогноз банка Morgan Stanley прокомментировала в интервью «Русской народной линии» известный специалист в области информационных технологий, заведующая кафедрой информатики Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук Ольга Викторовна Китова:

Прогноз банка сбылся бы, если бы Россия осталась пребывать в экономической модели, практиковавшейся в прошлые годы. Но, слава Богу, однополярный мир разрушается на наших глазах. Санкции сильны тогда, когда есть единство западного мира – слаженно работают международные институты, Россия не выходит из ВТО и пребывает в рамках старого однополярного порядка. Нам остается только выйти из экономической международной кабалы, ведь во внешнеполитической сфере Российское государство является успешным игроком, ломающим однополярный мир. Россия должна предпринять усилия по выходу из финансово-экономического глобального мирового порядка – отменить в своей стране вашингтонский консенсус, перестать переводить заработанные деньги в американские долговые обязательства и в офшоры, начать вкладывать деньги в собственную экономику и заниматься реальным массовым импортозамещением. К сожалению, до сих пор мы продолжаем закупать даже простые товары, которые с легкостью можем производить в своей стране.

Академик Сергей Глазьев в своих работах показал, что возможен рост 8-10% в год при реальном импортозамещении. Но для этого необходимы привлечь в нашу экономику огромные деньги, которые сейчас находятся у олигархов в офшорах, а также обеспечить реальным производителям доступ к дешевому кредиту. Если мы отойдем от вашингтонского консенсуса и начнем проводить финансово-экономическую политику в интересах Российского государства, то не только не будет падения, а произойдет колоссальный рост экономики и благосостояния граждан.

К санкциям против России вряд ли присоединится Китай и некоторые другие страны. У нас есть огромные рынки, как собственные, так и рынки юго-восточной Азии, куда мы можем продавать российскую продукцию и игнорировать западные санкции.

В мире нет единого антироссийского фронта. Всех удивила реакция Европы на выход США из иранской ядерной сделки, но ЕС пока продолжает контролироваться Вашингтоном. На уровне отдельных стран европейцы могут выступать с различными заявлениями, однако бюрократия Брюсселя беспрекословно подчиняется глобальному порядку. Европа вынуждена будет подчиниться США, ведь на территории Германии находятся десятки американских военных баз. Конечно, если немцы не присоединятся к антироссийским санкциям, то России будет легче. Во всяком случае, от проекта «Северный поток-2» Германия пока не отказывается, несмотря на сильное давление со стороны США.

Почему идет спад промышленного производства? Не хватает оборотных средств, которые выкачиваются и выводятся из страны при нынешней финансово-экономической политике Центробанка. Российская экономика в целом недофинансируется, несмотря на отдельные успешные примеры проектного финансирования. Надо изменить финансово-экономическую политику. Западные страны, например, делают для своих производителей доступные дешевые кредиты за счет низкой ключевой ставки своих центральных банков. При Советском Союзе была построена оригинальная финаново-экономическая модель, были наличные и безналичные деньги. Наличные деньги использовались для выдачи зарплаты и для покупок людьми товаров народного потребления, а безналичные – для развития промышленности и сельского хозяйства, других отраслей. Используя лучший советский опыт, мы могли бы совершить индустриализацию следующего поколения и вновь выйти на двузначные темпы роста, как в СССР в 1930-ые и послевоенные годы. Западная экономика никогда не демонстрировала таких высоких темпов экономического роста, как Советский Союз. У России есть все резервы для роста – дело только в политической воле.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula