20082017Sun

Back События Образование «Сверхновые» уроки. Что изменит возвращение астрономии в школы

«Сверхновые» уроки. Что изменит возвращение астрономии в школы

  • PDF
104

С этого года в школы начинает возвращаться астрономия, ранее исключённая из числа базисных предметов.

«Она нужна без сомнений»

«Солнце вращается вокруг Земли», — кажется, что у современного человека такое утверждение может вызвать лишь улыбку, потому что ошибочность геоцентрической системы мира уже несколько веков как не новость. Но когда специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения провели опрос на эту тему, то стало не до смеха. Десять лет назад 28 процентов респондентов, по сути, назвали дневное светило спутником Земли. Более того, в ходе повторного опроса в 2011 году уже 32 процента опрошенных россиян согласились с утверждением о том, что Солнце вращается вокруг нашей планеты.

Этот результат можно было бы списать на невнимательность людей или наличие подвоха в самом вопросе ВЦИОМ, если бы не масса других примеров удручающей астрономической безграмотности наших соотечественников из реальной жизни. И это на родине первооткрывателей космоса. В стране давно заметили данную проблему и в качестве решения неоднократно предлагали вернуть в обязательную школьную программу астрономию, ранее исключённую из числа базисных предметов. Даже депутаты Госдумы обращались с такой инициативой в Министерство образования и науки РФ. А там отвечали, что элементы астрономии и так изучаются в рамках других школьных дисциплин. Но к радости многих ведомство изменило свою позицию после смены руководства.

«Астрономию надо преподавать в школе, сомнений нет. Возврат будет точно, сто процентов. Мы сейчас думаем о том, как это сделать», — заявила в сентябре прошлого года вскоре после своего назначения новая глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева. А уже в октябре она озвучила более конкретный план действий в данном направлении. В текущем году астрономию начнут преподавать в пилотном режиме. Это коснётся старшеклассников части российских школ, а повсеместно предмет будет внедрён чуть позже. Министр также сообщила, где взять учебные часы на астрономию. Это будет сделано за счёт уроков второго иностранного языка, преподавание которого в большинстве школ Ольга Васильева назвала «во многом профанацией», имея в виду качество знаний.

Цементирующий предмет

В числе людей, которые с большой радостью восприняли слова нового министра — краснодарский астроном Александр Иванов. Он много лет работает в астрофизической обсерватории Кубанского государственного университета, и у него, как говорят, давно уже наболело. Ему стыдно за глупые ответы россиян не только как специалисту.

 

«Всё-таки культурный человек должен понимать многие вещи, — говорит Александр Иванов. — Но очень часто люди не могут ответить даже на элементарный вопрос: почему происходит смена времён года? Большинство считают, что причина в эллиптичности орбиты Земли. То есть, по их мнению, когда наша планета ближе к Солнцу — становится теплее, а когда она дальше от него — холоднее. А вопрос о том, почему же тогда в южном полушарии лето, когда у нас зима, ставит их в тупик. На самом деле причина чередования времён года в изменении угла наклона земной оси по отношению к плоскости эклиптики».

Кто-то может сказать, что для восполнения подобных пробелов в образовании не нужно менять школьную программу. Ведь самые базовые знания об устройстве нашего мира можно давать, к примеру, на уроках естествознания. Может и так, вот только изучение астрономии способно дать гораздо больше, чем просто набор определённых знаний о космосе.

«Этот предмет как бы обобщает, цементирует все остальные знания, которые человек получает в школе, — убежден Александр Иванов. — Ведь астрономия тесно связана с физикой, математикой, химией, биологией, историей и другими дисциплинами. В конечном итоге она важна в философском плане, потому что помогает понять место человека во Вселенной».

Это мнение полностью разделяет и учительница физики из кубанской станицы Павловской Светлана Рыбалкина, которая в своё время также преподавала школьникам астрономию.

«Она развивает у детей воображение, мышление, расширяет их мировоззрение, — говорит педагог. — Причём такое мнение я слышала и от учителей по другим предметам. Если астрономию вернут, то это будет большим плюсом для всего школьного образования и нужно будет сказать огромное спасибо нашему министру. Конечно, общие знания об устройстве солнечной системы и космосе в школе дают, но о созвездиях, галактиках, Вселенной учащиеся на уроках узнают мало. Без астрономии дети стали безграмотнее и показательно то, что многие из них всерьёз интересуются астрологией. А ведь это ложная наука, молодежи просто морочат голову».

Как преподавать астрономию

Не последний вопрос — как именно преподавать астрономию. По словам Светланы Рыбалкиной, она была обязательной в её общеобразовательной школе № 2 до середины двухтысячных годов. Предмет изучали только в одиннадцатых классах и всего час в неделю, но учительница считает, что этого было достаточно с учётом ещё четырёх часов физики. С тех пор количество уроков даже по этой дисциплине у старшеклассников сократили в два раза. Тем ни менее, даже в условиях такой сжатой программы Светлана Рыбалкина старается давать своим ученикам знания по астрономии. И это не только потому, что она сама считает это важным. Педагог говорит, что и у ребят есть интерес.

Особенно часто дети спрашивают у неё про чёрные дыры и пространственно-временные парадоксы Вселенной, о которых узнают из фантастических фильмов, передач и книг. А вот специфическими формулами и задачами ребята интересуются меньше всего, что и понятно. Да и сама Светлана Рыбалкина считает их лишними в школьной астрономии. По её мнению, таким сложным вещам скорее место в вузах, а в общеобразовательных учреждениях лучше просто больше рассказывать о космосе. И наверняка с этим согласятся многие из тех, кто у кого в школе была астрономия.

Александр Иванов тоже акцентировал внимание на подходе к преподаванию астрономии. Он считает, что даже одного часа в неделю для неё маловато и нужно минимум два. Но главное, по его мнению, сделать эти уроки максимально интересными и полезными. А для этого мало хорошо рассказывать, не менее важно показывать космос. И речь не столько о картинках, которые любой может сам посмотреть в интернете. Учащиеся должны иметь доступ к хорошим телескопам. Они стоят дорого и школам не по карману, но краснодарский астроном предлагает одно из решений этой проблемы. Суть в том, что благодаря интернету пользоваться телескопами можно удалённо и это давно делают во всём мире. В России немало обсерваторий, которые могли бы тоже предоставлять такую возможность учащимся. Например, в Кубанском госуниверситете уже работают над созданием такой системы. Но задействовать мощные ресурсы обсерваторий целесообразно только для выполнения научных работ. А чтобы просто показывать детям ночное небо с целью их заинтересовать, сгодятся и обычные недорогие телескопы.

«На мой взгляд, также нужны некие центры, которые бы дополнительно работали со школьниками по астрономии, — продолжает Александр Иванов. — Их можно создавать на базе обсерваторий, планетариев, вузов. Например, в нашем университете мы занимаемся с детьми уже много лет. И даже в каждом районе можно организовать небольшой центр, где дети могли бы общаться, удалённо подключаться к телескопам».

Но есть и более первоочередные вопросы, касающиеся возвращения астрономии в школы. Достаточно ли у нас подготовленных для этого учителей? Какие будут учебники, и где их брать? Впрочем, как говорят, лиха беда начала. Главное, что решение принято и большинство россиян, судя по отзывам в интернете, позитивно восприняли эту инициативу.

Источник