Минобрнауки представило первые итоги реализации шести приоритетных проектов

ОбразованиеСобытия

“От создания современных школ до популяризации российского образования среди иностранных студентов”

Министерство образования и науки РФ подвело итоги первого года реализации шести приоритетных проектов в системе российского образования. Ряд из них начаты с чистого листа. Ведомство нацелено не только на строительство новых школ, в фокусе и проведение мероприятий по вовлечению иностранных студентов в российскую образовательную систему и расширения ее “экспорта”. Подробности – в материале Накануне.RU.

Одним из ключевых проектов Минобрнауки является “Создание образовательной среды для школьников”, что подразумевает строительство новых школ, оснащенных современным оборудованием.

В этом году в школу пошли 1 млн 800 тыс. первоклассников, что на 110 тыс. больше, чем в прошлом. Для того чтобы обеспечить им комфортное обучение, необходимо создать инфраструктуру, которая, зачастую, в буквальном смысле “сыпется”, так как большое количество школьных зданий построены еще 40-60 лет назад. Все они требуют реконструкции в соответствии с потребностями современного учебного процесса.

В проекте участвуют 53 региона. Суть его заключается в том, что государство предоставляет субъектам РФ федеральные субсидии.

“Вместе с ними мы смогли ввести 55 тыс. новых школьных мест и открыть 82 школы. Если представить, что самая большая школа – это 2 тыс. 227 мест, то 55 тыс. – это очень много. В этом году на 8 тыс. больше запланированных, что позволило решить проблему смены режима”, – говорит министр образования и науки Ольга Васильева. Как она уточнила, еще 25 школ полностью готовы и ждут ввода в эксплуатацию.

Программа рассчитана на 10 лет, при этом глава Минобрнауки выразила уверенность, что она будет продлена. По словам министра, важно, чтобы инициатива модернизации и оснащения школ исходила от региона. Финансирование проекта создания образовательной среды для школьников в 2017 году составило 25 млрд руб.

В числе приоритетных направлений деятельности Минобрнауки под руководством Васильевой – обеспечение доступного дополнительного образования детей. На эти цели в 2017 году выделено 1 млрд 560 млн руб.

Министерство планирует к 2025 году охватить допобразованием 77% ребят в возрасте от 5 до 18 лет. В текущем году для решения этой задачи девять регионов получили федеральные субсидии на софинансирование региональных мероприятий по созданию модельных центров допобразования. Как подчеркнула Васильева, они должны стать ядром системы образования. Кроме того, продолжается работа по созданию Кванториума. “До конца текущего года должно быть создано 40 технопарков, охватывающих 400 тыс. детей”, – поясняет министр.

Васильева также отметила, что ведомство будет привлекать к преподаванию дополнительных “кружков” студентов педагогических вузов. В настоящее время вносятся изменения в профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. “Мы практически охватили переподготовку нашего дополнительного образования и будем заниматься этим и впредь”, – сказала министр.

Еще одна программа – “Рабочие кадры для передовых технологий” – уже показывает первые успешные результаты, продолжает Васильева. Финансирование этого проекта министерства в 2017 году составило 3 млрд 600 млн руб.

“Трудно не заметить, что отношение в обществе меняется к среднему профессиональному образованию. О достижениях говорить рано, но то, что есть большие подвижки, очевидно”, – считает глава ведомства. В доказательство этому она напоминает, что 59% выпускников 9-х классов выбрали продолжение обучения через систему ссузов.

Также важной составляющей программы является разработка “ТОП-50” перспективных специальностей, по которым сформированы 44 профессиональных стандарта. “Тысяча колледжей и 58 вузов получили лицензию по реализации программ по новым стандартам. Федеральный бюджет выделил места для 74 тыс. 300 учеников, которые обучаются по новым стандартам”, – подчеркнула Васильева.

“Кроме стандартов, в рамках этого проекта было создано семь образовательных площадок, которые получили межрегиональные центры компетенций… Они готовят кадры для приоритетных отраслей экономики. Эти центры системно объединяют всю страну”, – добавляет министр.

Четвертый проект, на котором сосредоточена деятельность Минобрнауки, – “Вузы как центры пространства создания инноваций“, в 2017 году на него выделено 13 млрд 400 млн руб.

“Мы разделили этот проект на две составляющие. Первая вхождение российских вузов в мировые рейтинги. Согласно указу, у нас пять вузов должны войти в “ТОП-100″. На сегодняшний день это шесть вузов. Плановое значение 2017 года было четыре”, – рассказала Васильева. Превышены контрольные цифры по вхождению российских высших учебных заведений в “ТОП-300” мировых, в этом рейтинге находятся 13 вузов, тогда как ведомство планировало лишь девять.

Помимо этого, ведется работа по созданию инновационных центров на базе вузов. Минобрнауки объявило конкурс, итоги которого будут подведены в декабре 2017 года. За звание инновационных поборется 121 вуз. Как отметила Васильева, в конце года будут отобраны 40 университетов в не менее 30 регионах, которые получат статус центра инноваций.

Минобрнауки также ставит цель обеспечить привлекательную образовательную среду не только для российских учеников, но и для иностранных. В этой связи в число приоритетных проектов входит развитие экспортного потенциала российской системы образования, его финансирование начнется в 2018 году.

“Российское образование всегда было качественным, кто бы что ни говорил… Его качество бесспорно”, – подчеркивает Васильева.

На сегодняшний момент в вузах страны обучаются 243 тыс. иностранных студентов из 177 стран. К 2020 году ведомство планирует привлечь их в вузы и ссузы России 710 тыс. студентов.

Глава Минобрнауки отмечает заинтересованность Франции в развитии программ обмена с РФ, в том числе в области профессионального образования. “Французский министр попросил помочь в математическом образовании и в шахматах. В ходе беседы он много расспрашивал меня про среднее профессиональное образование, прозвучало предложение развития совместных программ в этом направлении”, – рассказала Васильева.

По ее словам, уже создан консорциум из 39 вузов, который в ближайшее время начнёт принимать по своим программам иностранных студентов.

“Подготовили отдельные планы по востребованности летних лагерей для иностранных школьников, для изучения русского языка и русской культуры. Это работа достаточно успешная”, – упомянула она.

Наконец, шестой приоритет –создание современной цифровой образовательной среды. На эти цели ведомство выделило 400 млн руб., освоение средств началось лишь в октябре текущего года. В этом направлении Васильева акцентирует внимание на работе в части популяризации онлайн-курсов.

“Сегодня мы имеем 254 сертифицированных онлайн-курса. Мы не подменяем живое традиционное университетское образование, мы его расширяем”, – говорит министр. В августе 2017 года были отобраны 17 вузов, которые “будут работать по созданию единого портала для размещения онлайн-курсов по системе одного окна”. К началу 2018 года по программе должны пройти обучение 140 тыс. человек – такую цель ставит министерство. К окончанию срока реализации проекта число его участников должно составить около 3 млн пользователей, уточнила Васильева.

“Это образование должно использоваться всеми гражданами нашей страны. В ближайшие 10 лет будут высвобождаться многие профессии, которые ранее были традиционными. Это связано с новыми технологиями. Поэтому онлайн-образование дает возможность получать возможность переподготовки, улучшать свои профессиональные компетенции. Эта практика коснётся всех возрастных групп нашей страны. Это не только университетский или школьный проект”, – считает она.

Васильева, говоря о первых результатах реализации обозначенных приоритетных направлений Минобрнауки, заверила, что “проектные офисы созданы в регионах, и есть четкая стандартизация результатов каждого проекта”.

Источник