16072018Mon

Back События Образование Ольга Артеменко: В Татарстане кто-то решил «поправить» Путина

Ольга Артеменко: В Татарстане кто-то решил «поправить» Путина

  • PDF
09

Татарстан бурлит по поводу «судьбы родных языков народов России», и еще некоторые субъекты Российской Федерации его потихоньку поддерживают.

Что же явилось причиной такого бурления? Оказывается, поручение президента России от 28 августа 2017 года за № Пр-1710 им не нравится. Оказывается, оно будто бы нарушает даже положения Конституции РФ, и все, кто из депутатов Госдумы, решил это поручение законодательно закрепить, тоже нарушают её. Оказывается, законопроект «лишает ребенка в начальных классах изучения родного языка, языка матери», а «по нормам деятельности парламента РФ любой закон можно протащить» .

Как же после таких слов «представителям татарского народа» (татарским националистам — прим. EADaily) не забурлить? Да вот, глядим, и «представители» других народов России начали возмущаться деятельностью российского парламента.

Тогда давайте вспомним: а о чем было поручение президента России? Цитируем: «Изучение обучающимися по основным общеобразовательным программам родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей)». Именно изучение добровольное, а не выбор изучения.

Для сравнения приведем и поправки в федеральный закон «Об образовании в РФ», предложенные депутатами Госдумы Аленой Аршиновой, Олегом Николаевым, Олегом Смолиным и другими. «Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации». Другая предлагаемая поправка: «право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством об образовании».

Простите, но где здесь запрет изучения родного языка? Наоборот: учи, сколько хочешь, только заяви о своем желании. Хочешь — учи родной язык, хочешь — государственный язык своей национальной республики. Т. е. впервые создаются условия реализации конституционного права добровольности. За счет часов части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно набрать от 3 до 5 урочных (а не факультативных, как пытаются заверить националисты в некоторых республиках) часов, было бы только желание.

Любой директор школы без каких-либо конфликтов в условиях реализации поручения Путина элементарно организует образовательный процесс. Кстати, именно так и сделал директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков, который рассказал об этом на круглом столе в Казани, организованном 12 июня Обществом русской культуры Татарстана, где прошло общественное обсуждение законопроекта о добровольности изучения родных и государственных языков республик с участием представителей русской и татарской общественности и родителями детей. Если внимательно послушать, что он говорил на этом мероприятии, то видно, что он достаточно жестко раскритиковал политику властей. Вспомнил казанский педагог и про знаменитую Международную школу Казани, о которой уже давно писали СМИ. «Она является красивым анти-примером. Я посмотрел учебный план этой школы, посмотрел тогда еще, в октябре [2017 года], там был один час татарского языка (в начальных классах Международной школы Казани татарский язык изучается 1 час в неделю, с 5-го класса изучение этого предмета вообще не предусмотрено — прим. EADaily), т. е. во всех остальных школах было 4−5 часов в неделю. Понятно, чьи дети там учатся, потому им можно, — заметил Шмаков, — меня всегда возмущает, когда одним можно одно, а другим можно другое». К слову сказать, Шмаков в своей школе «СоЛНЦе» ни учителей татарского языка не уволил, ни количество часов по татарскому языку не сократил. Для всех, кто изъявил желание изучать татарский язык, создал условия для удовлетворения их образовательных потребностей. Даже внес изменения в то, как преподается татарский язык на уроках.

Значит можно, не нагнетая ситуацию, сделать так, чтобы был мир в многонациональном российском обществе. Однако, наблюдая за происходящим в Татарстане, складывается ощущение, что некоторых интересует не мир, а сохранение своей региональной «государственности». Только не понятно, зачем и кому она нужна? Кому, конечно, понятно, о чем можно и не писать. А вот зачем? Наверное, для того, чтобы не в мире жили люди, а в конфликтах. Оказывается, мир не всех устраивает, а поиск компромиссов, как мы убеждаемся, просто затягивает решение созданных Республикой Татарстан проблем в образовательной сфере.

Выяснилось, что на законопроект о добровольном изучении родных и государственных языков республик поступило 68 положительных отзывов от законодательных собраний регионов и 72 — от глав их исполнительной власти. Получилось в сухом остатке, что открыто поддержал законопроект 61 субъект Российской Федерации, а вот публично не поддержал и отправил отрицательные отзывы только один регион — Татарстан, оставшись в политическом одиночестве, что вынуждена была констатировать и казанская пресса.

Давно известно, что законы, которые можно трактовать неоднозначно, ведут только к развалу многонационального государства. Компромиссный вариант законопроекта, который предлагается, как выясняется, пока не устраивает ни одну из сторон, а только затягивает принятие первой итерации проекта закона, которая обеспечит без каких-либо семантических изменений реализацию поручения президента Российской Федерации.

Ольга Артеменко,
руководитель Центра этнокультурной стратегии образования
Федерального института развития образования

Источник