Рособрнадзор преподнес подарок к Дню учителя – “ЕГЭ для педагогов”

ОбразованиеСобытия

В октябре Рособрнадзор проверит 18 тысяч учителей на профпригодность

Накануне Дня учителя Рособрнадзор обрадовал педагогов проверкой на профпригодность. Доказать знание своей дисциплины и педагогические навыки в октябре придется 18 тыс. учителей из 45 регионов. В следующем году проверка коснется уже 40 тыс. педагогов. Так надзорное ведомство стремится повысить квалификацию учителей и усовершенствовать качество школьного образования в стране. Правда, сами педагоги считают, что их хотят унизить перед обществом и лишить тем самым надежды на рост зарплат и избавление от бумажной волокиты. Подробности – в материале Накануне.RU.

О проведении “Всероссийского исследования компетенций учителей” Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки объявила 1 октября, за несколько дней до профессионального праздника – Дня учителя.

“Проводимые исследования компетенций учителей дополняют систему оценки качества образования обучающихся и станут еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства”, – заявил заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев.

Учителям предстоит выполнить задания по дисциплинам, которые они преподают, а также ответить на вопросы анкеты, часть из которых раскрывают психолого-педагогические аспекты их деятельности.

В этом году исследование проведут среди учителей русского языка и литературы, математики и информатики, истории и обществознания, экономики и права, а также предметов “Россия в мире”, “Родной язык и родная литература”, “Основы духовно-нравственной культуры народов России”.

В следующем году проверка коснется уже 40 тыс. учителей из 70 регионов по дисциплинам: география, физика, химия, биология, естествознание, экология, физкультура, иностранный язык, ОБЖ, искусство и технология.

“В дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает Минпросвещения РФ по поручению президента Российской Федерации. На основе результатов оценки уровня профессиональных компетенций можно будет выстроить систему повышения квалификации педагогов, а значит – совершенствовать качество школьного образования в стране”, – заявили в Рособрнадзоре.

Учителя уверены: цель всероссийской проверки – показать обществу “плохих учителей”, недостойных повышения зарплат и улучшения условий труда.

По словам сопредседателя профсоюза “Учитель”, учителя русского языка и права Всеволода Луховицкого, проверка Рособрнадзора будет некомпетентной, а ее результаты будут известны заранее.

“У нас всегда так: любой эксперимент проводится и сразу же заявляется, что через год это будет внедрено. Это значит, что это никакой не эксперимент, не проверка, а просто подтверждение того, что наши чиновники и так знают. Любое действие должно иметь цель. Какая будет цель у этой проверки, непонятно. От того, что мы выясним уровень преподавателей, ничего в нашей школе, в нашей жизни, в образовании не изменится. Предложить других учителей неизвестно откуда или переделать вдруг этих учителей, невозможно. Можно только одно – показать обществу, какие у нас плохие учителя, а раз они плохие, то не надо обращать внимание на их требования, не надо думать об улучшении их условий труда, надо говорить только о том, какие они плохие”, – поделился своим мнением с Накануне.RU Всеволод Луховицкий.

“Очередной хороший нам подарочек к празднику преподносит Рособрнадзор”, – добавил сопредседатель профсоюза, напомнив о Дне учителя 5 октября.

В этот день профсоюз планирует серию одиночных пикетов, посвященных проблемам образования и защите трудовых прав педагогов, у здания Министерства просвещения на Тверской: в полноценном пикете у здания на Люсиновской улице активистам отказали.

“Четыре года нам не согласуют пикеты на Тверской. Сейчас нам сказали, что на Люсиновской недостаточно места до 15 участников пикета. Вероятно, тогда учителя будут выходить на одиночные пикеты уже к зданию на Тверской. Основное требование – “Дайте учителю учить”. Хватит заниматься всякой ерундой – бесконечными проверками”, – отметил Всеволод Луховицкий.

Ответственность учителей растет, а статус нет, заметил заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

“Я думаю, что в современной ситуации учителей нужно не столько проверять, сколько поклониться им за то, что они в таких условиях в школе работают. Концепция образовательной политики должна быть такая: учитель должен иметь высокий статус и высокую ответственность. Пока, к сожалению, ответственность все время повышается, а со статусом проблемы”, – рассказал Накануне.RU депутат.

Сейчас в школах не хватает учителей математики, иностранного языка, русского языка и литературы, начальных классов, заметил Олег Смолин, сославшись на данные Рособрнадзора.

“Поэтому остальным приходится работать буквально “за себя и за того парня”. Средняя нагрузка учителя – 28 часов на позапрошлый год, по данным Рособрнадзора. Теперь больше. По данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы, за последний год количество учителей, которые работают на две ставки, увеличилось вдвое с 7 до 13%. Поэтому если будет продолжаться политика повышения ответственности без улучшения статуса, то работать в школе будет некому. Я за то, чтобы учителя имели высокие профессиональные навыки, только создайте им высокий профессиональный статус”, – заключил парламентарий.

В Рособрнадзоре заверили, что предстоящая проверка не возникла внезапно – ведомство реализовало ряд проектов по разработке объективной модели оценки компетенций учителей и опробовало их на практике. В 2015 г. прошло всероссийское исследование “Портрет учителя истории”, а затем проверка учителей русского языка. В 2016 г. – основной этап исследований компетенций учителей математики, русского языка и литературы. В прошлом году 5 тыс. учителей в 13 регионах прошли апробацию новой модели уровневой оценки компетенций учителей.

В профсоюзе “Учитель” не доверяют результатам проверок Рособрнадзора. “Никаких достоверных результатов, которые можно было бы независимым экспертам оценить, проверить, понять, никаких выводов из этих проверок никогда не делается. Любая проверка Рособрнадзора – это дополнительная бессмысленная работа и хлопоты учителям, у которых сейчас не 18 часов, как было 30 лет назад, а по 35-40 часов в неделю. И вместо того, чтобы заниматься их непосредственной работой, их принуждают занимаются всякой ерундой. Это мнение не мое личное, я откажусь от любой проверки и никто меня не заставит ее проходить, а вот учителя обычные чаще всего вынуждены, потому что недостаточно решительны”, – заметил Всеволод Луховицкий.

На сайтах региональных образовательных ведомств размещена информационная справка о результатах проверки учителей в предыдущие годы.

“По итогам анализа результатов исследования компетенций учителей русского языка, математики и литературы в 2016 году было выявлено, что 15-20% учителей имеют недостаточный для выполнения работы уровень подготовки: 50% учителей имеют не высокий уровень методической подготовки; 80% учителей имеют слабый уровень владения приемами объективного стандартизированного оценивания результатов обучения”, – сказано в документе.

Учителям требовалось решить 20 предметных задач, три методических задания и профессиональную задачу.

Источник