В Арктике будет жарко

ГеополитикаСобытия

Создание на Севморпути новых транспортных узлов повысит конкурентоспособность страны

«Обеспечение национальных интересов России в Арктике». Западный военный округ, Военная академия Генштаба ВС РФ, Институт военной истории, Государственная полярная академия. Санкт-Петербург, «Политехника-сервис», 2014.

ХХI век, несмотря на декларируемое окончание холодной войны, не выглядит более стабильным и безопасным. Источником международной напряженности стали энергетические проблемы. Острый дефицит ресурсов при динамичном развитии восточных экономик и наращивании энергопотребления странами Запада, Латинской Америки, исламского мира привел к противостоянию уже не отдельных государств, но цивилизации и регионов. Мощный вызов бросает Арктика, формируя новые угрозы безопасности России.

Создание на Севморпути новых транспортных узлов повысит конкурентоспособность страны

9-й том трудов научно-исследовательского отдела Института военной истории представляет собой сборник статей, посвященных широкому спектру тем вокруг Арктического региона. Кроме вопросов, относящихся сугубо к сфере обеспечения государственной безопасности и национальных интересов, внимание авторов направлено на проблемы экономического развития российского сектора Арктики.

Это самый обширный континентальный шельф планеты. Вполне понятно стремление приарктических государств и других развитых стран обладать исключительным правом на разработку расположенных здесь природных ресурсов.

Считается, что военно-политическая обстановка в регионе относительно стабильна и внешнеполитический курс прилегающих стран в настоящее время не представляет угрозы для Российской Федерации. Действительно, почти 80 лет никого не смущал тот факт, что она в силу размеров своего Арктического побережья оказалась обладательницей самого большого приполярного сектора. Но с появлением данных о наличии в этих районах огромных запасов природных ресурсов зазвучали требования о переделе северных владений.

Особенно острым стало обсуждение этого вопроса после проведения экспедиции «Арктика-2000» и подачи Россией заявки в ООН на увеличение континентального шельфа РФ более чем на миллион квадратных километров.

Принимать всевозможные меры по усилению влияния в регионе нашу страну вынуждает и ускоренное освоение Арктики заинтересованными странами. Серьезный аспект продвижения наших интересов здесь – ледокольный флот.

В последнее время все более очевидно стремление ряда стран к интернационализации Северного морского пути. В этой связи важным стратегическим решением является создание на магистрали новых транспортных узлов, что позволит повысить конкурентоспособность России в сфере трансконтинентальных перевозок.

Для устойчивого социально-экономического развития, обеспечения благосостояния населения нам необходимо суверенное освоение природных запасов региона и соблюдение своих интересов в нем. Основным направлением государственной политики здесь является обеспечение глобальной конкурентоспособности нашей Арктической зоны. Ее эффективное позиционирование в мировой системе разделения труда позволит перейти на принципы саморазвития и максимального использования внутреннего потенциала. Но пристальное внимание следует уделить и военной составляющей нашего присутствия.

Президент Владимир Путин неоднократно указывал, что целый спектр задач государственной политики в Арктике будет решаться с непосредственным привлечением Вооруженных Сил. К ним относится обеспечение суверенитета, территориальной целостности страны и нерушимости государственной границы, а также безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, проявляющихся в регионе. Кроме того, речь идет о создании благоприятных условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности в Арктической зоне, обеспечивающих предотвращение ущерба национальной экономике и способствующих ее развитию. Армия и флот России имеют необходимый опыт, силы и средства.

Государство определило цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации политики нашей страны в регионе. Разработана стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

За принятием этого ключевого документа последовали заметные конкретные шаги. Так, в сентябре 2013 года президентом Владимиром Путиным было объявлено о восстановлении военной базы на Новосибирских островах, оставленной военнослужащими Министерства обороны РФ двумя десятилетиями раньше, а уже в октябре группа из десяти боевых кораблей во главе с атомным ракетным крейсером «Петр Великий» в сопровождении атомных ледоколов «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр» совершила 2000-мильный поход через покрытые льдами северные моря: Баренцево, Карское и Лаптевых. В 2014 году интенсивное освоение российскими военными арктического пространства продолжилось.

И если действия ВМФ России направлены в первую очередь на обеспечение комплексной безопасности Северного морского пути и решение сопутствующих задач, то строительство новых аэродромов и военно-воздушных баз в Арктической зоне с возможностью размещения соединений крупных транспортных самолетов и стратегических бомбардировщиков, по общему мнению, отвечает важнейшей задаче демонстрации Россией мощного военно-политического присутствия в циркумполярных широтах.

Разумеется, для России невоенное решение проблем Арктики является наилучшим исходом. Но для мирной и поступательной реализации национальных интересов страна должна быть готова их отстаивать.

Анатолий Сидоров,
командующий войсками Западного военного округа, генерал-полковник
Кермен Басангова,
ректор Государственной полярной академии, кандидат экономических наук

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula