Джихад для России

ГеополитикаСобытия

Исламские террористы готовятся к атаке на Кавказ

Радикалы из группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) определились с направлением своего главного удара – они готовят вторжение в нашу страну. Лишь на первый взгляд эта угроза выглядит несерьёзной – где пылающий Ближний Восток и где российская граница! Чтобы вторгнуться на Кавказ, боевикам ИГИЛ пришлось бы сначала прорваться через Иран или Турцию к республикам Закавказья, а это едва ли возможно: армейские соединения Тегерана и Анкары наверняка не оставят агрессорам ни единого шанса. Но есть другой путь – из Афганистана через республики Средней Азии. И нет ни малейших сомнений, что именно этот маршрут и выберут террористы – не случайно же угроза вторжения с юга самым серьёзным образом обсуждалась на саммите ШОС, проходившем на днях в Душанбе с участием президента Владимира Путина.

Чтобы оценить в полной мере реальность угрозы прорыва ближневосточных боевиков в нашу страну, стоит приглядеться к тем, кто на сегодняшний день возглавляет созданный усилиями ИГИЛ Исламский халифат. У халифата есть два центра власти – основной иракский и теневой сирийский. Первым руководит одиозный Абу Бакр аль-Багдади – именно он, кстати, и объявил о предстоящем «освобождении Кавказа милостью Аллаха». Вообще, практически всё, о чём сообщает российская и западная пресса в связи с ИГИЛ, так или иначе касается именно иракского центра. А о теневом, сирийском, пишут почему-то очень мало. Между тем основную угрозу нашей стране представляет именно он. Почему? Да хотя бы потому, что всё без исключения его руководство – выходцы из Советского Союза. Эти люди разговаривают по-русски, осведомлены обо всех наших реалиях и, оказавшись однажды на территории нашей страны, будут чувствовать себя как у себя дома. Судите сами: ныне здравствующий глава сирийского центра Тархан Батирашвили, более известный как Абу Умар аль-Шишани, и его предшественник, ныне покойный Руслан Мачаликашвили (Сайфулла аль-Шишани) – выходцы из грузинского Панкиси, населённого преимущественно этническими чеченцами. Первый в недавнем прошлом – сержант грузинской армии, второй успел послужить в Советской армии и демобилизоваться в звании старшего сержанта. Военный руководитель сирийского крыла ИГИЛ Абу Муса аль-Шишани и «главный бухгалтер» группировки Абу Джихад аль-Шишани – также этнические чеченцы, уроженцы Ингушетии и Дагестана. По данным информационного агентства «Курдистан-24», до 80% личного состава сирийской группировки ИГИЛ – бывшие жители Северного Кавказа и республик Поволжья. Примечательно и то, что остальные 20% – бывшие граждане советских республик Средней Азии. Между собой эти люди чаще общаются на русском, чем на арабском.

Руководство ИГИЛ продвигает на первые роли выходцев из СССР

Менее месяца руководил сирийской провинцией Ар-Ракка Абу Абдурахмон – гражданин Таджикистана Бободжон Курбонов. В конце августа он, как выражаются боевики, «стал шахидом», погиб в бою за город Табка. Судьба Курбонова, сорокалетнего наркомана из Куляба, сама по себе едва ли интересна – хотел человек заработать, а не мог, и ушёл на войну. Вместе с тысячей других таджикских добровольцев, таких же опустившихся люмпенов, как и он сам. Примечательно же вот что: с некоторых пор руководство Исламского халифата стало продвигать на первые роли в ИГИЛ именно уроженцев бывших советских республик Средней Азии. Для чего? «Назначение эмирами этнических таджиков свидетельствует о том, что у ИГИЛ имеются свои планы на Среднюю Азию, – поясняет политолог из Душанбе Парвиз Мулладжанов. – У Исламского халифата складываются хоть и непростые, но всё более тесные связи с «Талибаном» и целым рядом других радикальных организаций, действующих как в Афганистане, так и в среднеазиатских республиках. Уже сейчас ИГИЛ в состоянии оказывать влияние на Таджикистан. И нельзя исключать, что, продвигая в первые ряды таджиков, лидеры «Исламского государства» готовятся укрепиться в Таджикистане, чтобы затем начать оттуда поход на Кавказ».

Но этот поход может начаться и с территории Туркмении. Покойный турк­менбаши Сапармурат Ниязов год от года задабривал «Талибан» не только поставками горюче-смазочных материалов мулле Омару, но и открытым для талибов туркменским транзитом. Каспий для них стал настоящим проходным двором – через Туркмению в Россию поставлялись наркотики, оружие и даже экстремистская литература. Но когда сменивший Ниязова президент Бердымухамедов попытался положить конец вольнице, талибы на него окрысились. И теперь «Талибан» вместе с Исламским движением Узбекистана (ИДУ, к слову, давний партнёр и бывший спонсор ИГИЛ) начали проверять на прочность туркменские погран­отряды. Как свидетельствуют активисты правозащитной организации «Туркменская инициатива по правам человека», туркменские власти чрезвычайно напуганы угрозой вторжения боевиков. И, как считают эксперты, не напрасно. Не исключено, что исламисты из Афганистана намереваются прорваться в Центральную Азию, а затем и на Кавказ именно через Туркмению, предполагает учёный-востоковед, доктор исторических наук Александр Князев: «Среди туркмен, живущих в приграничных с Афганистаном районах, есть группировки, связанные с талибами, в них действуют пропагандисты арабских салафитов, есть приверженцы пантюркизма, но чего на афганско-туркменской границе нет, так это полного контроля властей. Как над приграничными районами, так и над самой границей». «Рамзан Кадыров пообещал уничтожить ИГИЛ, если те продолжат угрожать России. Но достанет ли на это сил и воли у чеченского лидера, начинающего заплывать жирком благополучия?».

Среднеазиатские границы открыты для прохода боевиков

С границами и в самом деле беда. Ни для кого, наверное, не секрет, что наши военные помогают таджикам охранять порубежные территории, вот только действующего контингента для этого явно недостаточно, а руководство Таджикистана противится увеличению российской группировки войск. Собственно, таджикская и туркменская границы – настоящее «сито», сквозь которое в соседние Казахстан и Киргизию чего только не просачивается. Вот самые свежие данные. На перевале Телбе в Баткенской области Киргизии на днях обнаружили… неуправляемые реактивные снаряды. Кто и для кого соорудил схрон с боеприпасами, сейчас выясняют правоохранители республики. Одна из версий – склад с оружием готовили для боевиков-исламистов. Полгода назад в том же районе обнаружили хорошо замаскированный грузовик, набитый автоматическим оружием. Концов так и не нашли.

Это ещё что. В Казахстане на днях «потеряли» 50-килограммовый контейнер с цезием-137. Радиоактивное вещество, использующееся в ядерном оружии, пропало из грузовика, следовавшего из Уральска в Мангистау. Примечательно, что первой версией пропажи, которую со ссылкой на местных силовиков обнародовало агентство «ЦентрАзия», была умышленная кража вещества. А директор казахской неправительственной организации «Эко Ман­ги­стау» Ки­рил­л Оси­н сразу же обратил внимание на то, что хищение цезия могли организовать террористы: «Непо­нят­но, как мож­но бы­ло по­те­рять кон­тей­нер с ра­дио­ак­тив­ным ве­ще­ством. Скорее всего имел место злой умысел». В Казахстане вообще крайне неохотно признают тот факт, что в стране действуют исламские экстремисты, связанные как с «Талибаном» и ИДУ, так и с ИГИЛ. А тут сразу же про них вспомнили, то ли к месту, то ли так, всуе. Пропавший контейнер всё-таки отыскался – в приграничном с Узбекистаном районе Кызылординской области. Так кто и куда собирался переправить казахский цезий? По некоторым данным, к контейнеру, что называется, приложили руки добровольцы ИГИЛ из соседней Киргизии. Их сейчас допрашивают, пытаясь установить конечный пункт доставки радиоактивного вещества. Понимаете, о чём речь: похоже, Исламский халифат уже на наших границах. Организует схроны с оружием и боеприпасами, ворует контейнеры с начинкой для ядерных бомб – действует в полный рост буквально под носом у российских спецслужб!

За Исламский халифат воюют киргизские женщины

Казалось бы, где ИГИЛ и где Киргизия с Казахстаном, ведь очевидно, что тем же киргизским экстремистам намного проще податься в действующие по соседству ИДУ или «Талибан», реализуя свои нездоровые представления о правильном мироустройстве. Но, как выясняется, казахи с киргизами лёгких путей не ищут. На сегодняшний день в соединениях ИГИЛ воюют то ли две сотни, то ли целая тысяча киргизов – смотря кому верить, то ли главе киргизской организации «Антикоррупционное общественное содействие» Нурлану Алымкулову, то ли бывшему омбудсмену Конгресса по правам человека стран Центральной Азии Турсунбеку Акуну. Причём, по данным последнего, «значительная часть выехавших в Сирию – женщины». Воевать киргизы едут чаще не за идею, а за деньги – ежемесячный гонорар боевика ИГИЛ составляет порядка 5 тыс. долларов. Гастарбайтер в Москве зарабатывает втрое меньше. «Девушек вербуют киргизские фирмы, обманом завлекающие их в Турцию, обещая работу или удачное замужество, – рассказывает Нурлан Алымкулов. – По приезде у них отбирают документы, выдают замуж за боевиков и отправляют в Сирию, где учат обращаться с оружием и заставляют воевать. Вербовщикам выгодно вовлекать девушек, потому что если мужчин убивают всех без разбора, то женщин – редко, им легче притвориться, что они из мирного населения».

Заработав достаточно денег, боевики ИГИЛ возвращаются в родную Киргизию. На днях в Оше осудили восьмерых мужчин, задержанных ещё полгода назад – при обыске у них обнаружили оружие, боеприпасы и маски. Инкриминировали им примечательную статью УК «Насильственный захват власти». Агентство «ЦентрАзия» сообщает о том, что местным спецслужбам также удалось задержать троих членов группы международной террористической организации «Союз исламского джихада» (дочерняя структура ИГИЛ), переброшенных из Сирии для подготовки и совершения диверсионно-террористических акций. В общем, как выясняется, пылающая Сирия находится не так уж далеко от наших границ – уж точно не дальше соседней Киргизии.

МНЕНИЯ

Рамзан Кадыров, глава Чеченской Республики:

– Террористы из Сирии, именующие себя «Исламское государство», высказали детскую угрозу начать войну в Чечне и на Кавказе. Они говорят только то, что им поручают хозяева из спецслужб Запада. Эти ублюдки не имеют никакого отношения к исламу. Они являются откровенными врагами мусульман всего мира. Наивные люди решили угрожать двумя самолётами Чечне и всей России. Они могут сесть в 2 тыс. самолётов, но не долетят до России. Все подконтрольные США страны объявили России санкции и ничего не добились, а тут какой-то немытый уголовник решил отличиться, взяв на себя роль моськи. Я со всей ответственностью заявляю, что тот, кому пришло в голову высказать угрозу России и произнести имя президента нашей страны Владимира Путина, будет уничтожен там, где он это сделал. Мы не будем дожидаться, пока он сядет за штурвал самолёта. Он отправится туда, где гниют его братья-террористы Хаттаб, Абу Валид и другие посланники Запада.

Раис Сулейманов, востоковед, научный сотрудник сектора исследований межнациональных и религиозных проблем Российского института стратегических исследований:

– Ваххабиты с Северного Кавказа и из Поволжья, которые поехали воевать в Сирию, неизбежно вольются в ряды ИГИЛ. Связи между «Имаратом Кавказ» и ИГИЛ, таким образом, ещё больше укрепятся. Можно ожидать, что территория «халифата» уподобится Афганистану при талибах или Вазиристану (Пакистан), куда российские ваххабиты будут отправляться для прохождения боевой и идеологической подготовки с целью дальнейшего возвращения домой в Россию с полученным опытом. Если с 1999 по 2011 год для российских ваххабитов зоной тренировок были Афганистан и Пакистан, а в 2011–2013 годах – Сирия, то теперь будет Ирак. При этом ваххабиты из ИГИЛ исходят из концепции халифата в масштабах всей планеты. Поволжье, Северный Кавказ и теперь также Крым будут теми российскими регионами, откуда ИГИЛ будет вербовать своих сторонников и направлять их для расширения зоны террористической активности. Ничего хорошего России это не сулит.

Денис Мальцев, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований:

– Угрожает ли ИГИЛ территориальной целостности России? Именно сейчас – нет, поскольку мы не граничим непосредственно с территориями, контролируемыми ИГИЛ. Эти территории окружены сильнейшими государствами исламского мира – Турцией, Ираном и Саудовской Аравией, которые не готовы стать всего лишь кирпичами в строении грядущего халифата. Но опасность дестабилизации реальна для любой из названных стран, а мы в последние годы уже имели возможность убедиться, что погрузить в хаос и беззаконие можно любое государство, отошедшее от веры и традиционных ценностей. Тем не менее опасность выхода халифата на наши границы существует. Но это дело будущего, а вот усиление террористической угрозы – реальность уже сейчас. Умар Шишани и Муса Шишани – чеченцы, воевавшие против России в 90-х годах, а затем против неё же в Грузии в 2008 году. Помимо них в ИГИЛ воюют сотни боевиков родом из бывшего СССР. Очевидно, что в этой ситуации возрастание на территории России террористической угрозы, корни которой будут уходить на территории новоявленного халифата, лишь вопрос времени.

Справка

По словам пресс-секретаря Белого дома Джоша Эрнеста, в рядах ИГИЛ воюет «от нескольких десятков до нескольких сотен» американцев. Порядок цифр чиновник уточнять не стал, сославшись на то, что «ему сложно обсуждать» вопросы, относящиеся к компетенции разведслужб. Тем не менее Джош Эрнест не преминул подчеркнуть, что «число боевиков из Западной Европы превышает число американских», так что «угроза для этих стран сейчас даже больше, чем для США». Если же верить данным Исламского халифата, на стороне ИГИЛ сегодня воюет порядка полутора тысяч граждан США.

А тем временем Евросоюз подтвердил информацию о том, что в Ираке и Сирии действует более 2 тыс. радикалов – выходцев из Европы. По данным правительства Франции, исламисты завербовали около 900 граждан этой страны, которые либо уже находятся в зоне боевых действий в Ираке и Сирии, либо направляются туда. Как заявило немецкое Федеральное ведомство по охране Конституции, с 2011 года в Сирию выехало более 400 исламистов – граждан Германии. Около 100 радикалов, по данным спецслужб, вернулись в ФРГ, причём четверть из них набрались опыта ведения боёв и теперь представляют «смертельную опасность».

Член парламента Великобритании от Лейбористской партии Халед Махмуд объявил, что на стороне радикальных исламистов в ИГИЛ сражается порядка полутора тысяч подданных Соединённого Королевства. Это в 2,5 раза больше того количества мусульман, которые несут службу в Королевских вооружённых силах. А в целом, по данным Питера Неймана, профессора Международного центра по изучению радикализации общества и политического насилия при Лондонском королевском колледже, в Ираке и Сирии сражается примерно 12 тыс. боевиков из 74 стран мира.

Источник