Первая украинская должна стать и последней

ГеополитикаСобытия

Битва за умы требует от России мобилизации образовательных, научных и денежных ресурсов

Практика показывает: талантливый военачальник может выиграть сражение, а умелый политтехнолог – скрыть поражение или обратить его в победу. Но окончательный итог в противостоянии подведут школьный учитель и вузовский преподаватель. Войны выигрываются не людьми, а системами.

Достаточно быстрое «приземление» Игоря Коломойского, которого некоторые российские и украинские политические аналитики считали чуть ли не равновеликим Петру Порошенко, свидетельствует об одном: США взялись за Украину всерьез и надолго. Им не нужны внутренние конфликты, преждевременное ослабление и крах режима.

Байден придет – порядок наведет

Для США требуется продолжение действующего курса на дискредитацию политики России, международную изоляцию и создание угрозы стабильности на ее границах, при случае – гуманитарной катастрофы, исхода беженцев. Последнее свяжет силы и ресурсы нашей страны, отвлечет от экономической модернизации, сузит материальный базис для перевооружения армии. Вкупе с режимом санкций, по мнению западных аналитиков, это создаст предпосылки для смены политического режима.

Украину как независимое государство США признали 26 декабря 1991 года, дипломатические отношения установлены 3 января 1992-го. 22 апреля 2014 года представитель Госдепартамента В. Нуланд на своем брифинге отметила, что в течение «независимых» 22 лет как по официальным каналам, так и через систему НКО в Украину было вложено пять миллиардов долларов «на развитие демократии».

«Вашингтонский обком» дал понять всем конфликтующим сторонам, что держит руку на пульсе и защищает свои капиталовложения и инвестиции. Не заявления и оговорки европейских и американских деятелей, а смиренное поведение Игоря Коломойского после звонка Джо Байдена Арсению Яценюку, лишившего олигарха всякой политической поддержки, показывает: Киев сейчас является пассивным объектом мировой политики.

Проект «Украина как антиРоссия», направленный на ослабление и возможное уничтожение нашей страны, эмбриональную стадию уже прошел. Политический режим институализировался, преобразовался и вышел на новый самоподдерживающийся уровень. Что и показывают недавние чистки в прямом эфире, расправы над внутриполитическими оппонентами, локальные «ночи длинных ножей» и устранение особо упрямых «штурмовиков».

Довольно значительная часть населения, обработанного современными информационными технологиями, видит в России царство зла, источник и причину всех своих внутренних бед.

На основе старых заделов рубежа XIX–XX веков при помощи современных подходов была создана целая система идей, обосновывающих права части населения Украины на исключительность и полноценность, а в отношении представителей действующей олигархической элиты – их притязаний на власть.

Квазифашизм

Если проанализировать классические признаки фашизма, выделенные авторами от Умберто Эко до Лоуренса Бритты, мы найдем очень много аналогий с современной ситуацией:

  • культ традиции, даже если она придумана за счет фальсификации истории;
  • иррационализм, действие ради действия – майдан как точка отсчета государственности;
  • объявление всех несогласных предателями – требование уголовного преследования за отказ признавать Россию агрессором;
  • индивидуальная или социальная фрустрация и одержимость идеей заговора: люди должны ощущать себя осажденными – периодические потуги по созданию Великой украинской стены;
  • враги рисуются в одно и то же время, как и чересчур сильные (неисчислимые орды бурят-монгольской бронетанковой милиции) и чересчур слабые («ватники», «колорады»);
  • презрение к слабому, отсутствие сострадания, пренебрежение к общепризнанным правам человека – майские события в Одессе;
  • культ героя и смерти, искупительные жертвы как объединительная основа (так называемая небесная сотня);
  • тотальный контроль над СМИ, цензура, запрет альтернативных точек зрения;
  • маниакальное увлечение национальной безопасностью – небывалые полномочия секретных служб, шпиономания, показательные процессы;
  • защита интересов корпораций, олигархический произвол, необузданное кумовство и коррупция;
  • переплетение религии и власти, религиозно-мистическое обоснование приведенных выше позиций.

Указанные авторы в перечень специфических признаков включают радикальный антикоммунизм, вовлечение несовершеннолетних в политические акции, притеснение профсоюзов, общее сокращение объема человеческих прав и свобод.

Однако для полноценной идентификации существующего политического режима на Украине не хватает одной черты – самостоятельности. Созданный на идеологической основе исторических фальсификаций, он является скорее имитацией, а в чем-то даже и пародией на классические диктатуры XX века. Но даже такой режим-симулякр на Украине наладил внешние каналы поддержки и продолжает эксплуатировать свое население в качестве «топлива» для достижения геополитических целей другой страны.

Наша вина

Сейчас можно долго искать правых и виноватых в этой ситуации. Но начинать нужно с самих себя. За 22 года «незалежности» Россия не сделала ничего существенного для интеграции Украины в единое пространство на основе экономических, культурных и родственных связей. И уже выросло целое поколение янов, не помнящих родства.

Российская гуманитарная и околополитическая общественность не проявляла должного уровня активности, изредка отвечая в российском информационном пространстве на особо яркие измышления своих собратьев с Украины. Занималась противодействием фальсификации истории, участвовала в проектах и мероприятиях, организованных Россотрудничеством, рядом операторов так называемых президентских грантов.

Если проанализировать статистику научных публикаций по теме «Фальсификация истории», а это: 1991–2000-й – 99 названий, 2001–2008-й – 2004, 2009–2015-й – 3890, становится очевидным, что мы пропустили начальный период активного мифотворчества, создания эрзац-идеологий в постсоветских странах. Потом спохватились, но было поздно.

Антироссийская платформа уже сформировалась, когда мы только начали ее анализировать, пытались выстраивать какой-то диалог с оппонентами. Страна опоздала, как, впрочем, и с реакцией на события в феврале 2014 года.

Действующий сейчас «Антимайдан» как общественно-политическое движение свидетельствует лишь о том, что мы находимся в ситуации обороняющегося, обреченного на вечное ожидание возможности нанести ответный удар в поединке, где правила определяет противник.

Определенный стратегический успех, связанный с реинтеграцией Крыма, был обусловлен существенной организационной поддержкой и присутствием достаточного количества пророссийских сил на данной территории. И наконец, объективная реальность – итоги референдума как отражение мнения большинства населения, наиболее устойчивого к антироссийской пропаганде.

Системная работа, направленная на предупреждение, профилактику и противодействие развитию деструктивной националистической идеологии на территории сопредельного государства, отсутствовала. Впрочем, такая ситуация сложилась не только с Украиной.

Наши цели

Геополитические цели и задачи России во внутриукраинском конфликте очевидны: предотвратить военное противостояние, обеспечить политический диалог, изменить отношение к конфликту других стран. Напомним: вассальное государство Украина в данный момент воюет не с Россией, а с собственными гражданами, которые с позиции официальной идеологии Киева «недостаточно орки».

Лекарство должно быть системным, мощным и эффективным. Глубина поражения и длительность воздействия националистическими, русофобскими идеями на Украине превышают аналогичные показатели фашистской Германии. Наш сосед в этом соревновании лидер и по набору используемых технологий.

Текущая задача – спасти оставшееся население Украины от последующей культурно-идеологической деградации и дальнейшей «оркаизации», заложить основы для рационального мышления и возможности самостоятельно определять ориентиры и направления своего развития, фундамент для последующей денацификации внутренней политики, деолигархизации экономики, освобождения от зависимости во внешнеполитических делах, воссоединения народа в любом определенном им самим политическом формате.

Поле битвы – школа и ВУЗ

В военно-политическом аспекте ситуация представляется более определенной. Известны позиции оппонентов, собственные ресурсы и возможности, идет тонкая дипломатическая игра. С переменным успехом реализуется информационное противостояние, есть определенные успехи, но все же ситуация далека от перелома в объединенную пользу русского и украинского народов.

В отношении глобального цивилизационного контекста происходящих событий перечень действий, очевидно, должен быть рассчитан на долгосрочную перспективу.

Что мы должны сделать для Украины в частности и для всего русского зарубежья в целом? Протянуть руку поддержки, помощи, дать четкий императив: «Вы не одни, где бы вы ни жили, в каком государстве (при всем уважении его суверенных прав), у вас есть Родина, исток, основа цивилизационных ценностей и одновременно площадка для реализации ваших возможностей, интересов, потребностей».

Сфера образования является самой удобной платформой для реализации компенсирующего социогуманитарного воздействия в отличие от более наглядного, но не такого дальнодействующего оружия – средств массовой информации и Интернета.

В первую очередь гражданам иностранных государств необходимо предоставить возможность сдать Единый государственный экзамен в России или по месту их постоянного жительства. Минимальный набор предметов в обязательном порядке должен включать историю России, русский язык, русскую литературу. Наличие «международного» сертификата ЕГЭ в дальнейшем должно, помимо возрастающего признания данной процедуры и престижа российской системы образования, обеспечивать упрощенное получение гражданства и поступление в организации высшего и среднего профессионального образования, обучение в которых может осуществляться как на платной основе, так и в случае высоких баллов и имеющихся достижений за счет бюджета.

Сразу стоит отметить высокую ресурсозатратность данного подхода и недостаточно быструю реакцию правовой и управленческой систем, когда оперативно-тактические решения запаздывают на недели и месяцы, а стратегические – на годы и десятилетия.

Оптимизм внушает тот факт, что под воздействием санкций и внешним давлением российская бюрократическая машина стала действовать более эффективно, адекватно и с меньшими издержками. И сфера образования здесь может стать пионером, локомотивом.

Механизм поддержки лояльного и конструктивно настроенного по отношению к России сообщества граждан иностранных государств существует. Он базируется на взаимодействии образовательных организаций в сетевой форме, сама же эта деятельность может вестись в электронном и дистанционном режимах. Статьи 15 и 16 федерального закона «Об образовании» (№ 273-ФЗ) предполагают возможность сетевой формы обучения как на территории страны, так и за ее пределами. Этот подход позволяет создавать программу с использованием ресурсов нескольких организаций, в том числе иностранных, а также при необходимости с привлечением учреждений иного типа, как то: научные, медицинские, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и прочие.

Объективный фактор – приезд в Россию более одного миллиона жителей бывшей Украины с перспективой вовлечения в региональную хозяйственную деятельность. И это может быть только началом – с учетом активизации боевых действий, миграции населения с других территорий в силу общего экономического упадка это число может возрасти до пяти – семи миллионов.

Объективно они неспособны быстро получить образование по российским стандартам. Но пройти подтверждение квалификации, дабы иметь для трудоустройства документальное свидетельство своих навыков и профессиональных качеств, могут уже сейчас.

Все нужное – детям

Формирование общенациональной системы поиска и содействия развитию одаренных детей в России не является неким окончательным достижением. Логический следующий шаг – охват ближнего зарубежья, а в перспективе различных уголков планеты, где затронуты экономические и геополитические интересы страны.

Один из первых аспектов – поиск таких детей среди той части населения иностранных государств, которая планирует переехать в Россию на постоянное жительство.

Второй аспект – целенаправленное взаимодействие с жителями государств, которые намерены остаться на территории своего проживания, но при этом рассчитывают на возможность для своих детей получить российское образование с последующей интеграцией их будущей деятельности с Россией в сферах культуры, науки, экономики. Важно дать зарубежной общественности широкие возможности ознакомления с элементами и стандартами отечественной общей, средней и высшей школы. Российские учебники, пособия, интернет-ресурсы по истории, русскому языку, литературе и другим предметам должны появляться сначала как альтернативные, вспомогательные, с последующим внедрением в повседневную практику. Очевидная цель этих материалов – подготовить молодых жителей иностранных государств к участию в конкурсах, олимпиадах и иных проектах, реализуемых нашим государством и образовательными организациями.

Необходима целенаправленная государственная поддержка в форме субсидий, грантов, открытых конкурсов вузов и других образовательных организаций, работающих на ближнее и дальнее зарубежье. Сетевая форма программ, электронные и дистанционные образовательные средства – основа долговременной «мягкой силы», совокупности социогуманитарных технологий воздействия на активные слои населения.

Источник